Пока идет игра нервов и о новом премьере говорить преждевременно
«Реальной альтернативы для программы правительства нет. При нынешних обстоятельствах любые красивые версии — обычный популизм, проще — неправда», – заявил премьер Арсений Яценюк во время своей очередной воскресной десятиминутки по ТВ. Которая никак не станет для него последней. А учитывая раздрай в «Блоке Порошенко», который выплеснулся наружу на выходных, шансов досидеть в премьерском кресле до осени у Яценюка только прибавилось.
На прошлой неделе фамилия потенциального будущего премьера Владимира Гройсмана из просто разговоров превратилась в кандидатуру, вынесенную в парламент, пусть и полуофициально. Ее озвучил на заседании фракций руководитель фракции БПП Юрий Луценко, и Гройсман даже успел провести короткую презентацию своей программы. Впрочем, некоторые депутаты от «Блока Порошенко» возмутились тем, что непонятно, кто именно предлагает данную кандидатуру, поскольку с рядовыми депутатами ее никто не обсуждал и фракция никакого решения не принимала. Но к этому уже можно было бы привыкнуть – информация о бесконечных «терках» руководства на Банковой поступает к рядовым депутатам очень дозированно и часто их ставят перед фактом на заседаниях фракций перед голосованием. Вообще, сама процедура, когда всем миром обсуждают кандидатуру нового премьера при «живом» действующем, а действующий спикер проводит премьерские презентации, несколько сюрреалистична, но это уже никого не смущает.
Неожиданно благосклонно отнеслись к кандидатуре, предложенной БПП, в Радикальной партии и в «Батькивщине». Олег Ляшко, наконец, окончательно похоронивший отзывом подписей своих депутатов старую коалицию, назвал Гройсмана «эффективным менеджером», который вполне может собрать 226 голосов под свое премьерство. Но привычно затребовал включить в новое коалиционное соглашение требования «радикалов» об отказе от «особого статуса Донбасса», повышения пенсионного возраста и запрета продажи земель сельхозназначения. Правда, в пятницу успел заявить, что говорить о поддержке Гройсмана его фракцией рановато.
«Батькивщина», решив, что раз досрочные выборы откладываются, лучше контролировать процесс изнутри, устами Андрея Кожемякина заявила, что готова поддержать Гройсмана взамен на пожелания, которые фракция выработала в четверг вечером. У Тимошенко настаивают на своих предложениях в коалиционное соглашение – том же вето на продажу земли, снижении тарифов, индексации соцстандартов и поддержке малого и среднего бизнеса. Как все эти «левацкие» пожелания вписать в документ, где безальтернативным значится сотрудничество с МВФ, – тот еще вопрос. О кадровых претензиях ни у Ляшко, ни у Тимошенко официально не заикаются – «Батькивщина» гордо заявила, что ни на какие посты не претендует, а «радикалы» готовы это обсуждать только после того, как коалиция определится с программой действий.
Свои «хотелки» высказала и «Самопомич», которая категорически отказывается говорить о вхождении в коалицию, но готова поддержать новый Кабмин, если парламент выберет аполитичного Генпрокурора и примет новый избирательный закон с открытыми списками. Заявляет о готовности к сотрудничеству и группа из 19 внефракционных депутатов, которую представляет Сергей Тарута.
Но главная загвоздка по-прежнему в «Народном фронте», без которого никак «не выходит каменный цветок». Глава фракции Максим Бурбак, конечно, поприветствовал то, что БПП наконец определился со сменщиком Яценюка, но в самом «Фронте» определенности с голосованием за Гройсмана нет до сих пор. За добровольный уход с поста премьера «фронтовики» требуют пост спикера для Андрея Парубия, сохранение министерских кресел для Арсена Авакова и Павла Петренко плюс Мининфраструктуры, Минобразования и еще какое-то из министерств. Не говоря уже о других «вкусных» госструктурах рангом поменьше – например, для команды Яценюка желательно, чтобы остался главой «Нафтогаза» Андрей Коболев, находящийся в связке с премьером. Также одно из озвученных требований «Народного фронта» – формирование коалиции исключительно фракциями, что делает невозможным «потушечное» пополнение. А это означает невозможность «коалиции на двоих», вариант которой рассматривала Банковая.
«Кандидатуру Гройсмана еще никто официально не вносил – у фракции БПП есть время до вторника собраться и это сделать, – говорит «фронтовик» Леонид Емец. – Понятно, что за предложением Луценко есть что-то серьезное, теоретически между собой мы это обговариваем, но фракция будет принимать решение только после того, как будет официальное предложение. Если Луценко еще две недели назад говорил, что у них есть фамилии и премьера, и министров, и 226 голосов под них, то пусть их назовут. Теоретически, конечно, мы можем их поддержать, потому что из кризиса надо выходить. Но давайте дождемся заседания нашей фракции в понедельник».
В БПП уверяют, что в дивной манере выдвижения Гройсмана непонятно от чьего имени, нет ничего особенного. «Мы обсуждали раньше на фракции и Гройсмана, и Яресько, пусть и без голосования, – вспоминает замглавы фракции БПП Алексей Гончаренко. – Если бы это был какой-то неизвестный Иванов – это одно, а Гройсмана мы все хорошо знаем, более того, полтора года назад обсуждали вопрос о возможном его выдвижении в премьеры. Не вижу, в чем проблема. В понедельник у нас будет фракция, на которой и будем утверждать наше решение. Думаю, она пройдет с участием Президента, потому что вопрос чрезвычайно серьезный».
По мнению нардепа, против кандидатуры Гройсмана в БПП может выступить «максимум десять человек». Правда, это было еще до съезда БПП, вызвавшего смятение в рядах президентской фракции. Но даже если на фракции все пройдет относительно гладко, источники «Главкома» считают, что вынести кандидатуру премьера в зал уже 29-го марта, к чему призывал Петр Порошенко, малореально. Хотя Президент очень бы хотел решить премьерский вопрос до своего визита в США, который состоится с 30 марта по 3 апреля. Не секрет, что Вашингтон по разным причинам не в восторге от Гройсмана-премьера и Порошенко предпочел бы поставить американских партнеров перед фактом: мол, на Яресько голосов не было, а Гройсман – единственная возможность выйти из политического кризиса. И постарался бы задобрить их тем, что зато Украине удалось избежать досрочных парламентских выборов, которых на Западе очень не хотят.
Гипотетически в БПП готовятся голосовать за новое правительство уже во вторник, но до сих пор непонятно, что за люди будут в команде нового премьера. Пока сам Гройсман назвал только трех человек, которых хотел бы видеть в своем Кабмине: экс-вице-премьера Ивана Миклоша, которого прочили на место Яресько в Минфин, и «продвинутых» замов министра экономического развития и торговли Юлию Ковалив и Максима Нефедова. О Яресько он скромно умолчал.
Пока дальнейший алгоритм действий в парламенте представляют так: после того, как фракции подадут все свои предложения в новое коалиционное соглашение, в понедельник перед подготовительным советом состоится заседание рабочей группы по выработке нового коалиционного соглашения, где все новации будут утрясены. В этот же день – заседания фракций «на злобу дня», возможно, расширенные встречи с Порошенко и Гройсманом.
Такая насыщенная повестка начала следующей недели вовсе не означает, что все эти консультации приведут к результату – пока о Гройсмане как о без пяти минут премьере говорить рано, равно как и о том, что Яценюк уже стопроцентно уходит. Идет война нервов с заведомо завышенными ставками и блефом.
Парламентский кризис в последние дни усилился кризисом в самом «Блоке Порошенко». Решение партийного съезда лишить мандатов покинувших фракцию Николая Томенко и Егора Фирсова не только сомнительно с юридической точки зрения, но еще и вызвало волнения внутри фракции. Так уже вызвался покинуть ряды БПП Виталий Чепинога, который назвал эту политическую силу «ублюдочной и тупой структурой». Чепинога, хоть и давно в политике, не был видным депутатом, числился в списке главных «прогульщиков» и больше был известен по ироничным постам в «фейсбуке» о вегетарианстве и путешествиях. Тем не менее, именно посты в соцсетях сделали Чепиногу любимцем публики и такой его ход вызвал бурю эмоций. Даже такой верный штык Президента как Ирина Геращенко заявила, что лишение мандатов неблагонадежных депутатов – «путь к расколу фракции и поиску новых врагов и оппонентов». Фон для договоренностей о новом премьере и правительстве, мягко говоря, не самый подходящий. К искренней радости Арсения Петровича.
Коментарі — 0