Парадокс Савченко
Напевно, немає необхідності переказувати цю справу.
Мовою оригіналу
Вряд ли найдется человек, который был бы не в курсе. Но акцентировать внимание на некоторых деталях, даже не можно, а нужно.
- Хорошо. А кто будет Жанной д'Арк? (вопрос после обсуждения того, как некто внутри парламента забросает зал гранатами)
- Жанна д'Арк і буде.
- А смысл тогда?
- Красивый костер, - Рубан.
- Слухай, герої не вмирають, герої повинні бути мертві. Якщо не умерла там, то хорошо, - Савченко
- Ты себя видишь в этой роли?
- Да.
- А нафига тогда вообще весь замес?
- А хто ще?
- Хорошо, тебя нет. Дальше кто?
- Вєра.
- Та не-е.
- Мені все одно.
- Здесь нет никакого дублирования. Здесь чисто вот у нее есть такая мечта… - Рубан.
Этот диалог - фрагмент оперативной видеозаписи, которую Генпрокуратура показала депутатам перед голосованием за снятие с Савченко депутатской неприкосновенности. На месте Луценко я бы не стал показывать этот момент. Он свидетельствует о намерении и готовности Савченко умереть ради того, чтоб освободить свою страну от тех, кто, по ее мнению, захватил власть на крови Майдана и использует ее НЕ на благо народу.
С другой стороны, возможно, этот фрагмент, в понимании нашей власти, должен доказать депутатам и обществу, что у Савченко действительно не все в порядке с головой, как нам исподволь пытаются это внушить. Для них, желание человека умереть ради идеи, самопожертвование ради народа – это явное отклонение. И здесь, на фоне их морального уродства, Савченко, действительно выглядит Жанной д'Арк. Но…
У Милорада Павича есть такая фраза: «Господу угодны твои намерения, но не дела твои». Господу – да. Но человеческий суд оценивает не намерения, а исключительно дела, факты. А факты, при всей возвышенности намерений, таковы, что на ум сразу приходит известная пословица: благими намерениями выстелена дорога в ад…
Обстрелять центр Киева, убить депутатов и правительство, обезглавить государство во время войны. И все это в сговоре с врагами твоей страны, с теми, кто убил десятки тысяч и оставил без крова миллионы твоих сограждан!... Казалось бы, выводы должны быть однозначными. Но это логика, а когда логика формировала общественное мнение?
Тем более, что 80% того что говорит Савченко, поясняя мотивы своих действий – правда. Нет, не в части «сюрреализма», когда она откровенно врет, заявляя, что намеренно сгущала ситуацию на камеру, а в части характеристики власти и того, что эта власть делает со страной.
Поэтому значительная часть общества, как это ни странно, – на ее стороне. Несмотря на все ужасы, которые она могла принести, если бы реализовала свои планы по обстрелам Киева и терактам в правительственном квартале! Объяснение простое: ужасы от нашей власти, о которых она говорит - уже реальность для большинства жителей Украины, они уже ежедневно испытывают их на себе. А те, ужасы, в планировании которых обвиняют Савченко – это всего лишь слова, теория, эффектная картинка, но не более. Поэтому люди не воспринимают их как опасность, которая грозит лично им. За планами Савченко они видят только месть Порошенко за его Мальдивы, Липецк и офшоры; месть Авакову за рюкзаки и «беркутовский» беспредел; месть Луценко за свадьбу, Сейшелы и политическую стервозность жены; месть кононенкам, розенблатам и яценюкам за их обогащение во время войны и обнищание большинства; месть Турчинову за сданный Крым и выборочную мобилизацию; месть им всем за разочарование и обманутые, выстраданные и политые кровью ожидания… И не важно, насколько эта месть обоснована. Месть – порождение ненависти, а ненависть, как и любовь, – это чувство, его нельзя объяснить или скорректировать логически. Его можно только чувствовать, сочувствовать, и манипулировать им.
Поэтому для значительной части людей, Савченко станет не террористкой, а героиней. Она аккумулирует ненависть людей к «барыжной» власти и олицетворяет собой решительность в борьбе с этой властью. Решительность, которую многие хотели бы иметь, но не имеют. За то мы и любим других, - что в них видим, то, чего хотелось бы, но нет в нас. Поэтому популярность Савченко будет пропорциональной непопулярности власти. Независимо от реальной виновности или невиновности. Она будет основываться на этих 80% - правды, а те 20% лжи, которые превращают мед в деготь, большинство просто не заметит. Опять же, потому что чувства логике не поддаются.
Власть сама создала Савченко. И не только вызволяя ее из плена; не только спровоцировав этот «заговор», но и создав реальную почву для мотивации такого заговора, для роста радикальных настроений среди людей, готовых взорвать эту Раду и весь правительственный квартал к чертовой матери, и пофиг, что будет после, главное наказать «барыг».
Ощущение авгиевых конюшен, которые уже невозможно вычистить, а можно только смыть бурным потоком – уже вызрело в обществе, но власть, судя по ее действиям, не понимает этого. Разве поведение Порошенко и Авакова не напоминает поведение Захарченко (министра МВД) и Януковича в 2013 году, когда они просто «ложили» на общественное мнение, закон и людей вообще, даже свое окружение? Ведь, по сути, Майдан встал не потому что возникла угроза евроинтеграции, а потому что «О…уели!». Разве сейчас «о…уели» – это не главная характеристика нынешней власти? Но они все равно вводят свои «роттердамы», делят экономику, повышают тарифы и воруют, воруют, воруют… Потому что живут в параллельном мире и не понимают, что происходит в реальности и как они выглядят в глазах голодных…
Но! Савченко и сама живет в таком же иллюзорном мире, как и власть. Только в противоположном – антимире. Ее стремление к подвигу ради народа (помните Рубана: «у нее есть такая мечта) нивелировало смысл этого подвига. «Подвиг» для нее стал важнее, чем те, ради кого она готова его совершить…
Неужели она думала, что наро, убийство которого она хотела «списать на революцию» примет ее союз с Захарченко и Путиным? Даже «ради мира»? Неужели она рассчитывала, что Киев смирится с приходом захарченок и ташкентов в украинскую политику? Неужели она рассчитывала, что страна Майданов согласиться жить в большой «ДНР» с Путиным, совком и бандитами, сменившими во власти «барыг»?
Договариваясь с ними, беря у них оружие для свержения украинской власти она фактически стала на сторону врага. Нельзя для борьбы со своей властью (какая бы она не была) использовать внешние силы. Тем более, - вражеские твоей стране. Потому что тогда ты становишься их марионеткой. В этом и есть отличие Майдана от сепарских акций в Донецке-Луганске 2014 года. Майдан, захватами госзданий и противодействием «Беркуту» менял ситуацию В СВОЕЙ стране и ради СВОЕЙ страны. А коллективный «Путинприди» тоже захватывал госорганы и противодействовал армии, но в интересах СОСЕДНЕЙ страны. Страны, уже захватившей часть твоей, то есть, воевавшей с Украиной. И теперь, Савченко – борец с барыжной властью, получается, борется ради того, чтоб привести в эту власть Захарченко и Ташкента (читай – Путина)?! Разве это не предательство?
Версия о доведении ситуации до абсурда, о «сюрреализме», которую озвучила Савченко, которая якобы знала, что ее пишут и специально говорила нереальные вещи – не выдерживает критики. Хотя бы потому, что в такой линии поведения не просматривается логического финала. То есть, если она специально говорила на микрофон подсудные вещи, то, как кроме ареста и заключения она хотела реализовать эту стратегию? Она что, думала, что выйдет, расскажет всем, что «пошутила» и все поверят и простят? Вот здесь, действительно вопрос к психиатру.
Правда, точно также, логического конца не имеет и ее сценарий терактов. Ну разбомбили Раду, убили Пороха, отдали Турчинова – что дальше? Кто будет возглавлять страну, отдавать приказы армии и полиции, общаться с Западом и Россией? Сестра Вера? Но те же военные, с которыми Савченко строила свои планы, на это имя сказали – «Не-е». Рубан, видящий себя Пиночетом с тысячами репрессированых «на стадионах»? А с кем он эти репрессии проводить будет? Кто пошел бы за ними из тех, кто способен пойти? Армия пойдет на союз с Захарченко? Добробаты? Ветераны АТО? Общественные активисты?... Взять власть, тем более в нашей стране, да еще при нынешнем уровне поддержки режима – легко. Но что с ней делать дальше? На кого ей опереться? Потому и не берут, - что опоры ни у кого нет. Популистские проценты Тимошенко на баррикады не выйдут. А какой процент поддержки Савченко? Сколько людей в ее партии, команде? Вера и Рубан?
Может быть, если бы она не была настолько увлечена своей мученической мечтой, да если бы еще немного потерпела и покрутилась в нашем политикуме, она бы поняла, что такое политика. И либо застрелилась, либо начала бы ее МЕНЯТЬ изнутри. Но… она не поняла, поэтому решила СТРЕЛЯТЬ изнутри.
Савченко действительно могла бы эффективно совершить переворот. Но для этого ей нужно было не шапки гетьманские шить, и не к Захарченко ездить, а воевать, как это, например, делает Ярош, совмещая депутатский мандат с автоматом Калашникова. Бороться не «за мир любой ценой», а за Украину! Тогда бы ее воспринимали серьезно и за ней бы пошли, но «...нельзя быть на свете красивой такой».
В общем, либо нам чего-то не показывают, либо стратег из сестер Савченко никудышный.
Однако, цели своей она добилась – она снова в центре внимания, она герой для большого количества людей, ненавидящих власть, она мученик, она в привычной стихии…
Судя по ее роликам, речам и деньгам (8 тысяч долларов на автобус для перевозки оружия), кто-то кроме Рубана готовил ее к этой роли, консультировал, накручивал. Этот кто-то тоже, вероятно, достиг своей цели. Как минимум одной из них: нас снова разделили, на противников и сторонников, на «за власть» и «против». А для воюющей страны – это опасно. Опасно как из вне, так и изнутри. Это может усилить как Путина, так и Порошенко с его «барыгами». Но если с первым все понятно и ему противостоит армия, то вторым - противостоит общество, и их усиление ощутим на себе все мы...
По сути, Савченко стала не Жанной д'Арк, а Надей Дарк – темной стороной протеста, противоположностью Жанне, боровшейся с оккупантом. Потому что настоящий подвиг совершается не ради подвига, а ради того, что будет после него и благодаря ему. Потому, что пробивая стену, нужно знать, что будет за ней, иначе можно запросто угодить в канализацию.
Коментарі — 0