Вступление в силу постановления Кабинета министров Украины о запрете поставок товаров и услуг в оккупированный Крым – это одна из немногих возможностей крымскотатарского народа бороться за свои права
Вступление в силу постановления Кабинета министров Украины о запрете поставок товаров и услуг в оккупированный Крым – это одна из немногих возможностей крымскотатарского народа бороться за свои права. Об этом заявил в эфире Радiо Свобода заместитель директора крымскотатарского телеканала ATR Айдер Муждабаев.
Насколько почувствуют нынешнее правительственное решение о блокаде в самом Крыму? Как реагирует на такие шаги крымскотатарское сообщество на полуострове?
Отношение к решению украинской власти напрямую зависит от того, как сам человек относится к нынешнему положению Крыма. У крымских татар отношение очевидно однозначное, так как там каждую неделю исчезают люди. На прошлой неделе исчезла 16-летняя девушка, просто ушла из дома в институт и не вернулась. До этого мужчины исчезали – таких случаев много. Поэтому крымские татары это воспринимают как борьбу за свои права. Потому что положение, в котором они оказались, не предусматривало бы никаких намеков на хорошее будущее, если бы Украина продолжала сотрудничать с Крымом, как она сотрудничала до сих пор. Также там есть люди, которые всегда считали, что Украина для них желательная страна. Те же, кто считал, что их Россия спасет, накормит и сделает их богатыми и счастливыми, они, конечно, сейчас озадачены. Но они своего мнения пока не изменили.
Но, возможно, это мнение будет меняться с каждым следующим шагом. Например, энергетическая блокада Крыма, организованная общественными активистами, оказалась достаточно эффективной. По вашему мнению, если теперь будут ограничены поставки товаров в Крым, какими альтернативными путями Россия сможет наладить поставки, насколько быстро и дорого это будет?
Я анализировал этот вопрос со специалистами-энергетиками. Россия будет, конечно, делать какие-то шаги для того, чтобы независимо от Украины наладить поставки товаров и электроэнергии. Но дело в том, что Крым становится глубоко дотационным регионом. Он, собственно, таким и был, но сейчас расходы, конечно, вырастут, потому что сложная логистика, потому что есть только один путь поставки товаров. Это путь отличный от того, которым каждый день въезжали по несколько сотен фур с Украины. Здесь уже другая система, здесь уже надо поставлять товары из России, а они, конечно, дороже. Приехал вот человек из Крыма и сказал, что цены растут, в то время как ассортимент товаров уменьшается. Сложности там ощущаются.
Что касается электроэнергии, то она не берется ниоткуда. Надо строить электростанцию – ее надо строить в самом Крыму или на континентальной части, где-то в Краснодарском крае. И то, и другое очень дорого, требует больших инвестиций. И есть такой фактор, как оборудование зарубежное – это также проблема, потому что на любую компанию, которая этим будет заниматься, западную или китайскую, могут наложить санкции, это также риск для бизнеса. А Россия технологически слаба, поэтому, на мой взгляд, все это будет дорого и долго.
Коментарі — 0