Натисніть «Подобається», щоб читати
    Glavcom.ua в Facebook

    Я вже читаю Glavcom в Facebook

    Внеблоковый статус вместо соцстандартов

    • Варвара Жлуктенко, «Главком»
    • Розсилка
    Внеблоковый статус вместо соцстандартов

    Стремление закрепить внеблоковый статус Украины – новый пример внутреннего использования внешней политики.

    Стремление коалиции срочно закрепить на законодательном уровне внеблоковый статус Украины – во всяком случае, бурная показная активность на этом направлении – отчасти проявление старой традиции использовать внешнюю политику во внутриполитических целях. Ведь Президенту и правительству надо демонстрировать хоть какие-то достижения. А сделать это на поприще экономики или социальной политики как минимум быстро не получится (не говоря уже о болезненности необходимых мер, предстоящей публичной критике коллег по правительству и шефа Николая Азарова со стороны Сергея Тигипко, которого команда Януковича на свою голову взяла в Кабмин, и других усугубляющих факторах). Другое дело – взять и провести через Раду решение о внеблоковом статусе Украины, благо «коалиция тушек» найдет необходимое для этого число голосов. Таким образом можно будет продемонстрировать, что Виктор Федорович Янукович и его соратники оперативно выполняют свои предвыборные обещания. В жизни граждан от этого ничего не изменится, но какое-никакое впечатление на избирателей будет произведено, да и в Москве, скорее всего, порадуются.

    В тексте обнародованного вчера коалиционного соглашения идет речь о «закреплении на законодательном уровне внеблокового статуса Украины, что означает неучастие в военно-политических союзах других государств». Вместе с тем в этом же пункте упоминается и «продолжение конструктивного сотрудничества с НАТО по всем вопросам, представляющим взаимный интерес».

    Кроме того, вчера Президент Янукович поручил министру иностранных дел Константину Грищенко изложить свои предложения по подготовке Закона «Об основах внутренней и внешней политики Украины» и ускорить его подготовку.

    Вчера же в Брюсселе состоялось заседание комиссии Украина – НАТО. После его завершения официальный представитель Альянса Джеймс Аппатурай сообщил журналистам, что единственной темой встречи были приоритеты нового украинского правительства. Со слов замминистра иностранных дел Константина Елисеева господин Аппатурай понял, что теперь приоритетом украинской стороны будет партнерство, а не членство в НАТО. «А Альянс со своей стороны будет привержено продолжать поддерживать очень важные реформы», – заявил официальный представитель НАТО.

    Согласно Конституции Украины определение основ внутренней и внешней политики страны входит в компетенцию Верховной Рады. Однако научный директор Института евроатлантического сотрудничества Александр Сушко считает, что в данном случае речь идет о «переводе предвыборной программы в ранг законодательства». «В идеале законы такой природы, устанавливающие концептуальные основы государственной политики, должны опираться на максимально широкий консенсус. Иначе возникает искушение при каждой смене власти, каждой смене коалиции соответствующим образом переписывать законодательство», – говорит эксперт.

    Подобный опыт переписывания законодательства у Украины уже есть. Напомним, при Кучме положение о евроатлантической интеграции сначала включили в Военную доктрину страны, потом, летом 2004-го, вычеркнули, а затем уже Ющенко в 2005-м вернул его назад.

    «Статус Украины в системе международной безопасности фактически не определен, – отмечает директор Института политического анализа и международных исследований Сергей Толстов. – В 1995 году премьер Марчук ездил на Конгресс движения неприсоединения. В 1997 году была подписана Хартия об особом партнерстве между Украиной и НАТО. В то же время Украина в качестве наблюдателя принимала участие в совете министров обороны стран СНГ. В 2001-м и 2004-м Леонид Кучма утверждал своими указами стратегию развития отношений между Украиной и НАТО. Тем не менее, фактически Украина является внеблоковым государством».

    Как известно, целый ряд экспертов давно поднимают вопрос о необходимости предоставления Украине новых гарантий безопасности, которые станут апгрейдом Будапештского меморандума (принятого в 1994 г. в связи с присоединением Украины к Договору о нераспространении ядерного оружия). Сергей Толстов считает, что стремясь законодательно закрепить внеблоковый статус страны, нынешнее политическое руководство Украины хочет «уйти от давления с разных сторон и попыток как Запада, так и России использовать Украину в конъюнктурных целях», а также пытается «гарантировать возможность экономических и других связей вне зависимости от обязательств в вопросах безопасности».

    «Власть хочет снять нагрузку с украинско-российских отношений и добиться каких-то компромиссов, тем более, что российская сторона в лице министра иностранных дел РФ в принципе гарантировала свои обязательства по Будапештскому меморандуму. Если такой подход будет соблюден и будет достигнуто решение на уровне украинского законодательства, вполне возможно, что вопрос о признании внеблокового статуса будет каким-то образом отражен и в совместных документах, включая двусторонние декларации на уровне президентов Украины и России. По крайней мере, до избрания Януковича в контактах с украинскими политиками Путин на определенном этапе выражал заинтересованность в таком решении вопросов и в принципе давал на него свое согласие», – говорит эксперт.

    Другое дело, что для того, чтобы действительно стать основополагающим документом «на века», вышеупомянутому Закону «Об основах внутренней и внешней политики» или же его облегченной версии – Основным направлениям внешней политики (соответствующий документ был принят в 1993 году и его действительно пора было бы обновить), надо не просто пройти Верховную Раду и подпись у Президента. «Если принимать такие законы, то они должны опираться как минимум на конституционное большинство парламента. Их должен поддерживать максимально широкий круг политических сил, – говорит Александр Сушко. – Иначе мы придем к девальвации самого понятия концептуальных законов. Это просто манипулятивная технология».

    Например, в Литве соглашение об основах внешней политики подписывали все сколько-нибудь влиятельные политические силы. Именно по такому пути Украине давным-давно советовали пойти ее партнеры в Восточной и Центральной Европе, ставшие членами Евросоюза и НАТО. Но советам этим уже скоро будет десяток лет, а воз приоритетов украинские политические силы по-прежнему тянут в разные стороны.

    Вот и теперь Александр Сушко прогнозирует появление альтернативных законопроектов в ответ на намерение Партии регионов, Блока Литвина и коммунистов закрепить внеблоковый статус Украины. (Не трудно предположить, что к протестам отечественных атлантистов могут присоединиться и оппозиционные политические силы, которым надо будет четко определяться со своей риторикой.) О законе, который подготовят и примут коалицианты, эксперт говорит как о временном, «не серьезном по своей природе и отражающим лишь временную ситуацию в Верховной Раде».

    Что касается реального содержания отношений Украины со странами Запада, то они от этого решения, считает Сушко, не изменятся. «На сегодняшний день существуют устоявшиеся форматы сотрудничества между Украиной и НАТО, и Президент, будучи в Брюсселе, заявил, что Украина не собирается их пересматривать. (Во время своего первого зарубежного визита Янукович сказал, что отношения Украины с Альянсом останутся на том же уровне, как и при его предшественнике, реализуемые совместные программы «будут продолжены». – Ред.). Никаких реальных изменений, кроме изменений на уровне риторики, не должно быть. Потому что если они будут, то это будет только шаг на сворачивание сотрудничества, а я думаю, что никто в этом не заинтересован», – говорит Александр Сушко.

    Коментарі ()
    1000 символів залишилось
    НАЙПОПУЛЯРНІШЕ