Перевод Конституционным Судом тумблера из положения «парламент» в положение «Президент», конечно, поставил ...
Перевод Конституционным Судом тумблера из положения «парламент» в положение «Президент», конечно, поставил партнеров Партии регионов в Раде в двойственное положение. Если при набившей оскомину коалиционной системе они были членами фракций, юридически оформленных в коалиции с вытекающими отсюда квотами при распределении должностей во власти, то возвращение Конституции 1996 года ликвидировало сам институт фракционного большинства. И теперь депутат может запросто переходить из одной фракции в другую, чем уже воспользовались пять бютовцев, пополнивших ряды регионалов, и один нунсовец, вписавшийся к Литвину. Равно как и неоднородный БЛ теперь способен не только принимать новых членов, но и терять старых.
Подписанное предыдущими участниками коалиции соглашение о парламентском большинстве не имеет никакой юридической силы и служит, скорее, временной попыткой успокоить партнеров. Чего могут опасаться и литвиновцы, и коммунисты – это того, что после того как центр тяжести показательно сместился на Банковую, регионалы попытаются максимально зачистить от «чужаков» ведомства типа Гостаможслужбы, Гослесхоза, Госрезерва, Фонда госимущества. Это не говоря уже о министерствах.
«Как можно проводить реформы и брать полноту ответственности на себя, если литвины и коммунисты рассадили на многих постах своих, которые непонятно чем там занимаются?», – такие высказывания часто можно услышать от регионалов в частных беседах. Собственно, пополнение большинства с помощью «тушек» преследовало не столько взятие рубежа в 300 голосов, сколько унятие амбиций фракций-малышей. К тому же сам процесс позволял регионалам иногда успокаивать недоумевающий Запад в том духе, что коммунистов скоро попросят из власти. Коммунисты хмурили брови, усиливали антибуржуазную риторику и даже грозили выходом из коалиции, но все оставалось на своих местах. Теперь же реалии изменились.
Пока на практике мы наблюдаем все те же 240 с лишним голосов при голосованиях. Однако будут ли нынешние союзники по парламенту и далее безоглядно подыгрывать регионалам? Ведь хотя и сужаются полномочия парламента в части кадровых назначений, Президенту и правительству все равно нужно проводить через табло «Рада» массу законопроектов, включая и бюджет, и различные кодексы, и снятие моратория на продажу земли.
Если вспомнить, что творилось в здании под куполом при президентстве Леонида Кучмы, когда как раз действовала Конституция 1996 года, то при тогдашней «суперпрезидентской» форме правления в определенные моменты глава государства ничего не мог поделать со своевольным парламентом. Для коммуникаций с Банковой в тогдашней ВР был даже неформальный пост «директора парламента», который занимал легендарный Александр Волков. Он подключался тогда, когда возможностей представителя Президента в Верховной Раде было недостаточно.
Масштабы тогдашних напряженных отношений Президента и парламента иллюстрируют неоднократные вето на законы о Кабмине, о регламенте, о временных специальных и следственных комиссиях ВР... А то Кучма и вовсе «забывал» подписывать законы, принятые Верховной Радой.
Конечно, тогда большую головную боль доставляли слабоконтролируемые полчища мажоритарщиков, которые могли менять фракции по несколько раз в месяц и с такой же регулярностью «качать права». Сейчас, по большому счету, ситуация похожая, поскольку многие депутаты уже давно потеряли связь с фракциями, от которых были избраны, но вот относительно их способности проявить норов существуют большие сомнения.
«Настоящий парламент был еще до Кучмы: начало 90-х – это было круто, – вспоминает депутат нескольких созывов Борис Беспалый. – Кучма надломил парламенту хребет – сначала в 95-м припугнул роспуском и был подписан Конституционный договор, затем он продавил Конституцию, расширявшую его полномочия, в 2000-м был тот самый переворот в «Украинском доме». А после 2004-го уже был откат, и в 2007-м парламент поставил на себе крест, когда согласился с беззаконными действиями Ющенко и распустился. Сейчас же Рада превратилась в заложника ситуации, в декоративный институт, с которым Президент может делать, что хочет: может вытирать ноги, а может и приголубить».
В определенной степени развязать депутатам руки могла бы норма Конституции 1996-го, согласно которой у Президента практически отсутствует возможность разогнать парламент раньше срока (хотя еще и нет определенности, когда этот срок должен наступить). Но политолог Виктор Небоженко уверен, что после ранее совершенных танцев с Конституцией эта норма вряд ли остановит Администрацию Президента, а значит, и сделает депутатов сговорчивыми.
«Когда все говорят, что Янукович получил полномочия Кучмы, – это неправильно, поскольку у Кучмы был оппозиционный парламент с конкурентом Морозом во главе, – говорит директор социологической службы «Украинский барометр» Виктор Небоженко. – Сейчас же парламент добровольно отдает свои полномочия руководителю Администрации Президента. И, пока не ослабла власть, от этого парламента не стоит ожидать фронды, потому что никто не хочет терять бизнес, ходить на допросы в СБУ, в прокуратуру. Но как только власть столкнется с международными, криминальными проблемами, делом «Гонгадзе-2», необходимостью отдавать МВФ в марте 2011 года колоссальные суммы, настроение парламентариев резко поменяется, они вспомнят про демократию и примут неожиданные решения. Но в текущем году это будет «женский парламент», который при сильном Президенте будет выполнять нелицеприятные функции».
Пока что «тушечный» резерв регионалов позволяет им игнорировать мнение только одного соратника по коалиции – например, даже если КПУ прогнозируемо начнет «брыкаться» по вопросам земли, налогов, повышения тарифов, без ее голосов можно обойтись. Литвин же высказывал «особое мнение» по поводу закона о языке, и именно на спикера кивали регионалы, когда говорили, что для принятия этого закона не хватает голосов. Не стоит забывать, что такой «хитрый лис», как Литвин, имеет массу возможностей манипулировать залом и не всегда эти манипуляции могут быть в пользу регионалов. Особенно, если по результатам местных выборов Народной партии не будет обеспечен относительно неплохой результат. Но шанс стать реально самостоятельным игроком, каким был тот же Мороз в свое время, Литвин, похоже, уже упустил. И дело не только в «деле Гонгадзе», ограничивающем его автономность.
«Литвин не способен взять на себя роль консолидирующего центра, модератора, как при Кучме, – говорит директор Центра исследований проблем гражданского общества Виталий Кулик. – К нему низкий уровень доверия среди других игроков».
Глава Института имени Горшенина Владимир Фесенко думает, что проблем с парламентом у Президента не будет, как минимум, год:
«Это могут быть разве что игры отдельных депутатов. Предпосылок для уменьшения большинства нет, и пока Януковичу не нужен свой Волков. У него достаточно отдельных рычагов воздействия – и на партийно-групповом и на индивидуальном уровне. Помните, как Азаров сказал о том, что будет работать институт страха? Он имел в виду чиновников, но похожим образом можно держать в узде и депутатский корпус. Но вот ближе к парламентским выборам я ничего не исключаю».
Помимо «кнута» Банковая может и «пряники» раздаривать. Это и принятие «тушек» в собственную фракцию, и обещание ввести мажоритарку на парламентских выборах, что для многих нынешних депутатов может стать спасением политической карьеры.
Пока что ни литвиновцы, ни коммунисты не проявляют признаков паники. Представители КПУ уверяют, что подписанное соглашение показало желание Януковича сотрудничать с проверенными партнерами, а не с переменчивыми «тушками».
«Были у нас опасения по поводу Литвина, что ему припомнят, как он вел себя в 2004-м в промежутках между турами, но, как видим, не припомнили, – делится наблюдениями с «Главкомом» один из видных коммунистов. – И я уверен, что все наши представители во власти останутся на местах. Кстати, от «тушек» мы застраховались еще и тем, что в новом регламенте для создания фракции уже будет нужно не 14, а 20 человек».
Если на «бунт» маленьких фракций оппозиция больших надежд не питает, то вот об откалывании кусочков от фракции ПР говорит как не о самом фантастическом сценарии.
«Очевидно же, что отмена политреформы нужна была не Януковичу, а Левочкину и иже с ним, – уверен один из верных бютовцев. – Когда определенные группы из Партии регионов почувствуют, что Януковича окончательно взяли в оборот «фирташевские» и он фактически отстранился от партии, их фракция может посыпаться».
Но это произойдет, как минимум, не скоро. В ближайшее же время мы увидим попытки создания новых фракций (как минимум, одной), предлагающих свои услуги большинству. Но сути для Банковой это не меняет – пока что это лишь парламентский конкурс на тему «Как понравиться Президенту».
Коментарі — 0