За последние пять лет поставки украинской техники и оружия выросли более чем на 50%
Украина усиливает свои позиции на мировом рынке вооружений. За последние пять лет доля украинских оружейников выросла с 1,9% до 2,6%. Таковы данные последнего исследования Стокгольмского института изучения проблем мира (SIPRI). Стране удалось нарастить экспорт, даже с учетом того, что последние полтора года шла война в Донецкой и Луганской областях, а также часть техники и военных предприятий были потеряны после аннексии Крыма.
-- За счет чего росла Украина
Несмотря на то, что Украина входит ТОП-10 крупнейших экспортеров военных товаров в мире, в своем отчете SIPRI не уделяет нашей стране особого внимания. Однако по просьбе «Главкома» шведский институт уточнил – с 2011 по 2015 поставки техники и оружия с украинских предприятий выросли более чем в полтора раза. «Если быть точным – на 54%», - отметила Кейт Салливан, координатор программы безопасности и развитии SIPRI.
Институт сравнивал данные последней пятилетки с предыдущей – 2006-2010 годы. За этот период по динамике роста среди крупнейших военных экспортеров Украина уступила лишь Китаю, который с 2011 года увеличил продажи на 88%. Кстати, по темпам роста поставок обогнал украинский ВПК и Россию, у которой показатель роста – 28%.
-- Крупнейшие экспортеры вооружений
Данные SIPRI за 2011-2015 гг.
Если верить данным SIPRI, одним из главных партнеров Украины последние годы был Китай, который входит в тройку крупнейших импортеров вооружений в мире. Поднебесная – единственная страна, которая покупала у украинских судостроителей боевые корабли. Причем, речь идет не о «бэушных» судах, спущенных на воду еще при СССР. За последние пять лет китайские военные купили два новых десантных корабля на воздушной подушке, построенных на феодосийском заводе «Море».
Активно покупает Китай и украинские двигатели. Правда, в подобном сотрудничестве есть и свои минусы – вместо готовой техники Украина поставляет лишь комплектующие. Например, китайские военные закупают харьковские «дизели» для Al-Khalid (выпускается совместно с Пакистаном). Фактически танк является аналогом Т-80, которые может выпускать и Украина.
Использует Китай украинские двигатели и в военной авиации – на китайские учебно-боевые самолеты Hongdu L-15 ставят моторы запорожского госпредприятия «Ивченко-Прогресс».
В целом в структуре китайского импорта военных товаров на долю Украины, по данным SIPRI, приходится 14%. И эксперты уверены – успех нужно развивать. «Китай может заменить нам некогда очень важный для Украины рынок - российский», - считает Сергей Згурец, директор информационно-консалтинговой компании Defense Express.
-- Поставки нового вооружение
Последняя пятилетка знаменательна не только усилением сотрудничества с Китаем. В эти годы произошло еще одно не менее знаковое для Украины событие – страна начала поставки на внешние рынки новых образов вооружения, тогда как раньше украинский экспорт в основном представлял собой распродажу отремонтированной советской техники.
Для танкостроителей переломным стал контракт с Таиландом на поставку 49 танков «Оплот». По данным Defense Express, первые пять машин были отправлены заказчику в 2014 году. Еще пять – в 2015-м. Госконцерн, отвечающий за выполнение контракта с Таиландом, - «Укробронпром» - в конце прошлого года пообещал: остальную часть заказа Украина выполнит в 2016-м. То есть, Харьковский танковый завод должен построить за год 39 танков – объем рекордный для предприятия за последние 25 лет.
-- Выгрузка БМ «Оплот» в Таиланде (2014 год)
Прорвался на мировой рынок и БТР-4 – бронетранспортер, разработанный Харьковским конструкторским бюро Морозова в начале 2000-х. За последние пять лет Украина поставила БТР-4 в такие страны, как Ирак, Индонезия и Нигерия. Правда, с началом войны в Донбассе Харьковскому танковому заводу, выпускающему машины, пришлось переключиться на выполнение заказа Министерства обороны. И фактически с 2014 года экспорт новейших украинских бронетранспортеров прекращен.
В целом именно начало продаж новых образцов военной техники позволило Украине усилить свои позиции на мировом рынке. Подобное предположение позволяет сделать статистика SIPRI, а также Госслужбы экспортного контроля. Так, если считать поставки техники исключительно в единицах, то украинский экспорт наоборот сократился.
Но сокращение коснулось лишь поставок старой советской техники. Продажи новых образцов вооружений выросли. Начались первые поставки БМ «Оплот» и БТР-4. Также «Укробронпром» впервые в истории страны продал два новых десантных корабля класса «Зубр», которые считаются самыми большими судами на воздушной подушке в мире.
-- Как менялся экспорт украинской техники
Данные: SIPRI, Госслужба экспортного контроля
-- Упущенные возможности
Несмотря на высокую оценку SIPRI, результаты Украины могли быть значительно выше, если бы государство добросовестно выполняло контракты. Главная потеря пятилетки – отказ Ирака покупать украинские бронетранспортеры.
Еще в 2009 году иракская армия заказала более 300 единиц БТР-4 в разных модификациях. Поставки машин начались в 2011 году. Украина успела отгрузить лишь 60 броневиков после чего военные Ирака заявили, что обнаружили на корпусах бронетранспортеров трещины. В 2013 году страна отказалась принимать украинскую технику.
Судьба контракта с Ираком на $2,4 млрд. до сих пор остается в подвешенном состоянии. «Как сейчас развиваются отношения с этой страной, неизвестно», - отмечает Сергей Згурец. В «Укроборонпроме» же надеются на возобновление контракта.
Похожая история произошла и с заказом для Казахстана. В 2012 году казахи подписали контракт на поставку 100 машин БТР-4. Украина успела поставить только несколько броневиков, которые заказчик признал бракованными и отправил обратно.
По мнению руководителя Defense Express, несмотря на неудачи и войну в Донбассе, Украина должна продолжать активную политику по продвижению своей техники в мире. «Безусловно, очень важно сейчас обеспечить техникой украинскую армию. Но это не значит, что мы должны отказаться от экспорта. Мы рискуем потерять очень важные для нас рынки», - резюмирует Згурец.
Коментарі — 0