Заявление Виктора Януковича о том, что он все-таки определился с датой местных выборов
Заявление Виктора Януковича о том, что он все-таки определился с датой местных выборов (осень этого года) и что до этого времени нужно поменять нынешнюю избирательную систему, определило новую политическую игру. Остальные политические игроки вынуждены задуматься, как эти планы могут быть использованы против них. В недрах Банковой зреет новое избирательное законодательство, которое скоро (сроки для выполнения желания Виктора Федоровича поджимают) будет вынесено на обсуждение, а затем и на голосование в сессионный зал.
-- Зачем это регионалам?
Совсем недавно регионалы рассуждали следующим образом: «На Юго-Востоке мы независимо от системы выборов, скорее всего, сохраним свои позиции, а вот в Центре и особенно на Западе у нас нет ярких личностей, так что при мажоритарке мы можем потерять даже то, что имеем сейчас. Будем считать, что нам выгодно».
Посчитали и решили. Переход на смешанную систему на местных выборах (кроме сел и поселков), к которому все идет, во-первых, позволит регионалам отчитаться о выполнении одного из своих предвыборных обещаний, а, во-вторых, станет компромиссным решением для их соратников по коалиции – блока Литвина и особенно коммунистов, которые чистой мажоритарки боятся пуще призрака Бандеры. Но о «маленьких» чуть ниже.
Другой важный момент для регионалов – сроки выборов. На них уже был вылит ушат критики за неконституционное решение о переносе местных выборов на неопределенный срок, но нынешнее желание переформатировать местные советы именно осенью вряд ли связано с угрызениями совести.
Главный мотив, которым может руководствоваться партия власти, чтобы провести выборы, как можно скорее, – вполне прагматичный. Народ еще не успел от нее устать, и ПР может показать неплохой результат на фоне того, что весь нынешний негатив клеится к предыдущему правительству. Тем более, что результаты последних соцопросов показывают весомый процент поддержки регионалов и неутешительные цифры для БЮТ, которые могут стать еще ниже в случае ликвидации пропорционалки.
«Конечно, регионалы не могут полностью отказаться от партийной составляющей, – рассуждает глава Комитета избирателей Украины Александр Черненко. – Но, в принципе, смешанная система для них оптимальна. При полностью пропорциональной системе они вынуждены вступать на местах в коалиции с теми же коммунистами, разными пророссийскими организациями. А так там, где не получится провести своих, они будут иметь дело с мажоритарщиками от других партий – а это будут, в основном, представители бизнеса, которые чувствительны к просьбам власти».
Тем более, что при новой системе ПР, с одной стороны, сохранит влияние на тех мажоритарщиков, которым отдаст партийный бренд по «франшизе», с другой – взвалит на них проблемы с финансированием собственных кампаний. Так, можно предположить, представляют ситуацию «бело-голубые» бонзы.
Экс-коллега Черненко по КИУ, политолог Игорь Попов считает, что для регионалов все выглядит не так уж просто:
«Власть надеется выиграть административными методами, как у нас это делается всегда. Но если перенаправить ресурсные потоки или изменить силовое прикрытие – это дело недель, то перевоспитать избирателей – слишком тонкая материя. До осени они в своем большинстве будут жить под кармой Ющенко: избиратели верят, что они что-то могут решать и от них что-то зависит… Тем более, если будет изменена система, на местных выборах появится очень много городских сумасшедших, которых невозможно контролировать».
Но смеем предположить, что с «городскими сумасшедшими» ПР как-нибудь совладает да и позже ничто не помешает заставить эти штыки работать на нее.
-- Подножка для Тимошенко
Мотивом введения в действие нового избирательного законодательства называют и желание напакостить БЮТ. Глава «сердечной» фракции Иван Кириленко в очередной раз озвучил тезис, что тимошенковцы выступают за выборы по партийным спискам «с максимальной их открытостью и подотчетностью депутатов перед местной общиной».
В общем-то, позиция соратников Тимошенко относительно мажоритарки не является загадкой. Достаточно вспомнить гневный спич лидера БЮТ на последнем заседании теневого правительства:
«Я могу твердо сказать, что возвращение мажоритарщины – это возвращение той старой системы, которую основал еще Кучма, когда за округами расписывались бизнесмены, им передавался админресурс, и благодаря большим деньгам и админресурсу на мажоритарных округах власть проводила своих людей. Я считаю, что это не просто отступление от развития демократии в Украине, а это возвращение в полностью криминализированную и коррумпированную политику».
Странно, что Юлия Владимировна не вспомнила еще и тот факт, что иск в КС о ликвидации пропорциональной системы не так давно подал Игорь Коломойский. Игорь Валерьевич едва ли не прямым текстом написал, что ему дешевле и надежнее финансировать мажоритариев, чем договариваться со строптивыми (строптивой?) лидерами политсил.
Беспокойство бютовцев вполне объяснимо. БЮТ изначально строился как лидерская структура, а отсутствие других харизматиков, кроме самой Тимошенко, на местном уровне наглядно показали выборы киевского мэра. Александр Турчинов старательно пыхтел и натянуто улыбался, но это не помогло ему одолеть злополучного для Тимошенко Леонида Черновецкого. И это притом, что ЮВТ лично разъезжала с кандидатом по столичным районам, что невозможно осуществить во всеукраинском масштабе.
Бютовец Владимир Бондаренко напоминает, что сам три раза избирался по мажоритарному округу, но саму систему считает неправильной:
«У нас почему-то сложилось впечатление, что депутат, привязанный к округу, должен исполнять функции сантехника или врача. Депутат должен создавать нормы организации жизни на местном уровне, а выполнять их должна исполнительная власть. Ни к одному депутату на западе никто не может обратиться с просьбой выделить деньги или отремонтировать квартиру. В варианте смешанной системы половина депутатов становится сантехниками, но политической ответственности у них нет, их никто не контролирует».
Больная тема для Тимошенко – чистота списков. Если уж на парламентском уровне в список попали люди со, скажем так, спорной репутацией, то в списки, составляемые на местах, Юлии Владимировне и подавно вникать было некогда. Что и привело к всплытию в них криминальных авторитетов и отступлением от партийной линии целых делегаций местных бютовцев.
Скорые местные выборы могут помочь Тимошенко в решении проблемы «чисток». По словам Кириленко, бютовцы не исключают их проведения в самом конце года или 27 марта 2011-го. К тому времени, БЮТ наверняка постарается как-то поднять свой рейтинг, который, по последним исследованиям КМИС, составляет всего 13,4% от общего числа опрошенных (а по некоторым подсчетам, упал до 11%) и будет ожидать снижения рейтинга регионалов, который, по данным того же КМИС, держится на приличных 35,4 %.
Но главная головная боль, которую Банковая готовит Юлии Владимировне, – ликвидация блоков как субъектов избирательного процесса.
«Нужно отдать должное авторам этой инициативы, – говорит политолог Владимир Фесенко. – Эта норма направлена против оппозиции в целом, ведь Тимошенко нужно будет разработать полностью новую имиджевую политику и раскручивать бренд «Батькивщина». Тем же ПРП и «Народной самообороне» надо будет определиться, сливаться ли с «Батькивщиной», но многие местные организации не будут к этому готовы, и это может привести к конкуренции среди своих же. Причем на местных выборах это будет не так драматично, как на парламентских».
Член партии ПРП, входящей в БЮТ, Владимир Филенко сказал, что решение о формате участия в выборах будет приниматься после дискуссий:
«Почему бы и не слиться с «Батькивщиной»? А может быть, мы примем решение, что участники блока пойдут на выборы самостоятельно, а уже позже в местном совете будут создавать объединенные фракции».
-- Бей своих
Для коммунистов, как одних из вдохновителей партийной системы, введение мажоритарки только ускорит приближающуюся политическую кончину. О чем, кстати, открыто говорят регионалы. При нынешней системе старый надежный бренд позволяет рассчитывать хоть на какие-то голоса электората-«ностальжи», но размывание партийной составляющей, по общему мнению, ослабит позиции коммунистов. Поэтому они выступают категорическими противниками новаций Януковича (хотя поддерживают его в части отказа от блоков).
Их соратник по коалиции Владимир Литвин придерживается другого мнения:
«Чтобы произошла цивилизованная структуризация в политическом и партийном плане, необходимо вернуться к мажоритарной избирательной системе до уровня области включительно, а выборы в Верховную Раду, как компромисс, понимая реалии, проводить по открытым партийным спискам».
Смешанная система, в принципе, также должна устроить Литвина, в отличие от запрета именных блоков. Литвин иногда может занимать принципиальную позицию (как в случае с языком), и можно предположить, что в этом он также будет сопротивляться до последнего. Как и в случае с датой проведения местных выборов: Литвин – противник их проведения в сроки, озвученные Януковичем.
Конечно, недолгое пребывание регионалов во власти уже приучило всех к тому, что если они действительно хотят что-либо продавить, они это сделают. Но учитывая, что оба их партнера по коалиции имеют каждый свои претензии к планам Банковой, для этого придется приложить определенные усилия и, может, где-то пойти на компромиссы.
-- Тигипко проще, чем Яценюку?
Арсений Яценюк и Сергей Тигипко создавали свои партпроекты параллельно с президентской кампанией, поэтому и «Фронт змин», и «Сильная Украина» на данный момент являются ориентированными на персону лидера. Для того чтобы в этом убедиться, достаточно попытаться вспомнить хотя бы еще пару-тройку партийцев. Получилось?
Если Яценюк, пребывающий в статусе оппозиционера, ведет какую-никакую активную деятельность, то Тигипко, которого (судя по всему, временно) занесло во власть, ведет публичную деятельность исключительно как вице-премьер. Впрочем, недавнее назначение замами главы «Сильной Украины» Александры Кужель и Костя Бондаренко показало, что Тигипко уловил сигнал о приближающихся выборах. Более того, по некоторой информации, «СУ» уже вовсю занимается скупкой рекламных плоскостей.
Но пока сложно сказать, какой мажоритарный урожай смогут собрать проекты «третьей силы», которые ассоциируются исключительно с фигурами первых лиц. Особенно после того, как избирательные блоки станут вне закона.
«У них схожие проблемы, хотя у Тигипко перспективы чуть лучше, – говорит Владимир Фесенко. – Все-таки на него ориентируется часть бизнес-элит, и те предприниматели, которые не получат место в ПР, пойдут к Тигипко. Яценюк же проведет людей по партийным спискам, но по мажоритарным округам будет сложнее, и на Западной Украине он будет уступать известным брендам».
Сам Тигипко во время президентской кампании выступал как раз за смешанную систему выборов в местные советы, а Арсений Яценюк требует открытых партийных списков. И Тигипко, и Яценюк заинтересованы в местных выборах в ближайшее время, поскольку, по их замыслу, это поможет конвертировать в реальные голоса проценты, полученные на президентских выборах. Хотя последние данные КМИС показывают, что эти проценты уже «подгорели»: у Тигипко – 8,1 %, у Яценюка в два раза меньше – 4,1 %.
Для кого смешанная система может стать спасением, так это для «Нашей Украины» Виктора Ющенко, рейтинг которой сейчас ниже результата ее почетного главы, показанного на президентских выборах. Много авторитетных кандидатов на местах могут баллотироваться по списку бывшей партии власти, опираясь при этом больше на личный авторитет и, что немаловажно для бедствующей «НУ», собственные финансы.
Испытывающая определенный недостаток известных лиц «Свобода» в случае введения частичной мажоритарки, скорее всего, потеряет, но не смертельно. У «Свободы» есть развитая сеть активных территориальных организаций, а идеологический принцип может успешно сработать и при смешанной системе. Хотя денег на раскрутку новых имен наверняка придется потратить больше.
Пока же депутаты договорились лишь провести дополнительные консультации относительно даты местных выборов, а Анатолий Гриценко предложил одновременно обсуждать и вопрос новой избирательной системы. Многие эксперты считают, что назначение даты выборов и изменение избирательного законодательства будут проголосованы пакетом. Но для начала неплохо бы увидеть окончательный вариант революционного документа, над которым корпят президентские юристы.
-- Элемент игры
Причем этот документ вполне может быть использован для отвода глаз. По нашим данным, внутрипартийная социология дает ПР рейтинг практически в 50 %. Такой запас прочности позволяет регионалам разыгрывать карту местных выборов как им заблагорассудится, попутно внося сумятицу в ряды оппонентов и даже союзников.
Тимошенко в случае перехода на смешанную систему и запрета блоков явно теряет, Литвин частично тоже, а Яценюк и Тигипко не факт что успеют перестроиться до осени. А последнему нужно будет в темпе определяться в каком статусе он пойдет на выборы – в провластном или оппозиционном. Регионалы же, можно не сомневаться, выпишут правила под себя, а всем остальным остается приспосабливаться и надеяться, что излишняя самоуверенность новой власти рано или поздно сыграет с ней злую шутку.
Коментарі — 0