Операция «Нейтрализация»: власть ломает планы Порошенко и Балоги

Операция «Нейтрализация»: власть ломает планы Порошенко и Балоги

Зачем парламент срочно поменял свой регламент?

Украинский парламент, изредка собираясь, протягивает под шумок очень даже значимые законопроекты. Последний из них – «О внесении изменений в регламент Верховной Рады» - был принят в целом и отправлен на подпись президенту 6 ноября. Его суть проста – Партия регионов, по сути, заведомо лишает мажоритарщиков-самовыдвиженцев «права голоса». Этот законопроект стал ударом для таких аксакалов украинской политики, как Петр Порошенко и Виктор Балога, которые планировали стать центрами влияния в новом парламенте.

Если раньше депутатскую группу могли организовывать 14 народных избранников, то согласно новому законопроекту количество членов группы не может быть меньше количества депутатов в наименьшей фракции. Если учесть, что в наименьшей фракции парламента нынешнего созыва – у коммунистов – будет 32 человека, то шансов у самовыдвиженцев создать группу, собрать такой отряд своих депутатов, и играть на равных с более сильными партнерами по парламенту не остается.

-- Трудности переговоров

В том, что влиятельным внефракционным депутатам удастся создать группу при таких правилах сомневаются и политики, и эксперты. Тридцать с лишним человек будет собрать достаточно трудно, но даже если такое случится, им будет непросто до чего-то договориться – слишком много различий и интересов, которые не совпадают.

«Практика показала, что депутатская группа должна включать в себя 14 человек. Я в этот раз предлагал 15, - рассказал в комментарии «Главкому» нардеп Юрий Кармазин. – Фактически на 15 человек нужно мажоритарщиков уже с двух областей собирать, а на 30-35 – получается, из пяти. Так просто никто объединиться не сможет».

Одной из главных сложностей, по мнению депутата, будет «невозможность согласовать между собой позиции».

Ту же проблему видит и первый заместитель председателя Комитета по вопросам регламента, депутатской этики и обеспечения деятельности Верховной Рады Сергей Сас.

«Проблемы в новом регламенте начинаются с самого момента создания подготовительной группы: там прописана норма, что от 15 самовыдвиженцев должен быть один представитель, и кандидатуру нужно согласовать на протяжении пяти дней. Знают ли самовыдвиженцы из Донецка самовыдвиженцев из Львова или Киева? Как они могут так просто согласовать ту или иную кандидатуру?», - задается вопросом бютовец.

«Все делается для того, чтобы самовыдвиженцы не могли создавать свою фракцию», - поддерживает политиков директор Агентства моделирования ситуаций Виталий Бала. И руководитель Центра прикладных политических исследований «Пента» Владимир Фесенко соглашается с коллегой: «Действия направлены на ограничение свободы непартийных депутатов, которых будет в новом парламенте не так и много. Для сравнения в Раде четвертого созыва, избранной в 2002 году, их было почти сто человек, сейчас – немногим больше сорока. С учетом того факта, что не меньше половины из них, скорее всего, примкнут к фракции Партии регионов, для создания отдельной депутатской группы остается очень маленький ресурс».

-- Без права слова и выбора

Фактически норма в отношении депутатских групп, прописанная в законопроекте, толкает беспартийных в объятия больших фракций. По мнению Юрия Кармазина, их просто «загоняют под власть».

В первую очередь, из-за того, что у нефракционных фактически не будет «права голоса».

«Такая дискриминация будет иметь не только одномоментные последствия, а и последствия в перспективе, - отмечает в комментарии «Главкому» Сергей Сас. – Когда законопроекты рассматриваются по сокращенной процедуре (а у нас сейчас 99% законопроектов так рассматриваются), слово предоставляется только представителям депутатских фракций и групп». Нефракционному депутату в рамках сокращенной процедуры получить слово невозможно. Если только не действовать «по методу Ляшко»: просить кого-то из депутатов, чтобы тот записался на выступление и передал ему слово.

«Это ненормально, что депутат, который не входит ни в одну фракцию, не может получить слово при записи, - констатирует Юрий Кармазин. – И вместо того, чтобы это положение, вообще, упразднить, тем более, что сейчас появятся в парламенте депутаты, которые реально будут представлять непосредственно народ, условия деятельности им только ухудшают. Любой депутат должен иметь право записаться и выступить».

Проблема, по мнению Сергея Саса, возникнет также при формировании комитетов. «Комитеты пропорционально создаются согласно подаче депутатскими фракциями кандидатур. И для нефракционных, тех, кто шел на выборы самовыдвиженцами, мест в популярных комитетах просто не останется», - прогнозирует депутат.

Понимая это, самовыдвиженцы, оказавшиеся в парламенте, будут стараться присоединиться к фракциям. «Преимущества фракционных депутатов будут стимулировать искать прибежище в какой-то фракции», - говорит директор Центра политических исследований и конфликтологии Михаил Погребинский. И скорее – именно во фракции Партии регионов. Причем, поисками самовыдвиженцы будут заниматься не только из-за отсутствия «права голоса»: «Есть еще масса вещей. Например, представитель фракции участвует на совещании у спикера по повестке дня, а нефракционный – нет».

В парламенте, по мнению директора Института глобальных стратегий Вадима Карасева, создаются все условия для «невозможности возникновения депутатских групп» и «увеличения числа депутатов во фракции Партии регионов». Война за самовыдвиженцев между фракциями уже началась. В этом уверен и Сергей Сас: «Охота началась, причем не только за самовыдвиженцами, а и за депутатами из других фракций. В возможности переходить из одной фракции в другую заинтересованные есть. Проблема тушек не решена».

-- Регионалы «прокатили» Порошенко и Балогу

Еще одной целью изменений в регламент, по мнению политолога Михаила Погребинского, стало желание «уменьшить количество субъектов в процессе торгов». Эксперт уверен: это, действительно, «упрощает жизнь и большинству, и лидерам меньшинства». В этом плане частично соглашается с ним и Сергей Сас: «Норма о количестве депутатов в группе посодействует тому, чтобы не было очень много фракций. Но это палка о двух концах».

Норма одновременно «ударила» по нескольким аксакалам украинской политики, надеявшимся создать свои группы в парламенте.

О желании и, главное, возможностях создать свои депутатские группы Петром Порошенко и Виктором Балогой разговоры накануне выборов ходили активно. «Понятно, что попробовать создать свою депутатскую группу могут позволить только достаточно влиятельные и ресурсно обеспеченные депутаты-мажоритарщики, - замечает Владимир Фесенко. – Среди них две наиболее влиятельные фигуры – Порошенко и Балога».

Этого представители власти допускать явно не хотели. Брата последнего – Павла Балогу – решением окружной избирательной комиссии после пересчета голосов 8 ноября даже лишили победы.

По мнению политолога Владимира Фесенко, тем не менее «у Балоги в новом парламенте есть еще люди, которые связаны с ним». «Не все потенциальные кандидаты и от Порошенко прошли в парламент, - отмечает эксперт. – Но Порошенко – человек коммуникабельный и влиятельный, для него бы не было большой проблемы создать свою фракцию в до 15 человек». Однако, внесение изменения в регламент стало ударом по амбициям и желаниям этих политиков.

«Если бы группы можно было создавать из полутора десятка человек, Порошенко и Балога смогли бы это сделать», - уверен Михаил Погребинский. «Однако теперь осуществить этот план будет крайне сложно, - резюмирует Вадим Карасев. – Ситуация может разрядиться только ближе к президентским выборам, когда кандидаты в президенты будут стараться создать промежуточные группы, чтобы удержать мажоритарщиков в своей орбите. И тогда мажоритарщики смогут выдвигать свои условия».

-- Вердикт новому регламенту

В целом законопроект, меняющий регламент, и политики-оппозиционеры, и эксперты оценивают критично. «Это полная дурость, - говорит в комментарии «Главкому» Юрий Кармазин. – А если бы в парламенте, вообще, было бы две фракции по 200 человек, то депутатская группа также должна была бы иметь столько членов? Закон выгоден крупным политическим фракциям, которые будут принуждать мажоритарщиков становиться на свою сторону».

Политолог Виталий Бала советует и оппозиции, и самовыдвиженцам «новые правила в новом парламенте поменять»: «Логично, что новый парламент сам обозначит регламент своей работы. Ни с позиции здравого разума, ни с точки зрения морали, нынешний парламент, который себя уже дискредитировал, и сейчас фактически занимается манипулированием, политическим шулерством, не имеет права этого делать».

Однако вердикт, который вынесет президент, многим очевиден уже сейчас. Он вряд ли будет не на пользу тем, кто уже и так правит балом.

Фото: «Дуся»

Коментарі — 0

Авторизуйтесь , щоб додавати коментарі
Іде завантаження...
Показати більше коментарів
Дата публікації новини: