Улучшение жизни начинается: Налоговый кодекс стал реальностью (Часть II)

    Налоговый кодекс спланирован с далеко идущими намерениями перекройки классовой и демографической карты страны.
    Налоговый кодекс спланирован с далеко идущими намерениями перекройки классовой и демографической карты страны. Уменьшить число активного населения в стране в целом, максимально прикормить и расплодить лояльное к власти чиновничество, сделать налоговую милицию специальным карательным органом – таковы лишь некоторые планы власти по упрочению своего
    • Павел Серов, специально для «Kontrakty.ua»
    • 23 Листопада, 2010, 14:50
    • Розсилка

    Налоговый кодекс спланирован с далеко идущими намерениями перекройки классовой и демографической карты страны.

    Налоговый кодекс спланирован с далеко идущими намерениями перекройки классовой и демографической карты страны. Уменьшить число активного населения в стране в целом, максимально прикормить и расплодить лояльное к власти чиновничество, сделать налоговую милицию специальным карательным органом – таковы лишь некоторые планы власти по упрочению своего режима.

    Продолжение. Начало читайте здесь.

    Здрасьте, мы из налоговой

    Никакой кассовый аппарат не сравнится с тотальными расширением функций налоговых органов. Фискалы становятся главными наполнителями госбюджета. Дополнительно к уже существующим камеральным, плановым и внеплановым выездным проверкам Кодексом введены документальные невыездные и фактические проверки. Это закрепляет практически неограниченные права налоговых органов относительно проведения проверок кого-либо и когда-либо на усмотрение налоговых органов.

    Вообще-то, пунктов, по которым могут законно «раздеть», формально всего семь. Однако выписаны они так, что ясно – основой проверок станет прямой донос на вас. В ином ключе невозможно понимать формулировку «в случае получения информации, свидетельствующей о возможных нарушениях налогоплательщиком законодательства» (пп. 80.2.2 п. 80.2 ст. 80) или «в случае получения информации об использовании работы нанимаемых лиц без надлежащего оформления трудовых отношений и выплаты работодателями доходов в виде заработной платы без уплаты налогов в бюджет» (пп. 80.2.7 п. 80.2 ст. 80).

    Внеплановые проверки могут проводиться по сходным основаниям. Например, если по результатам «получения налоговой информации выявлен факт, свидетельствующий о возможном нарушении налогоплательщиком законодательства». Или если «налогоплательщиком предоставлен уточняющий расчет за проверенный период». Или же «получена информация об уклонении от налогообложения выплаченной (начисленной) нанятым лицам заработной платы или других выплат, подлежащих налогообложению».

    Сами сроки проверок для крупных налогоплательщиков увеличены. Плановые могут длиться от 20 до 30 рабочих дней, внеплановые - от 10 до 15 рабочих дней.

    Словом, бойтесь доноса и выплат в конвертах: налоговики будут проверять, как оформлены работники предприятий, какую официальную зарплату они получают, какие взносы они платят в пенсионный и другие социальные фонды. По словам недавней «надежды нации» Сергея Тигипко, сейчас средняя зарплата в государственном секторе составляет 2,4 тыс. грн, а в частном секторе - 1,8 тыс. грн. Уму непостижимо - государство платит больше!

    Одновременно права налоговиков становятся воистину безграничными. Теперь они могут, даже не аргументируя свой запрос, получать у налогоплательщиков информацию, справки и копии документов «о финансово-хозяйственной деятельности», и – самое главное - применять административный арест имущества налогоплательщика в случае «непредставления для проверки документов, их копий».

    В последнем случае Госкомпредпринимательства разъясняет, что имеется в виду «лишь» административный арест имущества на 96 часов. Госкомпредпринимательства обращает внимание, что арестовать средства на счету налогоплательщика можно только по решению суда, а решение об аресте имущества может быть обжаловано в административном или судебном порядке. Также налогоплательщик имеет право на возмещение из бюджета вреда, нанесенного неправомерным арестом имущества. Однако понять, на чьей стороне будет суд, не сложно.

    В качестве «утешительных» переходных положений решено, что финансовые санкции за нарушение налогового законодательства к плательщикам налога на прибыль предприятий и налогоплательщикам, перешедшим на общую систему налогообложения, не будет применяться в течение второго и третьего кварталов 2011 года. То есть, большая часть предпринимателей полноценно ощутит на себе дыхание «азаровщины» во второй половине 2011-го. Власть тем самым оттягивает возможность предпринимательского бунта, который неизбежно начался бы уже к следующей весне, реши парламент ввести все нормы сразу с 1 января.

    Есть и небольшой пункт, который касается ответственности налоговиков. По сравнению с их полномочиями налоговый произвол урезали лишь в двух случаях, предусмотрев штрафы на смешные суммы. Кодекс Украины об административных правонарушениях дополнен статьей об ответственности налоговиков за отказ принять налоговую декларацию. За подобные действия предлагает штрафовать на сумму 340-689 грн. То же самое касается случаев, когда должностные лица для принятия декларации требуют изменить указанные в ней показатели.

    Дорогие метры

    Вводится налог на недвижимость. Как налог, затрагивающий в первую очередь, зажиточные слои населения, т.е. как раз депутатов и прочих таких же, очень велика вероятность того, что введение его будет отсрочено еще раз. Сейчас введение налога предусмотрено с 2012 года.

    Пока положения о налоге на недвижимость выглядят так. Если у вас квартира до 120 кв. м и дом до 250 кв. м, вы налог платить не будете. Для квартир общей площадью 121-240 кв. м и домов 251-500 кв. м ставки устанавливаются местными властями на уровне до 1% размера минимальной зарплаты на 1 января отчетного года за 1 кв. м. Для квартир свыше 240 кв. м и домов свыше 500 кв. м - на уровне 2,7% размера минимальной зарплаты на 1 января отчетного года за 1 кв. м.

    В частности, ставки налога за земельные участки, нормативная денежная оценка которых не проведена, установлены в следующих размерах (за 1 м2):

    – с 0,075 до 0,24 грн в населенных пунктах с численностью населения до 3 тыс. человек;

    – с 0,15 до 0,48 грн - с численностью населения от 3 до 10 тыс. человек;

    – с 0,24 до 0,77 грн - от 10 до 20 тыс. человек;

    – с 0,375 до 1,2 грн - от 20 до 50 тыс. человек;

    – с 0,45 до 1,44 грн - от 50 до 100 тыс. человек;

    – с 0,525 до 1,68 грн - от 100 до 250 тыс. человек;

    – с 0,6 до 1,92 грн - от 250 до 500 тыс. человек;

    – с 0,75 до 2,4 грн от 500 до 1 млн человек;

    – с 1,05 до 3,36 грн - с численностью населения свыше 1 млн человек.

    По решению местного совета от уплаты данного налога могут полностью или частично освобождаться пристройки к жилым домам для содержания скота, птицы и хранения инвентаря, гаражи, подвалы и чердаки, а также ветхие и аварийные дома. Могут остаться не обложенными налогом и другие важные, но уже для другой категории населения, помещения - сауны, бассейны, зимние сады и так далее. При этом никаким налогом на роскошь, как популистски пыталась представить его власть, эта норма, увы, не является.

    Следуя документу, в список необлагаемых налогом объектов внесены: один объект жилой недвижимости, принадлежащий семьям, которые воспитывают трех и более детей; общежития; не более одного садового и дачного дома на одного плательщика налога.

    Прокатили с ветерком

    Важные новации Кодекса касаются налогов на транспортные средства. Ликвидирован ежегодный налог с владельцев транспортных средств, который заменили увеличенным акцизом на топливо. Автомобилистам следует готовиться к подорожанию всех видов топлива, и, как следствие, транспортных услуг. Для тех, кто много ездит, такая система будет в разы более затратной. Так как в МРЭО теперь не будут требовать уплаты транспортного сбора, это первый шаг к полному переводу техосмотра в частные руки, то есть на СТО. А СТО у нас теперь ведают исключительно представители большого бизнеса.

    Появился новый налог - сбор при первой регистрации авто, которым теперь дополнительно регулируется возраст импортируемых автомобилей. Для рынка новых автомобилей данный сбор остался на уровне прежнего транспортного сбора.

    Произошли изменения и в системе налогообложения сделок с подержанными автомобилями. Теперь продавцу необходимо будет уплачивать с суммы сделки, подтвержденной экспертной оценкой 0%, если это первая сделка за год, и 5%, если вторая. Ранее продавцы вынуждены были платить 15% налога со стоимости проданного автомобиля, что очень редко выполнялось. Официально появился сбор за парковку, который будут уплачивать владельцы автостоянок и парковок и перекладывать эти расходы на автомобилистов.

    Классовая контрреволюция

    Власть проигнорировала претензии предпринимателей по нескольким причинам. Во-первых, она прекрасно осведомлена о действительных нарушениях, которые существуют в налоговой сфере. Осведомлена потому, что многие ее представители сами участвовали в ювелирной торговле, антикваром бизнесе, добыче полезных ископаемых. Но эти группы внутри элиты оказались менее влиятельными на фоне напора фискальных идей Николая Яновича. При этом иные группы лоббистов застолбили себе преференции еще на этапе подготовки кодекса: недаром в него, например, вписаны льготы для строительства гостиниц и розничной торговли пивом и вином. Значит, учтены интересы кого-то из авторов кодекса.

    Во-вторых, власть в стремлении осуществить классовую ломку самозанятого населения в духе жесткого либерализма все-таки слабо просчитала, как поведет себя та существенная часть населения, которая не уедет из страны, не уйдет в тень и не прейдет на общую систему. Таковых теперь будет более 1 миллиона человек, и эти люди уже потеряны для власти как электорат, причем во всех регионах страны. И именно эта часть будет готова к активным протестным действиям.

    В-третьих, налицо неприкрытая попытка чиновничества увеличить армию своих кормильцев-взяткодателей за счет ушедших в тень былых малых и средних бизнесменов. Особенно это касается провинции, в которой все на виду, и где делать в качестве альтернативы просто нечего. Для провинциального владельца магазинчика самым радикальным способом остается пополнение рядов гастарбайтеров.

    В-четвертых, рассуждения власти о том, что былой «минимизатор» пойдет работать на завод, с головой выдают не только классовую сущность истинных авторов кодекса - спайки большого бизнеса и чиновничества, но и их странное скудоумие. Стремление загнать всех на заводы бессмысленно по той элементарной причине, что армады новых безработных просто… некуда нанимать. Нынешняя власть мыслит категориями родного региона - промышленного юго-востока Украины, где имеются большие предприятия. Но в Украине есть и другие регионы, где промышленности особой нет, и былому мелкому бизнесмену, после закрытия своего дела, деваться некуда. Все, что существовало в советское время, разрушено и разворовано. Центральную и Западную Украину теперь прогнозируемо охватит еще большая безработица. И это властью просчитано как раз неплохо: именно из этих регионов, которые никогда не воспринимали «донецких» как своих, эмигрирует самое большое количество наиболее активных людей. Оставшихся будет контролировать проще, так как «соглашатели» будут думать только о выживании.

    Налоговый кодекс спланирован с далеко идущими намерениями перекройки классовой и демографической карты страны. Уменьшить число активного населения в стране в целом, и запада и центра, в частности, максимально прикормить и расплодить лояльное к власти чиновничество, сделать налоговую милицию специальным карательным органом, которому на прокорм будет отдана целая прослойка населения – таковы лишь некоторые планы власти по упрочению своего режима. Она рассчитывает также отсрочить протестные акции и самоорганизацию среднего класса тем, что самые жесткие положения Налогового кодекса будут вводиться постепенно. За это время с лидерами первых предпринимательских протестов рассчитывают покончить, а новая поросль - от страха - может так и не появиться.

    Коментарі ()
    1000 символів залишилось
    НАЙПОПУЛЯРНІШЕ