Как «отжать» приглянувшееся имущество? Корреспондент «Новой газеты» изучил крымскую инструкцию
В редакцию обратились пайщики Бахчисарайского райпо. Они рассказали, как проходила в Крыму национализация «украинского имущества», объявленная Госсоветом РК сразу после присоединения полуострова к России. В собственность республики, утверждают пайщики, переходили не только компании, непосредственно принадлежащие Киеву, но и те, что «просто приглянулись» новым хозяевам Крыма. Их история — повод для серьезной ревизии всей крымской национализации.
Райпо. Это сельский магазин? Закусочная в деревне? В любом случае что-то убогое. В Крыму не так: Бахчисарайское райпо — это 110 объектов в Бахчисарае, включая магазины, кафе, производственные цеха, автотранспортное предприятие и центральный рынок. Только остаточная стоимость активов — 48 млн рублей. Реальная, уверены пайщики, — миллионы долларов.
С председателем потребсоюза Григорием Бурьяновым и юристом организации Маргаритой Левашкиной мы встречаемся у трехэтажного здания с вывеской «Бахчисарайское районное потребительское общест». Последние две буквы в слове закрашены.
Это наше административное здание, — говорит Левашкина. — Но мы туда не можем попасть уже год: захвачено самообороной «именем Республики Крым».
-- Люди в черном
Это было 2 февраля прошлого года. В девять утра позвонила секретарь: «Григорий Евгеньевич, пришли какие-то люди в масках, с дубинками и электрошокерами, представляются самообороной», — вспоминает Бурьянов. — Секретарь тогда забаррикадировалась в своем кабинете, а большинство помещений уже были заняты «гостями».
Мы приехали и сначала подумали, что это спецназ какой-то, — продолжает Маргарита Левашкина. — Для нас это шок был. Мы никогда спецназа не видели. Бросаемся к одному бойцу: «В чем дело? Что происходит?» Не отвечает. К другому — не отвечает. Тут же подходит человек из Крымпотребсоюза: «Мы будем инвентаризировать ваше имущество. Вы национализированы».
Чтобы вы понимали, как работает потребкооперация, — объясняет Бурьянов. — У меня есть трактор, а у соседа — поле с пшеницей. Мы объединяемся, чтобы убрать хлеб. Разве может государство прийти и отнять у нас трактор и поле?
Захват здания пайщики сняли на видео. На записях видно, как люди в черном с шевронами «Львы Крыма» (отряд крымского ополчения) не пропускают пайщиков в помещения. Те кричат: «В школах обед скоро. Надо хлеб в школы доставить». На вопрос, на каком основании спецназ вообще находится в здании, один из бойцов дает лаконичный ответ: «Приказ Аксенова».
Вызванные пайщиками полицейские предлагают собравшимся «написать заявление» и уезжают. Затем, правда, возвращаются, но только чтобы снять самих пайщиков на видеокамеру.
Я заметила, что по кабинетам ходит человек, который раньше арендовал у нас колбасный цех, — рассказывает Маргарита Левашкина. — Василий Хмилевский. Чувствует себя как дома. Прошелестел слух, что Хмилевский — новый председатель райпо.
И действительно, к 17 часам на место противостояния приехал замминистра промышленности Крыма Ян Латышев. Он подтвердил собравшимся, что Хмилевский назначен председателем.
Я начала объяснять заместителю министра, что председателя райпо нельзя назначить, потому что это противоречит не только уставу потребсоюза, но и Федеральному закону «О потребительской кооперации», — говорит Левашкина. — Эта должность — выборная. У нас 271 пайщик, нужно голосовать. И до него мои слова дошли. Только он их понял по-своему.
-- Голосование
Выборы председателя райпо новые «хозяева» назначили на 26 февраля 2015 года.
В этот день административное здание было оцеплено, — рассказывает Маргарита Левашкина. — Я попыталась пройти на заседание, но меня не пустила полиция. Зато спокойно проходили другие, совершенно посторонние люди. Из Симферополя приехали два автобуса с якобы нашими пайщиками.
Как происходило голосование — неизвестно, но с предсказуемым результатом: все присутствовавшие на собрании 118 «членов райпо» проголосовали за назначение Василия Хмилевского председателем.
По факту незаконного захвата я написала в ФСБ и подготовила иск в Арбитражный суд, — говорит Левашкина.
3 ноября 2015 года Арбитражный суд республики иск Левашкиной удовлетворил, признав проведенное в феврале собрание незаконным из-за многочисленных нарушений устава райпо. Это решение устояло и в апелляционной инстанции в Севастополе.
Любопытней оказалась реакция спецслужб.
-- Неожиданный поворот
На мое обращение в УФСБ по Республике Крым пришел ответ, что вопросы о законности собраний пайщиков райпо — не в компетенции Федеральной службы безопасности. Зато спустя три месяца против Хмилевского и его помощника Карпова было возбуждено уголовное дело, а главное — ФСБ назвала имя куратора захвата нашего райпо, — говорит Маргарита Левашкина. — Помните историю с задержанием министра промышленности Скрынника? О ней все слышали, но почему-то никто не знает, что она связана с нами.
Для справки: министр промышленности Республики Крым Андрей Скрынник 28 июня 2015 года был задержан в подвале многоэтажки на окраине Симферополя. ФСБ обвинила его в пособничестве совершению мошенничества с государственным имуществом. Вот выдержки из материалов уголовного дела: «Установлено, что граждане РФ Василий Хмилевский и Игорь Карпов, действуя путем обмана <…> с целью незаконного завладения государственным имуществом в особо крупном размере в Бахчисарае, провели нелегитимные собрания пайщиков самостоятельного юридического лица «Бахчисарайское районное потребительское общество». По его итогам Карпов был избран председателем правления, а Хмилевский — председателем совета общества <…> Затем Хмилевский и Карпов при содействии министра Скрынника зарегистрировали в Едином государственном реестре юридических лиц изменения о составе руководящих органов и членах Бахчисарайского райпо. В результате чего они завладели государственным имуществом и имущественными правами Бахчисарайского райпо, являющегося в соответствии с постановлением Государственного совета Республики Крым от 10.09.2014 №2504-6/14 собственностью Республики Крым, общей стоимостью более 48 млн рублей. Таким образом, Хмилевский В.И. и Карпов И.Л. при пособничестве Скрынника А.А. путем обмана похитили принадлежащее Республике Крым имущество».
Финал этой истории известен — за Скрынника заступился Сергей Аксенов, который назвал произошедшее «заказной историей». В конце 2015 года министр ушел «по собственному желанию». Хмилевский и Карпов находятся под домашним арестом, расследование уголовного дела продолжается.
-- «Государство не занимается рейдерством»
Казалось бы, уголовные дела в отношении «назначенных» руководителей райпо и министра Скрынника открыли перед пайщиками возможность вернуть Бахчисарайское райпо себе. На должность председателя потребсоюза вернулся прежний руководитель Григорий Бурьянов. Однако теперь на пути пайщиков встали первые лица республики.
27 февраля пресс-служба крымского правительства разослала в СМИ следующее сообщение: «Бахчисарай с рабочими визитом посетил Михаил Шеремет. Первый вице-премьер провел личный прием граждан. Основной тематикой обращений стал возврат средств пайщикам бывшего «Райпотребсоюза». По итогам приема Михаил Шеремет дал соответствующие поручения».
Однако в тот же день в бахчисарайской группе «ВКонтакте» появилось заявление от самих пайщиков потребсоюза: «Шеремет М.С. провел личный прием граждан, которые не являются участниками (пайщиками) Бахчисарайского райпо. Законно избранные руководители Бахчисарайского райпо и действующие пайщики не были уведомлены о предстоящем мероприятии и не смогли принять в нем участие».
А 1 марта в Бахчисарае прошло выездное заседание Совета министров под председательством премьера Сергея Аксенова, — говорит Маргарита Левашкина. — На мой вопрос о причинах и методах национализации райпо он ответил: «Вас национализировали в соответствии с законом. Государство не занимается рейдерскими захватами».
Сегодня у бахчисарайского райпо задолженность по зарплате — с декабря прошлого года. Часть активов — административное здание, рыбный цех и административный корпус привокзального рынка в Бахчисарае либо закрыты республиканскими властями, либо до сих пор заняты бойцами самообороны.
Удивительное дело, — вздыхает Григорий Бурьянов. — Парни уже год тупо охраняют национализированные объекты, получая за это по 20 000–30 000 рублей. Средняя зарплата у наших в райпо — 15 000. Если бы не эта национализация, мы бы работали сейчас успешно, город бы развивали. А сейчас они дармоедов содержат. Очень странная политика.
Коментарі — 0