Кремль продолжает упорствовать в грехе, не желая вести переговоры по Крыму, но бесконечно это продолжаться не может.
Кремль продолжает упорствовать в грехе, не желая вести переговоры по Крыму, но бесконечно это продолжаться не может. Киеву уже сейчас необходимо иметь собственную повестку по аннексированному полуострову и активно навязывать ее российское стороне.
Президент Украины Петр Порошенко заявил во время общения с журналистами FoxNews в швейцарском Давосе, что Украина готова провести в Крыму местные выборы после установления над ним суверенитета.
«Мы обязательно вернем Крым. После возвращения Украина готова организовать там местные выборы», – написал в Twitter пресс-секретарь Порошенко Святослав Цеголко.
Вопрос возвращения Крыма постепенно переходит в практическую плоскость. Но пока у Киева нет детальной стратегии его освобождения. По официальным сообщениям, такую работу проводит СНБО, но, когда свет увидит конкретный документ, неизвестно. Руководство страны демонстрирует публичную решительность (если сравнивать с ситуацией конца 2014 – начала 2015 годов) вернуть утраченную территорию. При этом Кремль заявляет, что вопроса аннексированного полуострова «не существует», но делает это весьма неуверенно. Чем дольше там будут упорствовать, оказываясь признать бесперспективность «Крымнаша», тем хуже для них же.
Возникает вопрос, почему Порошенко акцентировал внимание именно на выборах? Электоральный процесс – завершающая стадия реинтеграции полуострова в украинское политическое и правое поле. Если относиться к сказанному серьезно, то получается, что официальный Киев на предварительном этапе пытается поставить телегу впереди лошади.
Есть более серьезные проблемы, на которые стоит обратить внимание уже сейчас. Первое. Крым нельзя возвращать в том виде (пророссийский анклав), в каком он был потерян. Это опасно для будущего обновленной украинской государственности. Как только у «соседа» экономические и политические проблемы будут нарастать, российская элита может пойти на переговоры по будущему статусу полуострова. Западное сообщество активно подталкивает Москву на пересмотр агрессивной политики. И Киев к тому моменту должен иметь готовую повестку дня.
Обратите внимание, даже выполнение пресловутых минских договоренностей не гарантирует Кремлю полного снятия санкций и «индульгенции» за оккупацию Крыма. После захвата украинского полуострова режим российского президента Владимира Путина будет под санкциями постоянно. И они будут только ужесточаться.
Решение Высокого суда Лондона по делу об убийстве экс-сотрудника ФСБ Александра Литвиненко привело к серьезнейшим имиджевым потерям лично для кремлевского главаря. Западная пресса пестрит разгромными заголовками. Путина прямым текстом называют «педофилом» и «преступником». За всю историю России не было случаев, когда еще действующего лидера страны так громко и с высоких трибун называли последними словами, обвиняя в тяжких преступлениях и моральном разложении.
Образно выражаясь, Путину вручили «черную метку». Так называемые системные либералы в российском правительстве прекрасно понимают: такое клеймо смыть уже нельзя. Одним выстрелом британцы убили двух зайцев: спровоцировали массированную информационную кампанию против агрессора и посеяли зерна горьких сомнений в кремлевском стане. Отныне Путин (в глазах российских клептократов) перестал выполнять свою главную функцию – гаранта сохранности на Западе активов и денег, вывезенных из России. Теперь западные политики несколько раз подумают, прежде чем встречаться публично с российским президентом, жать ему руку и о чем-то договариваться. Кстати, Путин в последнее время минимизировал зарубежные визиты. Видимо, опасается, что ему будут задавать неудобные вопросы и байками про «половой орган бабушки» тут уже не отделаться.
Захватывая Крым, Путин думал, что «переиграл» всех благодаря фактору внезапности. И теперь мы наблюдаем финал такой инфантильной «тактики», которая не выдержала системного давления со стороны Запада.
Второе. Правительственные либералы уже начали переобуваться. Особенно это заметно по их поведению на недавнем Гайдаровском форуме. Участники говорили неприятные вещи о ситуации в российской экономике, стараясь при этом отмежеваться от собственного участия в построении «развитого феодализма» в стране. Много шума наделало заявление главы Сбербанка России Германа Грефа, назвавшего Россию страной-дауншифтером.
Для внимательных наблюдателей «русский мир» стал признаком политической невменяемости руководства России и его полнейшей беспринципности. Сначала по телевизору они рассказывали о «защите русских Донбасса», затем под давлением Киева, санкций и собственных просчетов сменили пластинку, заявив, что Донбасс – территория Украины, но на «особых условиях». Кремлевские «стратеги» давно привыкли переобуваться в воздухе, и сдача Крыма для них – вопрос не принципа, а конкретной материальной выгоды. Только наивный российский телезритель может думать, что захват украинской территории был символом русского «патриотизма». Из этого они делают глупый вывод, что Крым Украине «никогда не вернут». Придется вас разочаровать, господа. В российской власти нет «патриотов». Там сидят расчетливые дельцы, для которых крымские ватники – расходный материал.
С захваченным полуостром может произойти примерно следующее. Сначала Москва станет активнее навязывать Киеву и западным лидерам идею «повторного референдума». Робкие попытки предпринимались еще в прошлом году, теперь об этом будут говорить чаще. Затем предложат проект формально независимой «Республики Крым», на территории которой сохраняются российские войска. После может «выстрелить» даже абсурдная идея «совместного управления» территорией. Все три варианта – кот в мешке. Некоторые европейские политики будут готовы и на такое. Киеву категорически нельзя соглашаться. Только полный вывод оккупационного контингента с украинской земли, восстановление суверенитета и выплата Москвой соответствующих компенсаций.
Третье. Необходимо детально проработать будущий конституционный дизайн. На возвращенной территории на 2-3 года ввести строгий переходный период. Никаких выборов и местного самоуправления. Только военные и гражданские администрации. Уже сейчас власти страны должны ввести в правое поле понятие коллаборационизма, дабы отсечь крымских украинофобов от предстоящего электорального процесса. Их необходимо на законных основаниях лишить ряда политических прав. Важно определиться с административным статусом территории. «Государственная автономия», которую предлагает первый президент Леонид Кравчук, не подходит совершенно. Нужно выбирать: или рядовая область, или крымскотатарская автономия с влиятельным арбитром в виде назначенного из центра префекта.
И это лишь малый перечень проблем, которые стоит решить непосредственно перед реинтеграцией полуострова. Как видим, вопрос выборов тут не на первых позициях. Ясно одно, Крым в прежнем формате «территориальной автономии» возвращать не стоит. Иначе через 10-20 лет в Кремле появится еще один «собиратель земель», и мы получим очередной изматывающий конфликт.
Коментарі — 0