Концепцию развития Украины один из фондов Ахметова подготовил еще несколько лет назад.
Недавно Виктор Янукович дал Комитету по экономическим реформам при Секретариате Президента 60 дней, чтобы подготовить проект программы экономических реформ в Украине. Определенные наработки у ответственной за это направление первой заместительницы главы АП Ирины Акимовой уже лежат на столе – она была одним из многочисленных соавторов Концепции экономического развития Украины.
Эту концепцию, написанную при участии международных организаций и украинских экспертов, фонд Рината Ахметова «Эффективное управление» презентовал еще в апреле 2008-го года. Впрочем, тогда директор фонда Наталья Изосимова уточнила, что презентация – лишь первый шаг по организации дискуссии. В результате же полемики должна была родиться некая согласованная концепция экономического развития, внедренная на государственном уровне. Ради ее реализации фонд намеревался сотрудничать с «любым правительством, любыми институтами Президента и парламентом в любом составе».
Но так уж получилось, что какой-никакой шанс на осуществление программы выпал только сейчас. По идее, этот документ должен стать настольной книгой для Акимовой, хоть и составлялся в несколько иных экономических реалиях, более того, охватывает период с 2008 по 2015 годы, тогда как на дворе уже 2010. Определенным корректировкам он может подвергнуться (и уже подвергается) «по ходу дела», но еще не факт, что описанные рекомендации получат одобрение непосредственно ответственного за экономику Николая Азарова, известного своими консервативными взглядами.
То, что «ахметовская» концепция несколько не соответствует духу времени, видно по первому же предложению вступления: «В последние годы в Украине наблюдается стабильное улучшение экономической ситуации: быстрыми темпами растет ВВП, повышаются реальные доходы населения, снижен уровень государственного долга, кредитный рейтинг страны достиг инвестиционного уровня».
Зато недостатки, отмеченные составителями концепции, актуальны до сих пор: высокий уровень инфляции, дефицит пенсионного бюджета, низкий уровень производительности труда. В числе проблем, которые необходимо решать, также отмечены изношенность основных фондов, зависимость от импортных энергоресурсов, неблагоприятная деловая среда, слабая законодательная база и чрезмерные социальные обещания (!) на фоне бюджетного дефицита. Плюс неразвитость земельного рынка. Что интересно, обещание отменить мораторий на куплю-продажу земли было в предвыборной программе Виктора Януковича, но есть большие сомнения, что один из краеугольных камней концепции вода подточит в ближайшее время.
Авторы концепции утверждают, что ее задача – создать условия для роста «общего пирога» украинской экономики, а вот перераспределение этого «пирога» – уже тема для другого разговора. Этот документ, состоящий из 69 страниц, предусматривает 23 направления реформ, разбитых на три временных этапа:
1. Обеспечение базовых элементов рыночной экономики (рынки земли и недвижимости, торговая политика, макростабильность, приватизация, налоговая политика, хозяйственное законодательство, хозяйственные суды).
2. Создание режима наибольшего благоприятствования для развития бизнеса (рынки капитала, рынки природного газа и электроэнергии, транспортная инфраструктура, снижение административных барьеров, управление естественными монополиями, управление госсобственностью, финансовый сектор, строительство, розничная торговля).
3. Развитие отдельных отраслей, структурно важных для экономики (рынок труда, подготовка кадров для экономики, защита конкуренции, реформа госаппарата, аграрный сектор, машиностроение, информационный сектор).
Тезисно пройдемся по основным положениям первого этапа, не все из которых, кстати, пересекаются с зоной ответственности Акимовой.
Рынок земли и недвижимости
Создание единого реестра прав на землю и недвижимое имущество к 2010 году (уже не успели).
Снятие моратория на продажу земель, обеспечение свободного оборота на рынке земли и недвижимости и обеспечение прав собственности (в 2009 году). В концепции особо утверждается, что нет оснований опасаться прихода на земельный рынок иностранных компаний.
Торговая политика
Создание Зоны свободной торговли с ЕС.
Вступление в ВТО (уже состоялось). Как следствие – необходимость защиты отечественных производителей и потребителей.
Определение оптимального формата торговых отношений со странами СНГ. Упомянув о неэффективности ЕЭП, эксперты предлагают развивать отношения с Россией на двусторонней основе, сохранять режим свободной торговли, устранять нетарифные ограничения в торговле.
Макростабильность
Присвоение полной институциональной независимости Нацбанку, принятие нового закона об НБУ.
Введение плавающего курса гривни.
Приватизация
Доработка программы приватизации, разработка и принятие отраслевых концепций приватизации, к 2015 году доведение доли госсектора в ВВП до уровня Польши – 25 %. Отмена преференций и субсидирования госпредприятий, минимизация списка предприятий, не подлежащих приватизации (исключить из него объекты спортивного развития, соляной и хлебной отрасли).
Минимизация квалификационных требований для покупателей.
Налоговая политика
Скорейшее принятие единого Налогового кодекса.
Снижение налогового бремени на бизнес до среднего уровня стран Восточной Европы (расширение налоговой базы при снижении налоговых ставок).
Повышение эффективности налогового администрирования для снижения теневой экономики на 30 %.
Повышение финансовой независимости местных самоуправлений.
Внедрение единого социального платежа, переход на электронную систему отчетности
Подготовка программы мер по борьбе с мошенничеством в сфере НДС.
Хозяйственное законодательство
Устранение разночтений Хозяйственного и Гражданского кодексов.
Повышение эффективности процедуры банкротства доработкой соответствующего закона.
Хозяйственные суды
Реформирование системы судоустройства и отработка отдельных мер (подсудность, обеспечение иска) на хозяйственном законодательстве.
Создание механизма отзыва судей.
Повышение прозрачности судебной системы путем предоставления открытого доступа к судебным решениям через Интернет.
Рынок природного газа и электроэнергии
Принятие единого закона «О рынке газа», где будут прописаны все спорные моменты
Снижение зависимости газового сектора путем инвестиций в инфраструктуру и повышения эффективности транспортировки и использования газа.
Наведение порядка во внутренней газодобыче.
Лоббирование строительства трубопровода «Белый поток».
Безболезненный переход всех категорий потребителей на рыночную цену на газ.
100 %-ное снабжение газовыми счетчиками до конца 2009 года.
Инвестиции в энергосектор, снижение энергоемкости ВВП.
Но, пожалуй, главное, на что делают упор авторы: «Украине нужна программа экономического развития, выходящая за рамки предвыборных циклов». Упоминая при этом, что «ряд критически необходимых преобразований непопулярны в обществе».
Депутат Ксения Ляпина, участвовавшая в подготовке документа, сомневается, что есть политическая воля для внедрения его положений в жизнь: «Но сама программа отнюдь не потеряла своей актуальности, там ведь концептуальные предложения вроде той же налоговой реформы, по которой ничего в лучшую сторону не изменилось с тех пор».
Равно как не действуют на практике в полной мере многие процедуры, которые должны были бы упростить ведение бизнеса.
Впрочем, на сайте фонда «Эффективное управление» царит сдержанный оптимизм: например, в числе уже реализованных инициатив называется принятие Закона об акционерных обществах осенью 2008-го. Также фонд содействует разработке некоторых законопроектов, но нереализованных планов и предложений, как вы сами можете убедиться, изучив концепцию развития Украины , – куда больше.
Коментарі — 0