Станислав Белковский: Тимошенко сделает все, чтобы не отдать власть

Станислав Белковский: Тимошенко сделает все, чтобы не отдать власть

Известный российский политолог спрогнозировал развитие отношений Киева и Москвы после выборов.

С известным российским политологом, руководителем Института национальной стратегии «Главком» поговорил о ставках России в ходе украинских выборов Президента, будущем отношений между нашими странами и перспективах развития политической ситуации в Украине после определения победителя наших выборов.

ЯНУКОВИЧ – БОЛЬШОЙ МАСТЕР ПРОИГРЫВАТЬ

Как вы считаете, закончатся ли выборы в Украине оглашением их результата Центризбиркомом?

По большому счету, думаю, да. Определенные волнения и попытки доказать, что фальсификации имели место, будут, но они, на мой взгляд, в конечном счете не повлияют на результат. Политическая элита устала от подобных телодвижений.

Кроме того, если бы разрыв во втором туре был полпроцента, это имело бы какой-то смысл. Если же разрыв будет более существенным, – что, скорее всего, и случится, – то, думаю, обе стороны примут этот результат еще до объявления официальных итогов ЦИК и будут строить отношения, исходя из полученного результата. Ведь на этом украинская политика не заканчивается. Это не игра с нулевой суммой, как в России, а фактически приглашение к продолжению политических торгов.

То есть, Майдана не будет?

Думаю, нет. В народе нет той концентрации протестной энергии, что была в 2004-м, и люди, в основном, не расположены выходить на Майдан. А за деньги настоящий Майдан не устроишь.

Я к тому, что Борис Березовский в интервью «Главкому» спрогнозировал, что выбор между очень плохим и очень плохим, как он называет наши выборы, может закончиться тем, что народ внезапно выйдет на улицы, появятся новые лидеры и Президентом Украины вообще может стать не Виктор Янукович и не Юлия Тимошенко.

В данном случае он, скорее всего, намекает на Виктора Ющенко, который в случае затяжных волнений может остаться у власти. Или фигуру, подобную нынешнему Президенту.

Я думаю, что принципиальной мировоззренческой разницы между Януковичем и Тимошенко нет. При этом между ними, конечно, есть масса субъективных различий. Янукович – это «крепкий хозяйственник», абсолютно лишенный политических талантов. Тимошенко, напротив, – очень талантливый публичный политик, не слишком пригодный, как показывает практика, к управлению экономикой. Но к демократии они относятся одинаково. Общий для них принцип состоит в том, что демократия – это хорошо, когда мы в оппозиции, и плохо – когда мы у власти.

Поэтому здесь надо смотреть, какая политическая конфигурация лучше с точки зрения демократии. И в этом смысле победа Януковича, безусловно, лучше. Потому что в этом случае в стране будет два центра власти – Янукович и Тимошенко – и еще несколько субцентров внутри каждой из команд. При победе Тимошенко власть будет консолидирована в одних руках. Это вряд ли будет уничтожение демократии по российскому образцу, поскольку, конечно, Украина – не Россия, как справедливо замечал Леонид Данилович Кучма, и определенные демократические инструменты и институты при любом лидере сохранятся. Однако все равно это будет серьезное наступление на тот уровень демократии и гражданских свобод, который был достигнут при Викторе Ющенко. Поэтому я считаю, что именно с точки зрения демократии, безопаснее победа Януковича.

Еще один вариант решения судьбы выборов – это судебные разборки. В связи с этим в Партии регионов опасаются, а в БЮТ надеются на то, что Янукович никогда не был силен в долгосрочной игре. То есть, если разбирательства в судах будут продолжаться более двух-трех недель, он может, как в 2004 или 2007 году, просто отдать победу своим оппонентам. Насколько вероятен такой вариант развития событий?

Янукович может отдать победу в любой критической ситуации, поскольку он вообще большой мастер проигрывать. Но здесь дело не в Януковиче, а в позиции элит. На мой взгляд, сегодня нет такой консолидированной элитной группы, которая была бы настолько заинтересована в победе Юлии Тимошенко и поражении Виктора Януковича, что будет идти до конца в реализации «аварийного» сценария.

ВЛИЯНИЕ РОССИИ НА ПРЕЗИДЕНТСКИЕ ВЫБОРЫ БЫЛО НУЛЕВЫМ

Насколько значительным, по-вашему, было влияние России на ход этих выборов, особенно по сравнению с предыдущими избирательными кампаниями?

На этот раз оно было нулевым. До этого оно было нулевым только в декабре 1991 года, поскольку тогда Россия еще не сложилась как геополитический субъект. Но, уже начиная с выборов 1994 года, Россия весьма серьезно влияла на исход президентских выборов в Украине, определяла своего фаворита, и этот фаворит побеждал и в 1994, и в 1999 годах. Другое дело, что после победы этот фаворит рассматривал свои обязательства перед Россией как очень условные и, как правило, нарушал их. Но, в любом случае, влияние России на процесс выборов и определение их результата было заметным.

И в 2004 году степень вмешательства России в предвыборный процесс была просто огромной, – другое дело, что эта история закончилась поражением Кремля, а не победой, как в предыдущих кампаниях. Сегодня – первые выборы, когда Россия вообще не вмешивается в их ход и не имеет на них ярко выраженного фаворита.

А почему так случилось?

Потому что после революции 2004 года официальная Россия, в полном соответствии с моралью известной басни «Лиса и виноград», посчитала, что Украина как геополитический партнер, как стратегический спутник ее больше не интересует. Ее интересует Украина как территория для бизнеса, а с кем договариваться по бизнесу – по большому счету все равно.

Если бы, скажем, Олег Тягныбок имел шансы выиграть выборы Президента и рассматривался Кремлем как наиболее надежный партнер с точки зрения выполнения договоренностей, то Россия договаривалась бы и с Тягныбоком. Конечно, эти договоренности были бы, в основном, непубличными, но они бы имели место.

Существует мнение, что единственный интерес России в ходе этих выборов состоял в том, чтобы на второй срок не переизбрался Виктор Ющенко. Якобы поэтому Михаил Зурабов приехал в Киев только после того, как стало ясно, что Ющенко не выходит во второй тур…

Да, конечно. Это, скорее, символический интерес, поскольку Ющенко является символом поражения Кремля в 2004 году. Именно этим обусловлена личная ненависть к нему и со стороны Владимира Путина, который тогда принес на алтарь победы Януковича всего себя, и Дмитрия Медведева, который как руководитель администрации Президента России был непосредственным куратором проекта «Янукович».

То, что Зурабов приехал в Киев только после первого тура, – тоже чисто символический жест для того, чтобы унизить Ющенко и показать, что Россия не будет иметь дело с ним, но зато будет – с любым следующим Президентом Украины, кто бы им ни стал. Если бы Кремль хотел показать свое предпочтение кому-либо из кандидатов, Зурабов приехал бы после второго тура, а не первого.

Кто из финалистов нынешних выборов является наиболее выгодным для Кремля Президентом Украины?

Скорее, Тимошенко. Во-первых, она говорит на ясном, понятном Кремлю языке бизнеса. Янукович же вообще , как мы знаем, плохо говорит, он часто путается в мыслях и не может четко сформулировать, что именно он готов дать, а что хочет взамен. В нынешнем Кремле многие склонны считать его человеком сумеречного сознания. Тимошенко же мыслит ясно и грамотно формулирует свои мысли.

Во-вторых – и это главное, – в случае победы Тимошенко в Украине возникает единый центр власти, и Кремлю становится понятно, с кем здесь можно договариваться и кто отвечает за выполнение обязательств.

Ведь в случае победы Януковича в Украине снова возникнут два центра власти, как при Ющенко. Янукович будет договариваться с Кремлем отдельно, Тимошенко – отдельно, а потом они будут бороться друг с другом за то, чтобы не дать второй стороне выполнить ее обязательства. А Кремль от этого устал, Кремль этим раздражен. Поэтому он и хочет, скорее, победы Тимошенко.

Я повторю, это не связано ни с политическими, ни с идеологическими предпочтениями, а только с бизнес-факторами: всегда легче договариваться с одним центром власти, чем с несколькими.

ЕСЛИ ПОБЕДИТ ТИМОШЕНКО, НИ ОДНОГО ПОЛИТИКА ПЕРВОГО ЭШЕЛОНА, КРОМЕ НЕЕ САМОЙ, В УКРАИНЕ НЕ ОСТАНЕТСЯ

Вы говорите, что Тимошенко создаст в Украине однополярную систему…

Она ее не создаст, эта система объективно возникнет в результате ее победы. Ни одного политика первого эшелона, кроме нее, в Украине просто не останется.

В любом случае, это довольно легко представить. То, что Партия регионов в случае поражения Януковича посыплется, практически не подлежит сомнению. Но почему вы уверены в том, что в случае победы Януковича БЮТ останется и будет составлять основу второго центра власти – Тимошенко?

Конечно, какое-то количество депутатов от БЮТ может перетечь к Януковичу. Но это – несимметричная ситуация. Ведь если победит Тимошенко, она будет обладать всей полнотой власти – и исполнительной, и законодательной. Поэтому для всех продажных украинских политиков вполне резонным будет бежать к этому центру власти.

Если же победит Янукович, то все равно больше власти останется у Тимошенко. И вовсе не факт, что бежать надо будет к Януковичу, у которого реальных полномочий будет немного…

Не стоит забывать и о событиях 2007 года. Тогда некоторые депутаты-бизнесмены поспешили к Януковичу, а вскоре лишились и депутатских мандатов, и тех рычагов влияния, на доступ к которым рассчитывали. Поэтому я думаю, что сегодня многие депутаты не повторят эту ошибку, прекрасно понимая, что Янукович – это недостаточно надежная опора, чтобы к ней стремглав бежать.

Кроме того, как только Янукович станет Президентом, обострится конфликт групп влияния внутри Партии регионов. Это сейчас Партия регионов сплочена идеей победы на выборах, причем эта победа опять-таки будет носить скорее символический характер, нежели политический. Ведь те же самые Ахметов, Клюев договорились бы с Тимошенко – и уже прежде договаривались по отдельным вопросам - достаточно легко. Более того, с Юлией Тимошенко по некоторым вопросам им даже удобнее было бы иметь дело, чем с Януковичем. Для них важно просто выиграть, перевернуть страницу унижения и позора, пережитого сначала в 2004 году, а потом – в 2007-м, когда Партия регионов согласилась на досрочные парламентские выборы безо всяких юридических обоснований и фактически проиграла их.

Но что будет дальше, после этой победы? Дальше, мне кажется, для Ахметова и Клюева будет гораздо важнее оттеснить группу Левочкина, чем способствовать концентрации власти в руках Януковича. А для этого им опять же нужно будет в известной степени поддерживать Тимошенко, договариваться с ней, поддерживать баланс сил между Тимошенко и Януковичем. Ведь поддержание этого баланса гарантирует жизненно важные интересы основных групп влияния внутри Партии регионов. Если этого баланса не будет, то повторится ситуация 2006 года, когда основные спонсоры кампании «регионалов» неожиданно не обнаружили своих представителей в составе Кабмина Януковича и были этим премного разочарованы.

Допустим, в случае гипотетической победы Тимошенко Партия регионов исчезнет с оппозиционной сцены. Но тем самым она освободит оппозиционную политическую нишу. Вы не верите в наших новых лидеров?

Эти лидеры на самом деле такие же новые, как Тимошенко и Янукович – я имею в виду Сергея Тигипко и Арсения Яценюка. Они взрощены в рамках системы и являются абсолютно системными фигурами. Тигипко вообще мог стать в 2004 году преемником Кучмы и, кстати, если бы он им тогда стал, то, вполне вероятно, выиграл бы президентские выборы у Ющенко.

Ясно, что тот же Тигипко не является революционером без страха и упрека. Эти люди могут играть по правилам, которые установит для них действующий Президент. Если это будет Тимошенко, значит, она определит им место в оппозиции.

Если бы Янукович стал главой государства в 2004 году, то я представляю себе, как выглядели бы результаты выборов Президента Украины в 2010-м. Янукович набрал бы 60%, Тигипко как воплощение неосуществимой мечты о Европе и западной жизни – 20%, и, наконец, Симоненко как олицетворение столь же неосуществимой мечты о возвращении в СССР – 10%. Еще 10% – за всех остальных и против всех. То есть, в выборах принимали бы участие Янукович, который выиграл бы их в первом туре, и его псевдооппозиционные сателлиты.

Примерно такая же система сложится в случае победы Тимошенко. И Тигипко, и Яценюку будет предложена роль этих псевдооппозиционных сателлитов власти.

Допускаете ли вы появление в Украине некой внесистемной оппозиции?

Вы имеете в виду такой, которая придет к власти за пределами политических процессов, с помощью революции, бунта? Пока я не вижу точки консолидации для такой политики. В конце концов, и Оранжевая революция не была в чистом виде восстанием масс, она была делом элит. Она стала возможной благодаря тому, что для значительной части украинских элит, официально представленных в парламенте, имевших доступ к тогдашнему Президенту Кучме и возможность влиять на его позицию, Янукович был категорически неприемлем – не столько как фигура, сколько как воплощение сценария трансформации Украины в направлении авторитарной клептократии российского образца.

Появление внесистемных форм оппозиции возможно только в том случае, если в этом будет заинтересована какая-то элитная группа, то есть оппозиция системная. Пока мне кажется, что вся украинская элита так или иначе заинтересована в том, чтобы культивировать реальные политические институты, чтобы они стали дееспособными и авторитетными. Это связано с инстинктом самосохранения украинской элиты. Уже поэтому я не вижу с ее стороны особой заинтересованности в культивировании внесистемных форм политического процесса и оппозиции.

КРЕМЛЬ ЗАИНТЕРЕСОВАН В СТАБИЛЬНОЙ УКРАИНЕ

Вы утверждаете, что отношения между Украиной и Россией перешли из разряда геополитических в разряд бизнес-отношений. Вы не могли бы охарактеризовать их идеальную модель?

Многие наблюдатели переоценивают стратегичность кремлевского мышления. Конечно, вы переоцениваете его еще больше, чем мы, поскольку вы дальше, здесь миф о Кремле культивируется искусственно. То есть, Кремль – это не некая внешняя сила, а внутренний фактор украинской политики. Подобно тому, как некий безумец бросил в Сильвио Берлускони макет миланского собора, так украинские политики постоянно бросаются друг в друга макетом Кремля, искусственно раздувая значимость этого фактора.

Кремль действует на очень низком прагматическом уровне…

Иными словами, заинтересованность Кремля в постоянной политической нестабильности в Украине – это миф, созданный здесь, в Киеве?

Конечно. Напротив, Кремль заинтересован в стабильности, в частности, в победе Тимошенко, потому что только это позволит быстро и эффективно с точки зрения Кремля решить определенные бизнес-вопросы или, по крайней мере, зафиксировать, что они не решены. В любом случае, покончить с хаосом, когда с одной стороны обязательства вроде бы действуют, а с другой – выполнить их невозможно, потому что тот, кто эти обязательства на себя взял, не обладает соответствующей полнотой власти.

И мне представляется, например, что Петр Порошенко – это первый за всю историю независимой Украины министр, который все прекрасно понимает. В частности, понимает глубинную мотивацию своих российских контрагентов. Ведь в свое время Порошенко закрыли въезд в Россию вовсе не по политическим мотивам, а потому, что влиятельный российский бизнесмен Олег Дерипаска увидел в нем конкурента в автомобильном бизнесе.

Я считаю, что если в ближайшем будущем будет во-первых, создан консорциум по управлению газотранспортной системой Украины, в котором не менее блокирующего пакета будет принадлежать «Газпрому», во-вторых, Одесский припортовый завод и «Укртелеком» достанутся тем компаниям, на которые делает ставку Кремль, и в-третьих, сохранится реверсный режим использования нефтепровода Одесса– Броды, то это полностью удовлетворит кремлевские амбиции по отношению к Украине, Кремль будет счастлив.

Конечно, остается еще вопрос Черноморского флота, но это – вопрос не 2010 года, а ближайших 3-4 лет. Что же касается вступления Украины ЕС и НАТО, то Кремль сегодня вполне справедливо исходит из того, что на эти процессы почти невозможно влиять, к тому же развиваются они не в пользу членства Украины в этих организациях. Поэтому, собственно, они и не являются для Кремля сами по себе раздражающим фактором.

А такие вопросы, как русский язык и подобные ему?

Этот вопрос никогда не волновал Кремль на самом деле. Он всегда использовался только в пропагандистских целях и только тогда, когда им нужно было прикрыть реальные интересы и реальные конфликты, связанные с большим бизнесом.

Описанная вами идеальная модель достижима при Президенте Тимошенко или Януковиче?

Если власть будет сконцентрирована в одних руках, то эта модель достижима.

То есть, эта модель в принципе устраивает и Тимошенко, и Януковича?

Конечно. Их не устраивает только, чтобы лавры достались противоположной стороне. Если Янукович будет Президентом, а Тимошенко – премьером, перетягивание каната продолжится, будут предприниматься попытки топить договоренности другой стороны. Например, если Тимошенко о чем-то договорится с Москвой, Янукович сделает все, чтобы эти договоренности не были выполнены, и наоборот. Вот почему Москва не хочет полицентричной власти, а хочет, чтобы основные властные рычаги были в одних руках.

Приходилось слышать о почти конспирологичной версии о том, почему Михаил Зурабов приехал в Киев между двумя турами президентских выборов. Якобы он это сделал для того, чтобы еще перед вторым туром провести консультации с обоими кандидатами в Президенты и склонить их к созданию своеобразной широкой коалиции – мирному сосуществованию Президента Януковича и премьера Тимошенко.

Я думаю, что такой сценарий отвечал бы интересам Москвы. Москва точно хотела, чтобы широкая коалиция БЮТ и Партии регионов была создана в прошлом году, и делала для этого все возможное. И это, кстати, еще раз показывает, насколько скромным стало влияние Москвы на политические процессы в Украине вообще и на Виктора Януковича в частности. Несмотря на бешеную заинтересованность Кремля в большой коалиции, она в итоге не состоялась.

Другое дело, я не думаю, что решать это здесь будет именно Зурабов. В конце концов, и Янукович, и Тимошенко хорошо знают дорогу и в кабинет Медведева, и в кабинет Путина. Я думаю, что такие вопросы будут обсуждаться именно на этом уровне.

Задача Зурабова – обеспечить технологию решения бизнес-вопросов после того, как все принципиальные политические решения уже будут приняты.

В СЛУЧАЕ ПОБЕДЫ ЯНУКОВИЧА ТИМОШЕНКО СДЕЛАЕТ ВСЕ, ЧТОБЫ ОСТАТЬСЯ ПРЕМЬЕРОМ

Как сложатся отношения между Виктором Януковичем и Юлией Тимошенко в случае, если президентские выборы выиграет лидер Партии регионов? Они вступят в новую фазу противостояния или, в силу действия внутренних или внешних факторов, все-таки найдут взаимопонимание друг с другом?

Прежде всего, Тимошенко сделает все, чтобы не переходить в оппозицию, чтобы не отдавать власть. Очень многие эксперты говорили, что Тимошенко сознательно уйдет в отставку перед выборами, что ей в оппозиции комфортнее, чем во власти. И только я всегда говорил, что она никогда не уйдет в отставку добровольно, ей на три порядка комфортнее во власти, чем в оппозиции.

Тимошенко прекрасно понимает, что власть, – какой бы она ни была, – создает огромные ресурсы для достижения политических целей. Сравнимых ресурсов в оппозиции нет. Как говорил один мой знакомый российский чиновник еще в 90-е годы, в любой Верхней Вольте два человека – король и министр финансов – живут хорошо. Этот тезис Юлия Тимошенко хорошо понимает. Поэтому она сделает все для того, чтобы сохранить парламентское большинство, чтобы остаться премьером.

Я думаю, что в том числе и с помощью своих тайных симпатизантов в партии Януковича Тимошенко сделает все, чтобы Янукович отказался от идеи досрочных парламентских выборов. Главным аргументом в этом случае будет то, что страна устала от постоянно нагнетаемого хаоса. Откровенно говоря, и результат этих выборов является непредсказуемым…

Она сделает все, чтобы Янукович отказался от идеи смены правительства, а наоборот – чтобы Партия регионов поддержала доукомплектование Кабинета и назначение отсутствующих министров, аргументируя это тем, что в этом году кризис продолжится, и лучше, чтобы именно правительство Тимошенко ответило за его последствия.

Я думаю, что Тимошенко будет стремиться к размену. Например, БЮТ может предоставить голоса за тех должностных лиц, которых будет вносить Янукович, – в том числе за Генпрокурора и главу СБУ, а Янукович, соответственно, обеспечит доукомплектование правительства и оставит Кабмин в покое как минимум до осени. Не исключено, что Янукович и Тимошенко совместно уберут из правительства людей Ющенко и заменят их на какие-нибудь более-менее компромиссные фигуры.

Вот к этому компромиссу Тимошенко будет стремиться, и, думаю, этот компромисс устроил бы и многих внутри Партии регионов. Ведь ряд групп влияния очень боится, что в случае, если Янукович будет формировать правительство в одиночку, они останутся у разбитого корыта. Поэтому лучше подождать и посмотреть, как будут развиваться события.

Впрочем, если бы Янукович оказался достаточно мудр и дальновиден, он бы в случае своей победы на президентских выборах сформировал нейтральное профессиональное правительство во главе с Тигипко, с участием Яценюка, еще пары экс-кандидатов в президенты и представителей сразу нескольких политических сил. Под такое правительство можно было бы создать новое относительное устойчивое парламентское большинство в составе Партии регионов, НУНС и Блока Литвина. Другое дело, что до сих пор Виктор Федорович не давал нам оснований подозревать его в излишней политической мудрости. Досрочные выборы-2007 он накликал на свою голову сам – сначала сформировав Кабмин, чей состав не устраивал многих его же союзников, потом – начав совершенно бессмысленный с практической точки зрения процесс перевербовки депутатов БЮТ и «Нашей Украины». Детонатором же взрыва тогда стало явно политически неумное решение «антикризисной» коалиции принять закон «О Кабмине», ограничивавший и без того скудные полномочия Президента.

Насколько вероятно проведение досрочных парламентских выборы в случае победы на выборах Виктора Януковича? Он уже пообещал, что распустит Верховную Раду…

Провести досрочные парламентские выборы будет достаточно сложно. Опять-таки, юридических оснований для этого нет, как не было их в 2007 году, однако тогда выборы состоялись только благодаря тому, что Ющенко и Тимошенко были едины в стремлении любой ценой их провести. Сегодня такого мощного ударного кулака нет.

Ясно, что все парламентские фракции кроме, возможно, Партии регионов, будут против проведения досрочных выборов, и не только потому что некоторые из них рискуют потерять представительство в парламенте, но и потому, что участие в выборах сопряжено с огромными затратами материальных ресурсов, а в условиях кризиса лишних ресурсов нет ни у кого.

А еще – потому что я не вижу в Викторе Януковиче несгибаемой решимости их провести. Поэтому пока вероятность досрочных выборов кажется мне не слишком большой.

Насколько велика вероятность того, что сейчас мы выбираем Президента на полный срок, на пять лет? Говорят, что новый виток кризиса может привести к перевыборам главы государства через год-два…

Ответ на этот вопрос зависит от того, будет ли проведена конституционная реформа. Я считаю, что досрочные выборы Президента возможны в случае принятия новой Конституции, Переходные положения которой будут содержать тезис о выборах Президента в определенный срок после ее принятия. Никаких других оснований для того, чтобы Президент не просидел в своем кресле все пять лет, я не вижу, хотя бы потому что, во-первых, у Президента не так много полномочий, а во-вторых, он не является лицом, ответственным за состояние экономики страны. За это отвечает правительство и парламентское большинство.

Кто сегодня в Украине может инициировать конституционную реформу, и в каком направлении эта реформа будет идти? А главное – где в нынешнем парламенте взять большинство для утверждения любых изменений в Конституцию?

В случае победы Тимошенко все решится легко. Большинство будет найдено, и конституционная реформа, направленная на усиление президентских полномочий, будет проведена.

А в случае победы Януковича быстрой новой политреформы, скорее всего, не будет. Потому что политическое поле окажется слишком фрагментировано и не допустит консолидации элит ради радикальных преобразований. Основные политические игроки будут заинтересованы, прежде всего, в поддержании баланса сил, а значит – в нынешней Конституции, которая позволяет этому балансу сил существовать с юридической точки зрения.

Что светит «новым лицам», «засветившимся» на этих выборах? Удастся ли тому же Сергею Тигипко удержать свой электорат до любых следующих выборов?

По инерции он, конечно, его не удержит, поскольку люди, которые за него проголосовали, – это не базовый электорат Тигипко. Голосование за него было фактически формой голосования против основных кандидатов, Януковича и Тимошенко. Поэтому Тигипко надо очень серьезно поработать для того, чтобы остаться и укрепиться в высшей политической лиге. Он прекрасно понимает, что наилучший способ для этого – занять ключевой пост в исполнительной власти, и он будет к этому стремиться.

Так, может, ему стоит соглашаться на соответствующие предложения уже сегодня? Ведь кому он будет нужен после выборов?

По правде сказать, он и сейчас не слишком нужен, потому что реального механизма передачи своих голосов у него нет, и даже если он призовет голосовать за одного из кандидатов, это существенно не скажется на позициях людей, проголосовавших за него в первом туре. Поэтому сейчас, на мой взгляд, он поступает правильно, развязывая себе руки для договоренностей с любым следующим Президентом. Другой вопрос – удастся ли ему договориться о том, чтобы после выборов на определенных условиях войти в правительство. Или даже – возглавить Кабмин.

А зачем кому-либо договариваться с ним о вхождении в правительство? Какой интерес он будет представлять после выборов для Президента Януковича или Тимошенко?

Я считаю, что он будет представлять интерес все равно – хотя бы с точки зрения его нейтрализации. В любом случае, его хорошо записать себе в союзники, а потом использовать в правильном направлении.

Тигипко, в отличие от Тимошенко или Ющенко, не видится мне фигурой, которая может идти до конца и действовать на свой страх и риск. Он – политик абсолютно системный, и его дальнейшая политическая карьера определится тем, сделают ли на него долгосрочную ставку определенные элитные группы.

А это отнюдь не исключено. Например, значительная часть людей, поддерживающих ныне на Партию регионов, хотела бы в среднесрочной перспективе избавиться от Виктора Януковича и иметь дело с более предсказуемым, вменяемым, а главное – политически способным лидером. И Тигипко вполне подходит для этой роли. Всей своей политической карьерой он доказал, что соблюдает обязательства перед вышестоящими инстанциями. Поэтому мне кажется, что определенным группам внутри Партии регионов выгодно поддерживать его на плаву.

И Тимошенко, если она отнесется к этому вопросу стратегически, очень выгодно иметь Тигипко, скажем, на посту первого вице-премьера. Не премьера, конечно, ведь ей нужен свой управляемый премьер, а единственной такой фигурой является Александр Турчинов.

Но даже в случае ее поражения, я думаю, она объективно заинтересована иметь его в правительстве, во-первых, чтобы как-то разделить с ним ответственность, а во-вторых, чтобы привязать его к себе и сделать невозможным использование Тигипко противоположным политическим лагерем.

Про перспективы Тигипко стать премьером при президенте Януковиче я уже говорил. Если Виктор Федорович хочет изящно развалить нынешнее большинство и сформировать своё, в составе Партии регионов, НУНС и Блока Литвина, премьерство Тигипко – наилучший вариант.

Оцените политические перспективы Виктора Ющенко. Известно, что он создает свою партию, обещает вернуться в политику. В интервью «Главкому» Роман Безсмертный заявил, что в будущем Ющенко может стать премьером…

Я думаю, что шанс стать премьером Ющенко упустил в 2008 году. Если бы тогда он согласился досрочно уйти в отставку с поста Президента и сформировать широкую коалицию в Верховной Раде, он бы тем самым открыл Юлии Тимошенко дорогу к президентскому посту, а сам стал премьером правительства широкой коалиции. Сегодня это уже нереально, поскольку у Ющенко нет того политического ресурса, который он мог бы предложить в обмен на свое премьерство. Тогда это был президентский пост, а сегодня это что, 6% голосов?

Поэтому да, Ющенко может стать лидером новой, национал-демократической политической силы и пройти в парламент на следующих выборах, но это уже не сделает его ключевым игроком. В этом смысле статус лидера оппозиционной фракции для него не существенно важнее, чем пост, например, главы Фонда Виктора Ющенко. Его влияние на реальную украинскую политику в обоих этих случаях будет примерно одинаковым.

Хотя – и в этом смысле моя точка зрения отличается от точки зрения большинства – Виктор Ющенко сыграл большую позитивную роль в новейшей украинской истории. За эти пять лет ему удалось сформировать и стабилизировать в обществе представления о демократии и гражданских свободах. И то, что эти президентские выборы проходят, в целом, чисто и корректно (истерику БЮТ перед вторым туром выносим за скобки), в режиме реальной политической конкуренции и непредсказуемости результата – во многом заслуга уходящего Президента.

Коментарі — 0

Авторизуйтесь , щоб додавати коментарі
Іде завантаження...
Показати більше коментарів
Дата публікації новини: