«Реформаторство» по-путински
Политический тандем проецируется на финансово-экономический
То ли по совпадению, то ли по неведению, но разговоры вокруг возможного слияния Минфина и Минэконоразвития совпали с 15-летней годовщиной "административных реформ", объявленных Путиным.
Напомним, в сентябре 2000 года была создана рабочая группа Госсовета РФ по подготовке предложений о системе реформирования органов государственной власти и управления. Уже в январе 2001 года президенту был представлен претенциозный доклад "Путь к эффективному государству. План преобразования системы государственной власти и управления в РФ", где были сформулированы задачи и подходы к реконструкции и оптимизации системы власти.
Как же пролегал путь к "эффективному государству", как преобразовывалась система госвласти и управления новоявленным президентом-чекистом, что фактически вылилось в беззастенчивую рокировку и формирование политического тандема Путина-Медведева как новой формы несменяемости власти в современной России?
Для того, чтобы понять и оценить реформаторство по-путински, следует прежде всего разобраться в истоках авторитарно-бюрократической модернизации, которую инициировал Путин после прихода к власти. Он сделал ставку на государственную бюрократию — традиционного в историческом контексте России носителя консервативных, верноподданнических идей, противостоящего как бизнес-группировкам, так и политической элите, сформировавшейся в предшествующий период — в 90-е годы.
В рамках избранной стратегии начала выстраиваться "вертикаль власти", а под нее стали проводиться соответствующие меры административного переустройства на федеральном и региональном уровнях. Иными словами, была поставлена задача связать единым административным механизмом разрозненные бюрократические группы, как центральные, так и местные, облегчить контроль со стороны Кремля бизнес-групп, региональных властей, криминальных структур.
Наряду с этим Путин начал планомерную кампанию по назначению на ключевые должности в государственных и коммерческих структурах своих коллег по бывшему КГБ и функционеров нынешнего ФСБ. Вновь, как и во времена СССР, началась героизация чекистской истории и ее видных деятелей — от Ф. Дзержинского до Ю. Андропова. Была восстановлена мемориальная доска Андропова на здании ФСБ, в кабинеты силовиков вернулись портреты Дзержинского, статую которого пытаются вернуть на прежнее "законное "место.
Все 15 лет нахождения Путина у власти отмечены сплошными волнами сокращений, пертурбаций, реорганизаций, закрытием одних министерств и ведомств, открытием других и так далее и тому подобное. Последний пример связан с ликвидацией так называемого Министерства по делам Крыма, созданного на базе упраздненного, в свою очередь, Минрегиона. И все это путинским окружением выдаётся за административную реформу, конца которой не видно.
Нынешние планы и намерения по объединению Минфина и Минэкономразвития связаны, как нетрудно догадаться, с финансово-экономическим кризисом, в который загнал страну нацлидер, получивший международные санкции из-за его агрессивной внешней политики, жертвой которой стала соседняя Украина.
Между тем вряд ли Путина в этих осложнившихся условиях волнует состояние экономики и финансов страны, материальное положение и уровень жизни большинства населения. Если бы это было так, он бы не упорствовал в своем бессмысленном противостоянии с Западом, не заставлял бы правительство заниматься бесполезными "контрсанкциями", которые вылились в антиэкономическое, антисоциальное продэмбарго и позорное уничтожение импортной еды и сельхозпродукции.
Его прежде всего интересует, как это отражается на его вертикали власти, политическом долгожительстве, прекрасно понимая, что стоит за нарисованными 89 процентами рейтинга поддержки нацлидера. Чекистское восприятие окружающей действительности, владение инструментами манипуляции подсказывают ему, чтО может помешать безоблачному существованию пресловутого тандема и выдумыванию других искусственных политических конструкций продления вечной власти.
Главная опасность для путинского режима объективно лежит на финансово-экономическом направлении — с одной стороны, как безошибочного барометра прочности его материальной базы, с другой — как источника противоречий между экономическим и финансовым ведомствами, обусловленными их функциями.
Если на оболваненное, обмещаневшее население, довольное пока существованием колбасы и мяса, увлеченное ремонтами квартир и импортными автомобилями, можно вообще особо не обращать внимание, то с деятельностью финансово-экономического блока дело обстоит намного сложнее. В условиях кризиса и неопределенности главной сакральной категории для духоподъемной путинской России — нефти, противоречия и нестыковки между Минфином и Минэкономразвития усиливаются и могут принять неожиданные формы проявления для правящего режима.
Минэкономразвития в условиях санкций и падения цен на энергоносители занимается преодолением серьезного сокращения темпов роста ВВП посредством подготовки инвестиционных программ по стимулированию отечественного производства, включая "медведевское импортозамещение". Минфин же, исходя из своих полномочий и советов из Кремля по всемерной экономии средств, сбалансированию статей бюджета из-за сокращений экспортных валютных поступлений и санкционного запрета на внешние источники кредитования, выглядит сейчас поневоле тормозом для остро необходимого развития реального сектора экономики.
Усилия Медведева для снятия возникшего расхождения, без преувеличения можно сказать, межведомственного конфликта интересов не приносят результатов. Поэтому и ходят слухи по правительственным коридорам о возможном объединении двух этих министерств. Расчёт делается на то, что такая мера, дескать, улучшит взаимодействие по реализации экономических и финансовых программ, уменьшит головную боль нацлидеру, который уже якобы устал находиться между "финансовым молотом и экономической наковальней" и отвлекается от решения "глобальных, геополитических задач, возложенных на Россию".
В отличие от других стран, на которые ссылаются сторонники слияния Минфина и Минэкономразвития, Россия с ее огромной территорией при таком сценарии, вероятнее всего, столкнется с дальнейшим усилением неравномерности регионального развития. Ведь вновь образованный финансово-экономический тандем будет прежде всего занят сведением концов с концами в центре и ему не будет дела до регионов, большинство из которых, как известно, являются убыточными.
Такое развитие событий еще больше усилит коррупционную составляющую, так как будет толкать руководителей регионов искать другие способы для выживания, включая выбивание средств из центра. И это несмотря на то, что уровень коррупции остается чрезвычайно высоким, и это связано с тем, что она порождается не только административными процедурами. Зашкаливает уровень и так называемой "политической коррупции". "Характер путинской "экономики друзей", где роль компаний, подконтрольных тем или иным группам бюрократии, а не государству как представителю общества, сам по себе является очень мощным коррупциогенным фактором.
Поэтому есть все основания говорить о том, что вынашиваемые планы по "реформированию" финансово-экономического блока правительства ничего общего с реальными потребностями страны не имеют. Это лишь проецирование политического тандема на финансово-экономический, с целью обеспечения безболезненного и вечного правления Путина.
Президент в "законе", правящий по понятиям, не желает ненужных разборок в финансово-экономическом общаке.
Источник: Каспаров.ру
Коментарі — 0