Лукашенко меняет курс? Новые кадровые решения и риторика в Беларуси

Лукашенко меняет курс? Новые кадровые решения и риторика в Беларуси
Как Лукашенко адаптируется к геополитическим вызовам
фото из открытых источников

Беларусь, Польша, Китай и кадровые перестановки у Лукашенко

 

В последнее время в Беларуси окружение Лукашенко начало аккуратно смещать акценты в своих публичных заявлениях. От прямых угроз соседям перешли к осторожным посылам с тезисом «давайте договоримся». Резкого разворота, естественно не произошло, антизападная риторика никуда не исчезала. Она просто смягчается.

Это объективные процессы учитывая растущую вероятность выхода на начало переговорного процесса по вопросам российско-украинской войны. Для Лукашенко одинаково опасны (для его личной власти) как поражение Украины (тогда РФ его сжирает окончательно) так и политическое поражение РФ (тогда Кремль его тоже сжирает потому что нужна «внешнеполитическая история успеха).

Шанс – найти балансиры для своего существования. Точнее, баланс выросшему до безобразия российскому влиянию. Одно из направлений работы – Китай. Но для КНР Беларусь интересна как точка приоритетного присутствия только лишь в формате нормальных отношений с соседями. Проще говоря, выхода из пикировки эскалации со странами Запада.

В противном случае Пекин бросать Беларусь не будет – стратегическая ставка сделана – он просто подождет и в лучшем случае не даст России окончательно ее проглотить (но и не защитит от роста российского влияния, поскольку отыграть всегда может, учитывая рост своего влияния на Россию). Тем более, что КНР нашла новую страну приложения усилий – Сербию – из которой будет постепенно делать вторую точку входа в «большую Европу».

Для сохранения белоруской государственности (о развитии при таком сценарии речи не идет – это инкапсуляция состояния перманентного кризиса), возможно, такая позиция китайских товарищей приемлема. Для сохранения власти (да и будущего, включая физическое существование) самого Лукашенко это плохо. Поэтому надо искать точки соприкосновения с соседями.

И тут можно вспомнить что:

  • Уже полгода как Лукашенко вновь начал называть Зеленского «Владимир Александрович». Естественно, говоря о том, что тот зависим от «стран Запада», но чем дальше, тем менее агрессивно.
  • Министр иностранных дел Беларуси Алейник (уже бывший) вдруг сделал заявления в адрес Польши о необходимости выхода из состояния эскалации и готовности к диалогу. Правда, в качестве темы назвал обсуждение возобновления программ приграничного сотрудничества (прекращение которых, кстати, и стало отправной точкой кризиса с мигрантами). Но как бы там ни было, это первое такое заявление за последние два года.
  • Лукашенко выступая 26 июня перед делегацией китайских университетов (обсуждали сотрудничество в образовательной и научной сферах – кстати, тема отдельного анализа) заявил, что для КНР важно сотрудничество с основными (цитата) «центрами опоры современного мира – США и ЕС». И, цитата, «если Китаю нужно, используйте Беларусь для продвижения своих интересов на европейский рынок».

Забавное изменение риторики. Но ключевые факторы, влияющие на уровень отношений Беларуси с соседями не исчезли. Это и конфликт, начавшийся после 2020 года и соучастие Беларуси в российской агрессии против Украины.

Есть еще и интересы России, для которой попытка Минска «выскользнуть» из «братских объятий» выглядит как угроза. Я уже приводил несколько примеров с обстрелами украинской территории в августе и сентябре 2022 года – как раз после попыток Минска в той или иной мере присоединиться к «зерновой сделке», предлагая транзит в порты стран Балтии.

Москва тогда продемонстрировала возможность влиять – ведь если с твоей территории третья сторона осуществляет пуски ракет, о каких гарантиях безопасности грузов может идти речь. То же самое происходило с затягиванием Лукашенко на темы оккупированных украинских территорий, признания, как заявляет Кремль «новых границ». Пока не дотянули, но направление приложения усилий очевидно.

На этом подходим к кризису с мигрантами на границе с Польшей и странами Балтии. Напомню, что после прекращения программ приграничного сотрудничества (одна из целей которых была как раз противодействие нелегальной миграции), беларусская сторона начала активно завозить мигрантов из стран Азии и Северной Африки с целью их дальнейшей переброски в сопредельные государства. Что, естественно, резко ухудшило и без того не безоблачные отношения с соседями. Но в конце 2023 года из Пекина пришло первое «предупреждение».

Среди прочего, вопрос был поднят на встрече Си и Лукашенко. В результате потоки нелегальных мигрантов резко пошли на спад. Разница была в разы. А часть мигрантов из Беларуси вдруг оказались на российско-финской границе и уже оттуда пытались «попасть на запад». На этом можно было поставить точку, если бы не одно «но» – интересы РФ. В Кремле явно не были рады такому развитию событий и потоки мигрантов возобновились. С одним интересным «но» – для жителей большинства стран-доронов миграции нужна виза для прибытия в Беларусь. Работа «визовых центров» в Ираке, Сирии, Египте, кстати, были доказательствами участия беларусских властей в кризисе. Этот поток в 2024 году иссяк.

Но ведь у Беларуси открытая граница с РФ. То есть Кремль может завезти какое угодно количество нелегалов и переправить их в Беларусь. И тут Лукашенко на растяжке – закрывать границу с Россией (даже для мигрантов) означает выбесить Путина, от которого зависишь. Не закрывать, но сдерживать на западной границе – получить проблемы внутри страны и то же недовольство из РФ. Единственным возможным выходом было продолжать мигрантский кризис, просто пропуская транзитом потоки. Но и тут были свои опасности.

Случилось то, что должно было произойти – один из нелегалов убил польского военнослужащего. Что резко изменило позицию официальной Варшавы. Если до трагедии Туск допускал возможность открытия одного из закрытых ранее пунктов пропуска, то после смерти солдата заговорил о возможности полного закрытия границы. Что прекрасно для РФ и плохо для политики Китая по развитию отношений со странами ЕС. Да и для части европейских стран. Кстати, включая Польшу, ведь через польско-беларусскую границу идет 90% сухопутного транзита товаров из ЕС в КНР и обратно.

На этом фоне продолжается европейско-китайский диалог. Си совершает турне по ряду европейских государств, где для окружения Лукашенко наиболее «неприятным» явился «сербский» вектор. Ведь эта страна так же может стать «точкой входа» в ЕС.

Минск пытается послать сигналы – под Минском «внезапно» находят и задерживают 54 нелегала, которые собирались дальше двигаться к границе. Информацию показательно раздувают по СМИ. Кстати, это первое такое «задержание» за несколько лет. Одновременно с этим идет упомянутое выше заявление руководителя (уже бывшего) беларусского МИД о готовности к диалогу с польской стороной. Но мигранты на границе есть и их пытаются оперативно «выдавить» побыстрее. О чем говорит рост числа попыток пересечения беларуско-польской границы.

Тем временем в КНР полетел польский президент Анджей Дуда. И там среди прочих тем, затронули вопрос Беларуси и границы. Причем МИД КНР выступил с отдельным заявлением, призвав польскую и беларусскую сторону решить конфликт путем переговоров. Чуть ранее были контакты китайской стороны с российским МИД, где Лаврову так же дали понять желания Пекина.

Для официального Минска это из ряда «последнего китайского предупреждения». Необходима срочная демонстрация готовности к изменению политики. Одного «показательного задержания» явно мало. Нужны масштабные сигналы.

Что и произошло на днях. Внезапно в пресс-службе Лукашенко заявляет о громких назначениях. Где среди прочего указаны должности министра иностранных дел и руководителя администрации президента. Показательно, что ни один из чиновников, еще утром занимавших пост не писал заявлений об отставке. Возможно, для них произошедшее так же стало сюрпризом последних дней.

  • Новым руководителем МИД Беларуси был назначен Максим Рыженков, который имел опыт работы в ведомстве с 1994 по 2006 год.

В этот период был одним из секретарей посольства Беларуси в Израиле, начальником отдела ОБСЕ и Совета Европы (Беларусь когда-то думала вступить в СЕ) и советником-посланником при посольстве в Польше. (Кстати, при после Павле Латушко (сейчас одном из лидеров новой оппозиции)) и даже начальником «управления Америки» при центральном аппарате МИД. С 2006 по 2012 год руководил отделом внешней политики администрации президента. Но после ухудшения отношений с ЕС и США 2011-12 годов отправлен в «почетную ссылку»: вначале помощником Лукашенко по вопросам физкультуры и спорта (!), а потом вице-президентом НОК Беларуси.

  • Второе громкое назначение – смена главы администрации президента. Новый назначенец – Дмитрий Крутой. Один из немногих относимых к «технократам» управленцев. Который до 2020 года был первым вице-премьером, после замглавы администрации президента и, в конце концов, в 2022 году отправлен послом в РФ.

Причем в качестве приоритетов работы для Крутого Лукашенко кроме логичного «дальнейшего развития отношений с РФ», обозначил приоритет в развитии отношений с Китаем.

Оба назначенных чиновника, воспринимаются рядом европейских политиков как потенциально «рукопожимаемые». Крутой, кроме того, как персона, вполне более чем удовлетворяющая Китай и формально, за счет работы послом, приемлемая для РФ. Новые назначения, естественно, не приведут к мгновенному «развороту в воздухе». Но бэкграунд чиновников интересен.

Таким образом, можно предположить, что на беларусском направлении, начиная с середины июля будут появляться новости, выбивающиеся из привычной канвы. А бывший министр иностранных дел Алейник, судя по всему просто стал «жертвенным козлом», на которого, для внешних игроков, будут вешать часть прошлого негатива.

Читайте также: 

Мнения авторов рубрики «Мысли вслух» не всегда совпадают с позицией редакции «Главкома». Ответственность за материалы в разделе «Мнения вслух» несут авторы текстов

Коментарі — 0

Авторизуйтесь , щоб додавати коментарі
Іде завантаження...
Показати більше коментарів
Дата публікації новини: