Дискуссии о российской информационной войне против Украины ведутся более двадцати лет
Дискуссии о российской информационной войне против Украины ведутся более двадцати лет. Другими словами – информационная война прошла практически через всю историю независимой Украины.
Казалось бы, срок немалый. Однако, последние события показали, что Украина осталась по сей день неготовой к отражению информационных угроз.
Скажем больше, со снижением интенсивности боевых действий на Донбассе, в украинских властных коридорах стали больше говорить о «мирном урегулировании конфликта».
С начала 2015 г. фактор информационной войны из мединой риторики стал исключаться. Причем, украинские источники в своем большинстве не пытались противоречить российским, которые вовсю пропагандировали «примирение народов».
Фигурально, нынешняя информационная ситуация стала напоминать некую иллюзию, в которой замалчиваются простые вопросы:
· Разве Россия прекратила информационную войну против Украины?
· Может быть, забытый украинскими СМИ Крым и оккупированный Донбасс вышли из информационной блокады?
· Или в этих регионах обеспечено присутствие украинских медиа?
Ответ на все эти вопросы достаточно прост: скорее всего, в длинных коридорах власти нет понимания в необходимости сильной государственной информационной политики.
Один показательный пример.
Год назад мы выпустили аналитический материал о том, как Россия готовилась к информационной агрессии.
В нем мы наглядно демонстрировали, как за несколько лет до начала информационной экспансии Кремля, российские телевизионные и радиопередатчики вдоль границы с Украиной увеличили свою мощность. В итоге, к началу российской операции в Украине бо́льшая часть территорий Харьковской и Луганской областей были покрыты телевизионным и FM-сигналом из-за границы.
Парадоксом было то, что об этом не могли не знать в Украине. Кроме этого, в то время никто из предыдущего руководства Украины этому не препятствовал. Об этом говорилось достаточно много.
Но самым большой странностью для сегодняшней Украины есть то, что мероприятия по преодолению информационной блокады, созданной Россией во временно оккупированных регионах, тормозятся на самом высоком уровне.
Например, известен случай из практики «выбивания денег» (иначе это не называется) министром информационной политики Ю.Стецем для запуска установленных передатчиков в зоне АТО. На одном из заседаний Кабинета министров Стець открыто заявил, что будет снимать на камеру телефона процедуру голосования его коллег, которые собирались отказать выделению 1,7 млн.грн. на установку антенн передатчиков на территории Донецкой, Луганской и Сумской областей. Тогда министры поскрипели зубами, но дали добро.
В связи с этим, возникает логичный вопрос: разве украинские министры не знают о том, что инвестиции в информационную политику государства создают условия для реализации мероприятий внешней и внутренней политики страны? Как показали события прошлой недели, Украина не может похвастаться своими имиджевыми достижениями за рубежом – референдум в Нидерландах тому яркое подтверждение.
Если это действительно так, тогда в системе исполнительной власти работают некомпетентные руководители.
Или другой показательный пример – строительство трансляционных вышек, без которых телевизионный сигнал распространяться в принципе не может. В зоне АТО планируется установить три такие телевышки: две в Донецкой области и одну в Луганской.
Первая, 180 метровая вышка будет установлена вблизи Славянска (Донецкой обл.) на горе Карачун. Здесь все нормально: проведены подготовительные работы, Концерн РРТ осуществил финансирование, сейчас конструкция находится на стадии сборки. Срок запуска – июнь 2016 г.
Другую вышку собираются устанавливать в Луганской области. По имеющейся информации, ее уже доставляют в Украину западные партнеры. А затраты на установку взяла на себя Луганская областная администрация.
Проблему составляет третья вышка, которая необходима для надежного покрытия сигналом Донецкой области. Месяц тому Министерство финансов Украины отказало в выделении средств для постройки новой телебашни (Письмо от №31-07040-07-5/8703 от 25.03.2016). Передатчики – есть, система электропитания – есть, и даже есть информационный контент, который ждут в оккупированных регионах. И только отсутствие вышки сводит всю идею к нулю. Жители оккупированных РФ и подконтрольных нам регионов продолжают слушать и смотреть «неукраинские новости». Логичный вопрос в этом случае: кто от этого выиграл? Определенно – не Украина!
В этом же контексте, Минэкономразвития совместно с Министерством финансов выступили против выделения средств из резервного фонда на закупку передатчиков для восстановления телерадиовещания на территории Одесской и Херсонской областей (письмо от 14.03.2016 № 2723-01 / 7051-01). Разве кто-то из проголосовавших за запрет в выделении денег задумался, что в Одесской области продолжают вещать передатчики из пророссийского Приднестровья, а юг Херсонской области получает сигнал из оккупированного Россией Крыма?
Невольно создается впечатление, что урок, который преподала Россия в 2014 г., остался незамеченным исполнительной властью Украины.
Временная оккупация Крыма – это следствие наличия «дыр» в системе информационной безопасности Украины, которые не замечались властью десятилетиями. А информационная блокада оккупированного Донбасса – это результат спланированной информационной операции, которая тщательно готовилась российскими спецслужбами. Мы тоже не смогли адекватно на нее отреагировать.
Люди в этих регионах все больше отдаляются от украинской действительности, потому, что в их домах постоянно звучит российский гимн. Например, уже полтора года подряд на территорию Херсонской области уверенно вещают четыре российских телеканала.
Разве это не вопрос национальной безопасности Украины?
Коментарі — 0