Большинство населения страны против силового решения конфликта
В 2015 году Украина официально – в Стратегии национальной безопасности и в Военной доктрине – признала Россию главной угрозой своей безопасности. Большинство граждан страны разделяют эту точку зрения. Ученые говорят о феномене «ментального отчуждения» между украинцами и россиянами, последствия которого невозможно будет преодолеть в 2016 году.
Соцопросы, которые с 2007 года синхронно проводят Киевский международный институт социологии и российский Левада-Центр, в завершающемся году впервые зафиксировали практически одинаковое отношение граждан двух стран к соседнему государству. До 2014 года традиционно большее число украинцев хорошо относились к России - лучше, нежели россияне к Украине. В прошлом году ситуация стала меняться. К осени 2015-го эмоции уступили место определенности. Плохо к соседней стране относятся 53% украинцев и 56% россиян, хорошо – 34% и 33% соответственно.
Если до событий в Крыму и в Донбассе оба народа выступали за сохранение открытых границ и безвизового режима, то сейчас такого мнения придерживаются 45% украинцев и 59% россиян. Возвести пограничные барьеры желали бы 46% граждан Украины и 25% граждан РФ. О популярной некогда идее объединения в одно государство на фоне последних событий вспоминают 2% украинцев и 8% россиян.
Причины и последствия такого общественного мнения проанализировал украинский Центр Разумкова, который регулярно проводит свои социологические опросы. По его данным, каждый второй украинец считает конфликт в Донбассе «захватнической войной России против Украины». Учитывая аннексию Крыма, более 70% граждан Украины назвали Россию «страной-агрессором».
«Очевидно, такое отношение будет носить стойкий и длительный характер, поскольку у большинства граждан Украины оно сложилось на основе непосредственного опыта, российская агрессия стала фактом их личной жизни: 2% принимали участие в боевых действиях, 42% имеют родственников или близких знакомых, которые были мобилизированы или воевали, 9% задействованы в волонтерских движениях по поддержке армии, 5% – по поддержке беженцев», – отметил содиректор программ внешней политики и международной безопасности Центра Разумкова Михаил Пашков в статье для научного издания «Агора».
В России же, по данным Левада-Центра, 45% граждан убеждены, что события в Донбассе – следствие вмешательства Запада, 27% – следствие националистической политики нового украинского руководства, 15% считают, что в Донбассе длится протест местного населения против власти, сменившей команду Виктора Януковича. Отношение большинства к ситуации складывается не на основании личного опыта, а под влиянием телевизионной картинки.
В этом, по словам экспертов, принципиальная разница: общество, дружелюбно настроенное по отношению к соседям, пережило шок и получило «травмирующий опыт». Соседи, которые переживают войну, к счастью, не на своей территории, а по телевизору, совершенно иначе относятся к ситуации.
«Возникло глубинное отчуждение между гражданами Украины и России. Очевидно, именно эта гуманитарная, точнее, ментальная составляющая российско-украинского конфликта на длительное время будет определять характер, атмосферу и специфику отношений Киева и Москвы», – отметил Михаил Пашков. Он считает, что к нынешней ситуации привело недопонимание, которое накапливалось между Украиной и Россией годами, поскольку отношения между ними не были равноправными: «Они носили асимметричный, «москвостремительный» характер и осуществлялись (в частности, в период президентства Януковича) по формуле византийского политико-экономического бартера: экономические преференции в обмен на политические уступки».
Аналитики Центра Разумкова считают, что разрушение старой системы проходило в три этапа, от «мягкого убеждения» Киева в целесообразности евразийской интеграции – к «жесткому принуждению» периода газовых и торговых войн – и далее к «аннексии части территории и вооруженной агрессии».
Но поставленные цели привели к противоположным результатам. Отношение граждан ухудшилось не только к соседним государствам, но и к народам, которые ранее воспринимались как «братские». Если в 2013 году около 90% украинцев доброжелательно и по-дружески относились к россиянам, то год назад, в декабре 2014-го, такое отношение сохранили только 37%. Число тех, кто настроен негативно, увеличилось до 37%. В то же время в России уровень негативного отношения к украинцам возрос до рекордного показателя 63%. Примечательно, что изменился и рейтинг президента Владимира Путина: в России уровень поддержки достиг максимальных значений; в Украине, где российский лидер ранее всегда был популярнее местной власти (рейтинг Путина достигал 60% в 2009 году), в 2014-м уровень негативного к нему отношения достиг 76%.
Свежих данных нет, но политологи предполагают, что тенденция сохранилась на фоне развития ситуации в Донбассе.
Как граждане Украины воспринимают эти события, выяснил фонд «Демократические инициативы» им. И. Кучерива». Соцопрос был проведен в октябре сего года при поддержке фонда «Возрождение». Оказалось, что 49% украинцев видят будущее территорий, которые сейчас контролируются ДНР и ЛНР, в их возвращении в состав Донецкой и Луганской областей на тех же условиях, которые существовали до конфликта. Еще 22% склоняются к тому, чтобы расширить полномочия местной власти в Донбассе. Только 2% выступили за присоединение ДНР и ЛНР к России, а 4,5% поддержали идею независимости республик.
Завершение войны путем компромисса поддерживают 75% украинцев. Однако рамки компромиссных решений украинцы видят по-разному: 21% согласны на любые условия, лишь бы прекратились боевые действия; 54% требуют, чтобы украинская власть взвешивала каждый шаг и не принимала решений в ущерб интересам всего государства. Примечательно, что среди жителей Донбасса (опрос проводился на территории, подконтрольной Украине) почти 60% поддерживают любые компромиссы, но около 35% выступают за продуманность решений. Силовой способ разрешения конфликта видят в целом 14% населения.
При этом 53% украинцев поддерживают идею ввода на территорию Донбасса международной миротворческой миссии, из них только 2% допускают участие российских сил в такой миссии. Против идеи миротворцев в Донбассе выступают 27%. Если в западных и центральных областях страны подавляющее большинство положительно оценивает эту инициативу украинской власти, то на юге и востоке голоса распределились почти поровну: 45% и 39% положительно против 38% и 33% отрицательно. В Донбассе против миротворцев – 68% населения.
В урегулирование ситуации путем проведения местных выборов украинцы, видимо, не верят. Считают обязательными предварительными условиями для их организации соответствие украинскому законодательству (39%), восстановление Украиной контроля над границей с РФ (26,5%), выведение с территории ДНР и ЛНР российских военнослужащих (26%). Аналитики фонда отметили, что на неподконтрольной Украине части Донбасса 36% жителей не могут ответить на вопрос, как им видится проведение выборов; 25% вслед за соответствующими заявлениями лидеров ДНР и ЛНР согласны провести голосование в соответствии с законами Украины (но, вероятно, после согласования процедуры); еще 22% заявили, что условий не должно быть, просто нужно признать результаты того голосования, которое де-факто состоится.
Но категорически против такого сценария выступает население Украины. Как пояснил в своей статье Михаил Пашков, «под лицемерными лозунгами сохранения целостности Украины российская сторона пытается «имплантировать» в Украину оккупированные районы в нынешнем их виде и на российских условиях («троянский» сценарий). Цель этого – разрушение Украины изнутри».
Коментарі — 0