Пока в России отмечали годовщину аннексии украинского Крыма по инициативе Украины состоялось заседание по посвященное ситуации с правами человека в Крыму.
Пока в России отмечали годовщину аннексии украинского Крыма, а Владимир Путин «радовал» местных сторонников «русского мира» своим визитом, на уровне Совета Безопасности ООН (СБ ООН) по инициативе Украины состоялось заседание по «формуле Аррия» посвященное ситуации с правами человека в Крыму. Подобного рода конфиденциальные заседания СБ ООН созываются в исключительных случаях, когда существуют серьёзные разногласия между пятью постоянными членами ООН, которые ответственны за принятие решений по вопросам поддержания безопасности и мира во всём мире, а существующие проблемы требуют предметного обсуждения и поиска решений.
-- Основной мотив Украины – поиск союзников для возвращения Крыма
Крымский вопрос на повестке дня СБ ООН имел значение лакмусовой палочки для Украины. Недавнее заседание позволило определить, насколько международное сообщество информировано об аннексии Крыма российской стороной. Желающих посетить заседание по «формуле Аррия» оказалось немало. Встреча собрала представителей из 50 стран мира, включая 11 из 15 постоянных и временных членов СБ ООН. Из постоянных членов СБ ООН на заседании отсутствовали делегаты России и Китая, а из числа непостоянных членов – Ангола и Венесуэла, представитель которой (Диего Аррия 1992-93 гг.) впервые предложил проводить заседания в таком формате.
Значительная часть международного сообщества действительно заинтересована в возвращении Крыма в состав Украины.

«Основной мессидж этой встречи заключается в том, что мы продолжаем иметь огромный уровень поддержки со стороны международного сообщества, которое осуждает незаконную аннексию Крыма» – Владимир Ельченко, постоянный представитель Украины при ООН.
Дипломатическая поддержка со стороны международного сообщества усилий Украины направленных на то, чтобы убедить Россию вернуть полуостров не случайна. Схожие прецеденты сепаратизма, подогреваемые вмешательством более мощного в экономическом и военном плане соседа, существуют во многих странах мира.
Аннексия Крыма похожа на оккупацию российскими войсками территории Абхазии и Южной Осетии в конфликте с Грузией, под прикрытием искусственно взращенного сепаратизма этнических абхазов и осетин, которые составляют меньшинство на данных грузинских территориях. Россия вцепилась в полуостров Крым мёртвой хваткой, точно также как в принадлежащие Японии южные Курильские острова (Хабомаи, Итуруп, Кунашир, Шикотан), которые достались СССР после окончания Второй Мировой войны.
Чем-то крымский прецедент напоминает самовольное возведение военной инфраструктуры и создание искусственных островов Китаем в районах, предназначенных для международного судоходства в Южно-Китайском море. Не говоря об односторонних претензиях Поднебесной на владение островами Спратли, оспариваемыми странами-членами АСЕАН (Вьетнам, Бруней, Малайзия, Филиппины, Тайвань), архипелагом Сенкаку, который является предметом территориального спора с Японией. Похожи на риторику об «исторических связях России и Крыма» амбиции КНР присоединить Тайвань, который является преемником Китайской Республики, которую упразднили китайские коммунисты после захвата власти в континентальной части страны в 1949 г.
Претензии РФ на Крым своей незаконностью ничем не отличаются от требований Анголы передать 200 миль морского шельфа богатого запасами нефти, которые принадлежат Демократической Республики Конго. Согласно Конвенции по морскому праву, внутренние воды прибрежных стран ограничиваются 12 милями. Это один из немногих примеров территориальных споров, которые перекраивают политическую карту Африки. Отсутствие делегации Анголы на инициированном Украиной заседании СБ ООН не беспочвенно.
Неслучайно отказались узнать больше о крымской проблеме представители Венесуэлы, которая имеет репутацию «друга России» в Южной Америке. Боливарианская республика далеко не ушла от агрессивных амбиций Кремля по отношению к Украине. Об этом говорят многолетние претензии Венесуэлы на западную часть соседней Гайаны (Гайана-Эссекибо), которая богата природными ресурсами.
Прямо или косвенно, но проблема территориальной целостности касается значительной части государств. Какой бы сладкой не была риторика российских дипломатов о важности многополярного мира, о необходимости противостояния амбициям США на глобальное лидерство, но даже в международных отношениях своя рубашка ближе к телу. Украина рассчитывает донести различным государствам катастрофичность последствий для их территориальной целостности в случае признания Крыма частью России.
Аннексия Крыма уникальна в своём роде. Данный захват территории по своему резонансу можно сравнить с действиями Нацистской Германии, которые были направлены на отторжение у Чехословакии Судетской области и присоединение Австрии (аншлюс). Крымский прецедент это некий симбиоз сепаратизма агрессивного меньшинства (пророссийские коллаборационисты) и военной агрессии РФ по отношению к более слабой в военном плане Украине. Крым оказался в составе РФ не в результате военной победы или самоопределения большинства жителей полуострова. Русские оккупировали полуостров без единого выстрела. Фальсифицированные результаты псевдореферендума не были признаны международным сообществом. Россия аннексировала Крым исключительно из-за отсутствия политической воли у переходного правительства премьер-министра Арсения Яценюка и тогдашнего председателя Верховной Рады Александра Турчинова. Украинские руководители не рискнули дать приказ о применении военной силы против российских вооружённых формирований в Крыму, из-за опасения распространения военного конфликта на территорию континентальной Украины. Чего в принципе так и не удалось избежать. Следующей мишенью российской агрессии стал Донбасс.
Аннексия Крыма со стороны России создаёт подспорье для других государств решать территориальные споры с более слабыми в военном плане соседями, используя жёсткую силу. Ведь если России никто не оказал военного сопротивления в Крыму, значит более слабые, чем Украина в военном плане страны могут воздержаться использовать право на индивидуальную оборону перед более сильным агрессором.
Большинству государств выгоднее сегодня поддержать намерения Украины вернуть Крым и оказать дипломатическое и экономическое давление на Россию, чем завтра стать жертвой агрессии. Если Россия вернёт Крым Украине, то и опасный прецедент будет исчерпан.
Украинские дипломаты, акцентируя внимание на проблеме аннексии Крыма, рассчитывают найти поддержку как можно большего количества государств, которые имеют проблемы с территориальной целостностью или являются объектом агрессии и убедить их присоединиться к санкциям против России. Незадолго после завершения заседания, Канада ввела дополнительные санкции по отношению к ряду физических и юридических лиц России.
-- Ответный удар Украины по международному авторитету России
В какой-то степени, сам факт проведения заседания СБ ООН по «формуле Аррия» по инициативе Украины это удар по имиджу России, которая пытается позиционировать себя в качестве центра силы к мнению которого прислушиваются другие игроки. Несмотря на то, что РФ имеет крепкие позиции в ООН как постоянный член Совбеза, призывы её делегатов к коллегам из других государств не принимать участие в заседании оказались тщетными. На встрече были представители почти «трети» стран мира (всего 197 стран-членов ООН).
Отсутствие на заседании СБ ООН российской делегации воспринимается как бегство от дискуссии с Украиной по крымскому вопросу и неспособность отстаивать свою позицию дипломатическим путём. Результаты псевдореферендума, утопические рассуждения российских политиков о праве России на полуостров и ещё более абсурдные предложения демократических оппозиционеров провести новый референдум о самоопределении Крыма не являются действенными аргументами.
Крым это аннексированная Россией территория, которую подобает вернуть Украине, независимость и границы которой российское руководство признало в 1991 г. задолго до геополитических авантюр Владимира Путина на полуострове. И с этим фактом негласно согласилось каждое государство, чей представитель присутствовал на недавнем заседании.
Президент РФ Владимир Путин оказался недальновидным в отношении последствий оккупации Крыма для имиджа России. По всей видимости, хозяин Кремля лелеял надежды на то, что львиная доля международного сообщества воспримет аннексию Крыма как акт исторической справедливости, а не в качестве агрессии против независимой Украины. Россия рассчитывала сравнить Крым с Косово – регионом Югославии населённым албанцами, который отделился и получил независимость при поддержке США. Военная операция США «Союзная сила» против Сербии, которая пыталась силовым путём сохранить контроль над Косово, получила дозу критики со стороны международного сообщества в 1999 г. Часть государств мира сочувствовала сербам и лелеяли надежды на то, что рано или поздно Белград вернёт Косово под свой контроль. На такое же сочувствие рассчитывал Владимир Путин, считая «исторической несправедливостью» передачу Крыма генсеком СССР Никитой Хрущёвым в состав УССР в 1954 г.
Российский президент даже посетил Крым в день проведения заседания СБ ООН по «формуле Аррия», пытаясь всем своим видом показать, что «Крым это Россия». Может быть, данная акция и укрепила веру российского общества в стереотип «Крымнаш», где уже давно укоренился культ личности Владимира Путина.
Вот только есть большая разница. Социалистическая Россия добровольно передала Крым в состав Социалистической Украины. Украина никогда не отторгала Крым у России, которая не рискнула вернуть полуостров после распада СССР. Это понимает львиная доля международного сообщества.
В информационном контексте, Россия выглядит как изгой, последняя империя, которая находится на стадии полураспада и рискнула прибрать к рукам украинский Крым, дабы удовлетворить великодержавные комплексы своего общества.
-- Украина закрыла вопрос двойного гражданства на заседании по «формуле Аррия»
Украинские делегаты неслучайно обсудили проблему принудительной паспортизации жителей Крыма, которых заставляют принимать российское гражданство, без которого на полуострове невозможно получить медицинскую помощь или устроиться на работу.
Украинское правительство желает донести украинскому обществу и международному сообществу негативные последствия наличия паспортов других государств для национальной безопасности.
В случае с Крымом, Россия может эффективно спекулировать наличием «своих граждан» на территории полуострова, которые якобы в случае необходимости подтвердят в добровольно-принудительном порядке своё желание остаться в составе РФ на новом референдуме. Подобный сценарий исключать нельзя, учитывая то, что львиная доля проукраински настроенного населения покинула Крым после его аннексии. Чисто физически пророссийски настроенное меньшинство теперь составляет большинство среди жителей полуострова.
Однако вопрос введения в Украине двойного гражданства являлся злободневной проблемой во все времена. Украинское законодательство не разрешает иметь двойное гражданство. Однако российские паспорта весьма популярны среди части жителей юго-восточных областей, которые ещё до конфликта ездили в Россию на заработки или имеют там родственников.
Периодически всплывает проблема паспортизации украинцев, которые проживают в приграничных регионах с Румынией и Венгрии. Румынские и венгерские паспорта упрощают жизнь некоторым украинским мигрантам, которые формально считаются гражданами стран-членов ЕС. В тоже время периодически звучит риторика румынских и венгерских ультраправых популистов о том, что Буковина это якобы часть Великой Румынии, а Закарпатье – венгерская земля. Достаточно спорно говорить о том, что подобные претензии станут формальными приоритетами внешней политики европейских соседей. В тоже время рост популярности ультраправых партий в странах-членах ЕС на фоне миграционного кризиса может стать причиной дипломатических скандалов.
Прецедент крымского псевдореферендума уже стал поводом для венгерских ультранционалистов требовать передачи Закарпатья в состав Венгрии. Наличие у жителей Закарпатья венгерских паспортов только подольёт масла в огонь проблемных вопросов в отношениях Украины и Венгрии.
Официальное введение в Украине двойного гражданства может стать причиной неконтролируемой миграции из Украины трудоспособного населения в страны ЕС, США и Россию.
Фактически, на заседании СБ ООН по «формуле Аррия» украинская делегация отождествила наличие паспортов других государств с коллаборационизмом и пособничеством сепаратизму. Дескать, любой украинский гражданин, который имеет второе гражданство в противоречии законодательству Украины, становиться в один ряд с пророссийскими сепаратистами, среди которых российские паспорта пользуются спросом. Украина технично избавилась от повода рассматривать вопрос о введении двойного гражданствам, несмотря на существующий запрос среди части украинского общества.
-- Украина должна быть готова к молчанию Китая и неуступчивости России по Крыму
Однако не стоит воспринимать минувшее заседание СБ ООН по «формуле Аррия» в качестве ключа в решении крымской проблемы. Расположив к себе значительную часть международного сообщества, Украина не смогла найти действенный рычаг влияния на позицию отдельных постоянных членов СБ ООН. Решение Совбеза о принуждении к миру может быть принято лишь в случае консенсуса пяти постоянных членов. Чисто теоретически можно было бы рассмотреть возможность удаления России из состава постоянных членов, которая подпадает под понятие страны-агрессора, в соответствии с международным правом, и которая является стороной в военно-политическом конфликте с Украиной. Однако, отсутствие российской стороны в кресле постоянного представителя СБ ООН не поспособствует продвижению в вопросе возвращения Крыма из-за позиции Китая, который также является постоянным членом данного органа.
Китайская делегация воздержалась от посещения от инициированного Украиной заседания по крымскому вопросу, ибо Поднебесная имеет территориальные претензии к своим соседям. Сам факт присутствия китайского представителя на заседании СБ ООН по «формуле Аррия» означал бы, что Пекин готов идти на уступки соседним государствам по территориальным спорам. Китай сохраняет нейтральную позицию и не поддерживает в открытую агрессию России по отношению к Украине. КНР не может занять солидарную позицию с США, Великобританией и Францией по крымскому вопросу для более эффективного давления на Россию по линии СБ ООН. Россия преподносит нейтралитет Китая в качестве молчаливого согласия с политикой Кремля в Украине. Запад не заинтересован лишний раз давить на китайское руководство из-за Украины, не желая портить крепкие экономические связи и создавать подспорье для сближения Китая с Россией исходя из принципа «враг моего врага мой друг».
Даже если бы Россию единогласно исключили из СБ ООН, а намерения Украины по возвращению Крыма поддержали все страны мира, далеко не факт что Кремль пошёл бы на попятную именно в этом году. Всё дело в предстоящих выборах в Госдуму. Партия «Единая Россия» хочет использовать тему присоединения Крыма как объединяющий фактор российского общества, чтобы сохранить поддержку значительной части электората, который испытывает финансовые сложности из-за кризисных явлений в российской экономике. Реальные зарплаты российских граждан в 2015 г. снизились на 9% в условиях 13% инфляции, подорожания доллара и роста цен на продовольствие. Несмотря высокие рейтинги Владимира Путина, которого поддерживает 74% россиян, не так оптимистично обстоят дела у партии власти «Единая Россия». По разным данным «единоросов» поддерживает 39-49% российских граждан. Данный рейтинг «Единой России» выглядит удручающе по сравнению с январём 2015 г., когда 66% россиян поддерживали данную политическую силу.
Если Кремль сольёт Крым до осенних парламентских выборов, то существует вероятность потери партией «Единая Россия» значительной часть электората. В таком случае, сторонники Владимира Путина отдадут голоса идеологически близким партиям – КПРФ и Справедливой России. Политическая конкуренция за голоса избирателей бывает даже среди союзников по идеологии. Владимир Путин заинтересован в том, чтобы у российского общества не исчезло доверие к партии «Единая Россия», которая немного напоминает КПСС по своему имиджу и является политической крышей для крупного бизнеса и силового блока – двух столпов на которых держится правящий режим.
Кремль будет до последнего упираться по вопросу возвращения Крыма в состав Украины, дабы наработать как можно больше бонусов для партии «Единая Россия» в канун предстоящих выборов.
Хотя у украинской дипломатии есть достаточное количество времени до конца 2016 г., чтобы найти большое количество союзников на международной арене по вопросу возвращения оккупированного Россией Крыма. Заседание СБ ООН по «формуле Аррия» является успешным заделом в этом направлении. Уже сегодня позицию Украины поддерживает значительное количество стран-членов ООН. В случае выстраивания грамотной информационной политики союзников может стать ещё больше. На руку Украины играют попытки российского руководства. использовать аннексированный Крым в качестве средства для консолидации российского общества вокруг партии «Единая Россия». Пока российское общество не может нарадоваться присоединению Крыма, у международного сообщества пиар России вокруг аннексированного полуострова ассоциируется с агрессивной внешней политикой Кремля. Силовые подходы России в отношениях со своими соседями, могут позаимствовать другие одиозные режимы и представлять угрозу для территориальной целостности независимых государств. Дурной пример заразителен. В этом международное сообщество убедилось благодаря горькому опыту Украины.
Коментарі — 0