Роман «Батькивщины» и «Фронта змин». Промежуточные итоги

Роман «Батькивщины» и «Фронта змин». Промежуточные итоги

Почему объединительные потуги оппозиции не дали ожидаемого эффекта

Долгие годы объединение оппозиции является для демократов идеей фикс. Казалось, что как только всевозможные диванные и не очень партии сольются в едином потоке, монолитный оппонент дрогнет. Раз уж соцопросы показывают, что сторонников национал-демократов в стране все-таки чуть больше, чем «бело-красно-голубых», то логично, что объединение – единственный выход. Прекрасно понимали это и в противоположном лагере, всячески поддерживая разрозненность в оппозиционных рядах.

Объединительный дискурс в условиях заточения Тимошенко стал как нельзя актуальным на этих выборах. Напомним, к этому открыто призывала сама Юлия Владимировна из-за решетки, озадачив предложением поставить во главу объединенного списка некоего морального авторитета вроде Лины Костенко. Арсений Яценюк изначально скептически относился к сливанию своего «Фронта змин» с «Батькивщиной», говоря, что несколькими колоннами оппозиция заведет в Раду больше штыков. Впрочем, вскоре «фронтовики» передумали, заметив некую объединительную «синергию» и дав старт процессу слияния. В этот вялотекущий процесс оказались вовлечены партии помельче, претендовавшие на свои квоты в рамках квот каждой из ведущих сторон объединения. Практически сразу же было определено, что «Свобода» пойдет отдельным списком, но согласует с Объединенной оппозицией кандидатов на мажоритарке.

Месяцы переговоров завершились оглашением весьма скандальных списков на супердинамичном съезде расширенной «Батькивщины» и... электоральным пшиком. Основным декларируемым мотивом для объединения было первое место на парламентских выборах. Вряд ли это позволило бы оппозиции взять большинство, но, по идее, тут важен был символизм и подготовка почвы к президентским выборам. На деле же промежуточные срезы общественного мнения показывают, что оппозиционная «сборная солянка» серьезно отстает от Партии регионов. Более того, по последнему социсследованию КМИС, Объединенную оппозицию уже на один процент обогнал «Удар». И пусть в самом КМИС утверждают, что заказчик соцопроса – организация AlphaVu – настояла на оглашении результатов уже после первой волны исследования, что могло несколько исказить реальное положение вещей, тенденция для «Батькивщины» неутешительные. Тем более что они были подтверждены исследованием солидных «Демократических инициатив» – у «Удара» 16 %, у «Батькивщины» – 15,1 %. У Партии регионов же – 23,3 %.

Так что же произошло и почему объединительные потуги при всем спросе на них оппозиционного электората не дали ожидаемого эффекта? Более того, могут дать противоположный.

-- Кличко-«раскольник»

Бесспорно, основная проблема для «Батькивщины» сейчас – это Кличко. Осторожная риторика на этапе переговоров об объединении ближе к «дате Х» сменилась нескрываемыми обвинениями. О том, что Кличко своим поведением подыгрывает власти, в «Батькивщине» в той или иной форме высказываются все чаще. На носу – последний срок для снятия мажоритарных кандидатов в пользу единого оппозиционного. И если и здесь Виталий, у которого реальных претендентов на победу в округах практически нет, промолчит или опять начнет ссылаться на праймериз, которых не было, от клейма «ставленника власти» ему уже не отвертеться.

«Объединяться стоило только в том случае, если бы в этом объединении принимал участие Кличко, – уверен политолог Вадим Карасев. – Тогда бы действительно избирательная кампания была двуполярной: оппозиция и власть. А поскольку Кличко пошел самостоятельно, произошла деполяризация. И сейчас идет борьба не столько между властью и оппозицией, сколько внутри самой оппозиции между «Батькивщиной» и «Ударом». Учитывая, что партия Кличко – новая политическая сила, с ней связывают какие-то надежды разочаровавшиеся избиратели. И сегодняшние рейтинги Кличко – это во многом голоса Яценюка до объединения с «Батькивщиной».

Из-за такого перетекания электората Карасев считает Яценюка наиболее пострадавшим в результате объединения: «Батькивщина» как более старая политическая сила, против которой власть системно работала, начала тянуть за собой и «Фронт змин», и Яценюка. Если бы на выборы шло три серьезных оппозиции, Яценюк получил бы больше, а Кличко – намного меньше. Так что, в свою очередь, больше всех в этой ситуации выиграл Кличко».

В «Ударе», обмахиваясь текущими рейтингами, даже не скрывают удовлетворения своей прозорливостью и тем, что устояли перед уговорами влиться в «братскую могилу». Так Ирина Геращенко в интервью «Главкому» заявила, что «новичок в политике» сегодня демонстрирует большую мудрость в своих прогнозах и действиях, чем другие».

«Сегодня мы видим: объединение «Батькивщины» и «Фронта змин» не дало, к сожалению, суммарного сложения рейтингов, – констатирует Геращенко. – То есть, время доказывает правильность тактики Кличко».

Политолог Михаил Погребинский уверен, что идея объединить всю оппозицию изначально была нереалистичной, потому что было понятно, что с Кличко, и тем более «Свободой» объединиться не удастся: «У Кличко свои цели: он, в сущности, добивается получить больше шансов на то, чтобы быть кандидатом от оппозиции на выборах 2015 года против Януковича. Поэтому от объединения оппозиции больше всего выиграл Кличко. Возможно, выиграла и «Свобода», которая сумела получить приличный процент своих кандидатов в мажоритарных округах и гарантированное прохождение Фарион и других Михальчишиных».

-- Сбой в программе

Но, конечно, было бы неверно искать проблемы оппозиции сугубо в своенравии Кличко. Стабильный рост рейтинга боксера, который, к тому же, не прилагает к этому никаких усилий, – скорее, следствие внутренних ошибок в оппозиционной среде.

Помимо первого места на выборах, в объединении было еще несколько мотивов для каждого из игроков. По мнению политолога Владимира Фесенко, для «Батькивщины» было важно решить наболевший финансовый вопрос, который мог закрыть Яценюк. К тому же для Тимошенко было традиционно важно монополизировать под одним партийным флагом «Батькивщины» значительную часть оппозиционного электората. Яценюк, в свою очередь, надеялся стать реальным преемником Тимошенко и претендовать на статус единого кандидата от оппозиции на президентских выборах.

«Но не был учтен тот фактор, что значительная часть людей не доверяла не только власти, но и оппозиции, – говорит Фесенко. – Для значительной части сторонников «Фронта» было неприемлемо объединение с «Батькивщиной», как и многие сторонники «Батькивщины» не восприняли Яценюка как лидера. То есть сразу после объединения они потеряли часть сторонников, которые ушли кто в сторону «Удара», кто к Королевской, кто в неопределившиеся. Вторая волна потерь была в августе. Многие не очень восприняли слишком революционную рекламную кампанию и главный лозунг – «Ми їх зупинимо». Судя по данным, которые дают социологи, значительная часть оппозиционно настроенных избирателей в него не верит».

Фесенко считает, что неправильное позиционирование выбрал для себя и Яценюк, которому не впервой обжигаться на воинственном образе: «Когда Яценюк говорит более спокойно и аргументировано – не революционными лозунгами, а фактами и цифрами – его лучше воспринимают. А он стал играть роль революционного вождя, и в этой роли его многие не восприняли».

Финансовое бремя, которое взвалили на себя Яценюк и Николай Мартыненко, имело и обратную сторону. По квоте Яценюка в список пролезла когорта малоизвестных бизнесменов, в то время как проверенные бойцы оппозиции оказались за бортом. Многие из «обиженных» устроили демарши, выставив свои кандидатуры на округах вопреки решению Обьединенной оппозиции. Кроме того, зазвучали речи о продаже партийной верхушкой мест в списках и подыгрывании власти на округах. Все это, естественно, не могло не сбить с толку протестный электорат, который увидел, что оппозиция «как всегда» разругалась. Конечно, избежать недовольства тех, кто по объективным причинам оказался «в пролете», было практически невозможно. Но ситуация усугубилась поведением лидеров – Турчинова и Яценюка, которые, по рассказам многих депутатов, вели себя так, будто никому ничего не должны и даже не пытались что-либо объяснять.

«Объединение – это исключительно шкурный интерес лидеров, который никак не связан с тем, чтобы получить большинство, – говорит Михаил Погребинский. – Если бы они хотели получить большинство, то не объединялись бы и тогда имели шансы бороться за 226 голосов. Восемь месяцев назад все наши аналитики и политологи писали, что большинство будет у оппозиции. Мол, большинство в мажоритарных округах получит партия власти, зато в пропорциональной части деваться им некуда. И действительно сумма всех их рейтингов была существенно больше, чем у Партии регионов».

Погребинский считает, что запрос на объединение не был настолько массовым, как казалось:

«Кто-то хотел голосовать за Юлю, а у Яценюка был свой электорат и приличный процент восемь месяцев назад. Это поле плюс «Свобода» и Кличко набирало существенно большую часть в пропорциональных выборах. Теперь мы видим, что они получили».

С другой стороны, по мнению профессора кафедры политологии НаУКМА Алексея Гараня, если бы объединение не состоялось, оппозиционным силам крайне тяжело было бы избежать предвыборной борьбы друг с другом, что мы видим в ситуации с «УДАРом». И кто знает, как бы эта междоусобная война была воспринята протестным избирателем.

-- Развал в парламенте?

А так, похоже, конкурентная борьба просто переносится в следующий парламент. В «Ударе» уверяют, что вместе с «Батькивщиной» они получат в парламенте 35 % голосов, что куда больше, чем у Партии регионов с коммунистами. Хотя вряд ли локальные успехи оппозиции, даже если она объединится в парламенте, помогут ей собрать большинство. К тому же, сразу после выборов каждый из лидеров начнет работать на свою личную цель – 2015-й год. И если Кличко уже сейчас выбрал обособленную позицию, то Объединенной оппозиции придется выяснять, кто главный, по ходу дела. А это значит, что фракция «Батькивщины» может превратиться в «лайт-вариант» фракции НУНС.

Пока Тимошенко за решеткой, очевидно, что на роль вождя будет претендовать Яценюк, о котором в последнее время говорят, что он подмял структуру «Батькивщины» под себя. Но что будет после выборов? Владимир Фесенко считает, что сейчас среди партийного руководства «Батькивщины» много недовольных Яценюком, но пока это недовольство скрыто. «Но если оппозиция проигрывает выборы по партийным спискам, то это может привести к всплеску публичного недовольства и конечно же оппоненты-конкуренты будут подпитывать этот всплеск. И если «Удар» покажет хороший результат, то многие переориентируются на Кличко как одного из главных фаворитов президентских выборов. Риск раскола, конечно же, будет – и тут многое будет зависеть от Яценюка, от Турчинова, от Тимошенко», - считает эксперт.

С тем, что Яценюк в новом парламенте может отойти от своих нынешних партнеров, невзирая на планы создать общую партию после выборов, согласен и Вадим Карасев.

«Думаю, что «Фронт змин» и «Батькивщина» разойдутся по фракциям, – прогнозирует он. – Яценюк, наверно, постарается дистанцироваться от Тимошенко или даже от бренда «Батькивщины» и сделает ставку на свой персональный бренд. Тем более, президентские выборы будут этому способствовать. И дело же не в том, кто реально держит региональные организации и штабы. Проблема в том, что делать Яценюку с брендом «Батькивщины»? Инструмент у него есть, а объект работы этого инструмента размыт или становится электорально устаревшим».

Другое дело, что реанимировать так старательно раскручиваемый в свое время бренд «Фронта змин» после альянса с «Батькивщиной» может оказаться не так просто.

«Мне кажется, что Яценюк похоронил бренд своей партии, – пожимает плечами Михаил Погребинский. – Возможно, если на этом поле не будет сильного замещения или если Кличко окажется слабаком (а это вполне возможно), то Яценюк сможет вернуться в этот бренд и обратно его раскрутить. Но пока мне кажется, что он проиграл больше всех. Юля же уже даже не приглашает голосовать за свою партию, она делает упор на то, что выборы уже сфальсифицированы. Она не хочет помогать Яценюку в этой борьбе».

Хотя на видеообращении из харьковской больницы Тимошенко призывает «скинуть эту криминальную группировку», скорее всего, она прекрасно понимает, что ее судьба зависит отнюдь не столько от этих выборов, сколько от активности Григория Немыри на «западном фронте». А на выборах свои локальные задачи, в том числе, используя образ главной узницы страны, будут решать совсем другие персонажи. Для них гешефт от объединения оппозиции может высчитываться отнюдь не в полученных процентах.

Коментарі — 0

Авторизуйтесь , щоб додавати коментарі
Іде завантаження...
Показати більше коментарів
Дата публікації новини: