Деньги с колес: бензин по 10 гривен

Деньги с колес: бензин по 10 гривен

Повышение мировых цен на нефть, введение новых сборов на Украине и ограничение импорта нефтепродуктов стимулирует подорожание бензина.

Повышение мировых цен на нефть, введение новых сборов на Украине и ограничение импорта нефтепродуктов стимулирует подорожание бензина. Когда и насколько вырастит цена горючего, выяснили «Известия в Украине».

-- Топливный дефицит

Повышение цен на рынке нефтепродуктов эксперты объясняют комплексом факторов. Один из самых важных — мировой рост цен на черное золото. «Мировые цены на нефть серьезно поднимаются. Недавно они достигли 90 долларов за баррель, что вдвое выше, чем с момента начала кризиса. Это максимальная цена в посткризисный период», — объяснил «Известиям в Украине» директор консалтинговой группы «А-95» Сергей Куюн. Еще одна причина подорожания — прекращение беспошлинного импорта топлива. Оно действовало для одной крупной компании с августа по ноябрь, что позволило сбить цены на период уборочной кампании. По мнению директора Научно-технического центра «Психея» Сергея Сапегина, сейчас на рынке работают факторы, которые как способствуют росту цен, так и сдерживают их динамику. Сапегин обращает внимание на образовавшийся на рынке дефицит топлива. В последнее время резко сократились объемы оптовых предложений. Это связано с завершением года и ожиданием введения новых акцизов, которые заложены в Налоговом кодексе. Остановка Одесского нефтеперерабатывающего завода на ремонт также «помогла» возникновению дефицита топлива — сократилось предложение на рынке, особенно в южном регионе. «Что касается дизельного топлива, то на нефтебазах остались еще летние запасы, которые не пригодны для использования при пониженных температурах», — отмечает Сергей Сапегин.

К факторам, сдерживающим рост цен, эксперт относит традиционное значительное сокращение спроса на нефтепродукты в декабре-январе после завершения уборки урожая. А дополнительная причина ценовой стабильности — отсутствие курсовых перепадов гривны относительно доллара и евро.

-- Пошлины дотянут цены до «червонца»

Прогнозы аналитиков неутешительны, все сходятся во мнении, что нефтепродукты будут и далее дорожать. «Цены будут расти где-то на 1—3 копейки в неделю», — прогнозирует Сергей Сапегин.

По подсчетам Сергея Куюна, до конца года цены на бензин А-95 будут находиться в диапазоне 7,8—8,3 грн за литр, на дизельное топливо от 7,2 до 7,7 грн за литр. А уже с нового года, в течение января бензин прибавит еще 50 коп., а дизель 20—25 коп. на литре. «В результате цена на бензин будет в пределах 9 грн за литр, а дизтоплива — в пределах 8 грн», — считает эксперт. Кроме того, над топливным рынком дамокловым мечом висит возможное введение импортной пошлины, которое готовит Министерства топлива и энергетики. «Наши нефтеперерабатывающие заводы требуют введения пошлины на импорт нефтепродуктов в размере 120 евро за тонну бензина, что в конечной стоимости может добавить еще порядка гривны на литре бензина и 70—80 коп. на литре дизтоплива», — предупреждает Сергей Куюн. Тогда уже в течение месяца после введения пошлин цена бензина доберется до отметки 10 грн за литр, а дизеля — до 9 грн за литр.

Старший аналитик инвестиционной компании Dragon Capital Денис Саква согласен с такими подсчетами. «Новые акцизы в 2011 году поднимут цену 95-го бензина на 50 коп., ориентировочно до 8,6 грн за литр, а введение импортной пошлины приведет к дополнительному росту и приблизит стоимость бензина к 10 грн за литр», — сказал аналитик «Известиям в Украине».

Усиление фискального давления и введение пошлин на импорт нефтепродуктов вызывают недоумение экспертов. «Если правительство введет эту пошлину, не разобравшись, то цены значительно подскочат, а качество продукта снизится, — считает Сергей Куюн. — Уменьшение импорта повысит спрос на отечественный продукт, но наши заводы пока не могут обеспечить адекватный уровень качества для современных автомобилей».

Намерение правительства поддержать украинского производителя топлива путем введения пошлин на импорт не поддерживает и Вячеслав Бутко, вице-президент Центра исследований корпоративных отношений. «Искусственное сокращение предложения — это очередная демонстрация того, что экономика у нас существует не для потребителя, а для производителя. Это неправильно», — уверен эксперт. Правительству следует равняться на мировые стандарты. «Необходимо, как во всем мире, поддерживать потребителя. У нас же создают тепличные условия производителю. Чтобы у него не было конкуренции, он мог выпускать продукцию невысокого качества и имел возможность продать ее по высокой цене», — резюмировал аналитик.

Коментарі — 0

Авторизуйтесь , щоб додавати коментарі
Іде завантаження...
Показати більше коментарів
Дата публікації новини: