Королевская: Самое страшное – отбить у людей предпринимательскую инициативу

Королевская: Самое страшное – отбить у людей предпринимательскую инициативу

Эксклюзивное интервью главы парламентского Комитета по вопросам промышленной и регуляторной политики и предпринимательства

Вопрос: На днях парламент принял за основу проект Налогового кодекса, внедрение в действие которого, в частности, предусматривает увеличение объема поступлений в бюджет. Как Вы оцениваете данную инициативу?

Ответ: Задача государства сначала дать предпринимателям заработать, а потом собирать налоги. У нас, к сожалению, все не так: сначала зачищают весь бизнес, а потом решают, кто же останется зарабатывать.

Проект Налогового кодекса, предложенный правительством, предоставляет неоправданно много прав налоговым инспекторам, и делает незащищенными против чиновничьего произвола как представителей малого и среднего, так и крупного бизнеса.

На сегодняшний день, чтобы провести налоговую проверку, нужны серьезные основания. В свою очередь, проект Налогового кодекса предлагает предоставить право принимать такие решение налоговому инспектору, и расширить его компетенцию, предоставив также право доначислять налоги по косвенному методу без решения суда. А чего стоит введение понятия «опрос граждан», согласно которому любого человека: от директора до рядового сотрудника могут вызвать в налоговую инспекцию и провести фактически допрос без участия адвоката? Неужели кто-то думает, что можно вернуть времена НКВД?

Налоговый террор нивелирует любое снижение налоговых ставок. К тому же, декларируемое авторами проекта Налогового кодекса снижение налогов зачастую оказывается фикцией. Сокращение налога на прибыль с 25 до 20% нивелируется правом областным и городским советам добавлять в общей сложности все те же 5%. Какой же местный орган власти откажется от такой возможности. А отмена некоторых местных налогов, которые в совокупности давали не более – 0,1% ВВП, практически не повлияет на уровень налоговой нагрузки, т.е. предприниматели никакого облегчения не почувствуют.

К тому же в проекте документа исчез налог на недвижимость, который представители власти рекламировали, как налог на роскошь.

В таком виде Налоговый кодекс принимать нельзя.

Помимо того сейчас существует опасность принятия этого Налогового кодекса без обсуждения – «в режиме обложки», когда голосуют только за название, не вникая в суть.

Есть вещи, с которыми шутить нельзя. Налоговый кодекс это документ, который влияет на развитие экономики всей страны. И в России, и в Казахстане, и во всем мире такой основополагающий документ вначале выносился на обсуждение общественности, представителей делового сообщества. И лишь после этого детально, по главам рассматривался в парламенте. Поспешное принятие Налогового кодекса, без учета мнения экспертов, представителей бизнес-среды, может привести к неоднозначным последствиям для экономики страны в целом.

Экономике нужна дорожная карта налоговой системы, а не шараханья из стороны в сторону. У нас Кабинет Министров, с одной стороны, обещает уменьшить налог на прибыль, с другой – не возмещает НДС, задолженность по которому превысила 30 млрд гривен. Борьба же с упрощенным налогообложением легко может превратить в фантом саму идею такой системы, которая в свою очередь позволила выжить и прокормить семью сотням тысяч владельцев небольших компаний.

Если каждый год вводить новый налог, менять ставку налогообложения или всю систему администрирования налогов, и при этом обещать в 2012 году налоговые каникулы, то у бизнеса от таких перепадов давления может случиться «инсульт».

Когда у нас будет Налоговый кодекс, понятный по каждому налогу, я за него двумя руками проголосую. Пока же Налоговый кодекс, предложенный правительством – это машина государственного рэкета, которая способна любого предпринимателя вывести за рамки законодательного поля и заставить откупаться. Он выгоден не предпринимателям, а налоговым инспекторам и отдельным предприятиям.

Вопрос: В то же время новая власть за последний месяц активизировала свои действия, направленные на экономическое развитие Украины, о чем говорит в частности стратегия экономического развития страны на 2010-2014 годы, которую представил президент Украины Виктор Янукович. Как Вы ее оцениваете?

Ответ: Прекрасная программа! 90% инициатив, которые презентовал президент Янукович, я готова поддержать, потому что их готовили профессионалы, которые собрали не политические лозунги, а именно то, что прошло обсуждение в экспертной среде и что действительно нужно предпринять.

Но, это программа стратегических реформ, структурных реформ – витамины, которые нужно постоянно пить, чтобы чувствовать себя хорошо. А когда у тебя язва, витамины уже не помогут – нужно применять более серьезные меры.

Несмотря на эти замечательные намерения, поддерживаемые всеми – в том числе и нашим комитетом, действительность резко диссонирует с ними: нерешен вопрос с собственностью в стране, увеличивается административное давление на малый и средний бизнес, не наблюдается реальных действий по дерегуляции рынка.

К сожалению, получается, что слова абсолютно расходятся с делами. Слова в эфир идут правильные, а исполнители деклараций этих слов не слышат – у них абсолютно другие директивы и они работают по другим правилам, что еще больше ухудшает экономическую ситуацию.

Вопрос: Как Глава комитета, Вы часто общаетесь с представителями бизнеса. Каковы сегодняшние настроения украинского бизнеса и иностранных инвесторов?

Ответ: Самое страшное – отбить у людей предпринимательскую инициативу.

Как промышленники, так и предприниматели сегодня находятся в шоковом состоянии. В частности, мы наблюдаем резкое сокращение притока иностранных инвестиций.

Если в первые месяцы работы новой власти мы действительно получили политическую стабильность, на которую возлагались большие надежды бизнес-средой в целом, иностранными и внутренними инвесторами, то, начиная с марта, все находятся в состоянии шока.

Первая серьезная проблема: инвесторы поняли, что у нас отсутствуют гарантии собственности, и яркий пример тому – ситуация с ММК им. Ильича. Сейчас это пока единичные случаи, на которых просто отрабатывают схему. Далее отработанная технология может быть применена по всей стране. Вот что страшно.

Вторая серьезная проблема – отказ в принятии отчетов налоговыми органами. За этим следуют штрафы, за штрафами – уголовные дела, за уголовными делами – ликвидация предприятия. Аналогичная ситуация наблюдалась в конце 90-х, когда весь бизнес ставили в жесткие рамки, выводя его в нелегальное поле и заставляя работать «по договоренности» с вышестоящим чиновником.

«Благодаря» полной вертикали власти, подобная схема «запускается» с невероятной скоростью. И так во всех сферах. «Голосуем по сокращенной процедуре в двух чтениях» и даже тех, кто голосует, никто не слушает – такова монопольная вертикаль.

Раньше предприниматель знал: губернатор в его регионе – от одной политической силы, глава облсовета – от другой, силовики – вообще от третьей, и ему было кому пожаловаться на беспредел конкретного чиновника. Сейчас все «под одним зонтиком» и когда предприятие приходит со своей проблемой, то ему говорят: «Надо делиться». Идут тотальные проверки санстанций, пожарной инспекции – всех 80-ти контролирующих органов. Чиновники поняли, что они получили вотчину, откупную после выборов, и все вышли за данью.

Поэтому украинские предприниматели направили все усилия на сохранение своих ресурсов: либо временно замораживают деятельность, чтобы посмотреть, что же будет происходить в дальнейшем, или выходят из бизнеса. Тенденция приобрела массовые масштабы. Все это, безусловно, приведет к сокращению рабочих мест, спаду экономической активности, падению доходов в бюджет.

Вопрос: Какова же экономическая ситуация в Украине сегодня?

Ответ: Сегодня ряд европейских стран – Греция, Испания, Венгрия – на пороге второй волны экономического кризиса. Украина от них не так далеко и в любой момент может оказаться в подобной ситуации.

В то же время страна даже не начинала подготовку ко второй волне кризиса – нет долгосрочной антикризисной программы, не проводится мониторинг ситуации на региональном уровне. У нас абсолютно нереальный дефицит бюджета (Дефицит госбюджета составляет 57,7 млрд. грн., или 5,3% ВВП – ИФ), который был задекларирован для Международного валютного фонда (МВФ). Язву, разъедающую экономику, нужно срочно лечить.

Страна реально идет семимильными шагами к дефолту, к тому же от МВФ мы пока ничего не получили. В прошлом году Фонд давал деньги под обещания, но при этом понимал, что в противном случае Украина получит социальный коллапс. Сегодня они видят: мы подняли минимальную заработную плату и подняли соцстандарты. Никто не брал на себя обязательства нас кормить, поэтому позиция МВФ, не спешащего предоставлять Украине кредиты в существующих условиях, логична и понятна.

Нам необходимо для себя правильно расставить приоритеты и начать реанимировать экономику.

Правительство Юлии Тимошенко принимало краткосрочные меры – по металлургам, химикам, шахтерам, сельскому хозяйству. Они были рассчитаны на полгода – год, чтобы хоть как-то поддержать и защитить эти отрасли, чтобы люди не оказались на улице, и был сохранен экономический потенциал страны. Все эти меры необходимо было завершить еще в январе текущего года.

Что же сейчас происходит? Мы продолжаем дотировать металлургов, которые уже в марте были прибыльными, дотируем химиков, которые уже в первом квартале получили колоссальные доходы, не меняем структуру дотаций для сельского хозяйства, шахтерам продолжаем доплачивать из бюджета…

Подождите, а где капитальные вложения, где наша модернизация? Если же мы даем такие возможности национальным промышленным предприятиям сегодня, то необходимо дать позаботиться, чтобы эти средства были направлены на модернизацию. Этого не сделано.

Вопрос: Какие же приоритеты намечены в работе комитета, учитывая нестабильное положение украинской экономики? Какие действия сейчас предпринимает комитет для ее реанимации?

Ответ: Для нас ключевой приоритет сегодня – защитить украинскую экономику. Мы последовательно разрабатываем и вносим в Верховную Раду законы, которые сокращают количество разрешительных документов, лицензий, контролирующих органов, видов деятельности, подлежащих контролю, программу государственно-частного партнерства, поддержки горно-металлургического комплекса и химической промышленности, территорий перспективного развития. Кроме того, принято решение провести мониторинг неработающих законов. Конечно, до осени мы не успеем обработать всю законодательную базу, но я поставила задачу – отобрать 20 экономически грамотных положений, прописанных в законах, которые напрочь игнорируются чиновниками.

Для этого мы собрали более 300 действующих общественных организаций – экономических, отраслевых, ассоциаций, в том числе в регионах. Также мы формируем группу из лучших экономических экспертов, которые есть в нашей стране. Помимо этого мы формируем пул политиков, которые готовы отказаться от своих политических предпочтений, цвета флага и готовы поработать на экономику страны. Главное не авторство и количество законопроектов, а качество законодательства.

На следующем этапе мы запустим проект «Реанимация». Неработающие законы будут проанализированы экспертными группами, возможно в них потребуется внести изменения. После чего мы сможем задействовать контрольную функцию парламента.

Ведь действующим законодательством у нас установлена колоссальная ответственность чиновников за превышение служебных полномочий! При этом я за пять лет в политике еще ни разу не слышала, что хоть где-то хотя бы одного чиновника за это наказали. Общими усилиями мы заставим чиновников выполнять законодательство и работать.

Также мы проанализируем все законопроекты, без учета их авторства, зарегистрированные в Верховной раде за текущую сессию, и выберем, 20-25 тех, которые обеспечивают выполнение Программы экономического развития, которую презентовал президент Янукович. Эти законопроекты можно принять 350 или 400 голосами. Мы готовы, как оппозиция отдать за них свои голоса.

Зачем нам ждать 2012-2014 годов, чтобы отменить ненужные лицензии и разрешения, принять закон о государственно-частном партнерстве (ГЧП), территориях приоритетного развития, восстановить технопарки, ввести саморегулирующие организации? Для этого нужен один парламентский день. Нужно только отбросить штампы – президентский закон, кабминовский, оппозиционный, и проголосовать за «Законы для Украины».

Наверное, это выглядит несколько фантастично. Но я верю, что мы все-таки добьемся решения этих вопросов. Ведь смогли же мы в конце прошлого года совместными усилиями власти и оппозиции принять важный закон по поддержке национального бизнеса!

Коментарі — 0

Авторизуйтесь , щоб додавати коментарі
Іде завантаження...
Показати більше коментарів
Дата публікації новини: