Натисніть «Подобається», щоб читати
    Glavcom.ua в Facebook

    Я вже читаю Glavcom в Facebook

    Музеї чи торговельно-розважальні центри. Чого більше потребує Київ сьогодні?

    • Ігор Ляшенко

      Видавець

    • Розсилка
    <div class="copy">Активісти вимагають від столичної влади створення на Поштовій площі музею артефактів Києва.</div> - Музеї чи торговельно-розважальні центри. Чого більше потребує Київ сьогодні?
    Активісти вимагають від столичної влади створення на Поштовій площі музею артефактів Києва.
    Фото: depo.ua

    Україна і Київ, зокрема, катастрофічно бідні на музеї

    Мовою оригіналу

    Кто-то из чиновников Киевской городской администрации сказал: «В центре Киева, где ни копни, везде будут старые постройки, древние улицы… Так что, ничего не строить?» Это было сказано в дискуссии с активистами и археологами о судьбе откопанных на Почтовой площади старинных артефактов. Фраза показывает, какова, собственно, очередность приоритетов, которые чиновники для себя определяют. В то время как в мире уже давно доминирует однозначный подход: история, культура, экология – главное. Если есть хоть намек на историческую важность, ни в одном городе Европы на этом месте ничего строить не будут, пока археологи и историки не дадут заключения. Пусть это займет год, и пять, и десять лет. И если появится хоть малейший повод создать музей, экспозицию, обозначить памятник – это будет сделано. Коммерческие интересы частных лиц, местной общины и даже государства уходят на второй план.

    А сейчас наши чиновники считают бизнес, торговлю, получение прибыли главным мерилом важности работы. С их точки зрения, убытки, которые может понести застройщик на Почтовой площади или городской бюджет в случае компенсации, – главный аргумент в споре, что нужне –  торговый центр или музей. В то время как мировая парадигма развития городов и территорий уже давно сместилась в сторону культуры, искусства, рекреации, экологии. Строительство торгового центра – на последнем месте в ряду общественных интересов. Ни один город Европы, Киев в том числе, сейчас не нуждается остро в торговых помещениях. А вот в культурно-исторических объектах все нуждаются очень. Это надо понять и поставить во главу государственной и городской политики. На территории древнего средневекового Рима нет гигантских торговых центров. И ничего – ни римляне, ни туристы не жалуются.

    Увы, никакой внятной политики по отношению к культуре и музеям у нас в стране нет. Никакого приоритета им не отдается. Хорошо бы, мы пример с Европы брали, так и этого не делаем. Вот простой наглядный пример. Общественным транспортом в Киеве школьники и пенсионеры пользуются бесплатно, а в музей должны покупать билет. В Европе наоборот. За проезд плати, а в музей пожалуйста: Лувр или Галерея Уфицци –  вход бесплатный до 18 лет, а гражданам стран ЕС до 26. Бесплатно идут инвалиды и люди с низкими доходами. Обычный билет в Лувр стоит 17 евро. Даже у русских во многом принята европейская система льгот. Так, в Петербургский Эрмитаж школьники, студенты, пенсионеры, инвалиды идут бесплатно. Обычный билет – около 10 евро.



    А Киев? Каждый музей имеет несколько типов билетов, и везде дети платят, хоть и меньшую стоимость. В Историческом музее взрослый билет 50, детский 30 грн. В музее Второй мировой взрослый 30, детский 5 грн. И так везде. Спрашивается, зачем брать с детей эти 5 гривен? Или даже 30? Они что, делают музею выручку? Музеи и так находятся на полном бюджетном содержании. Пускайте детей и подростков бесплатно! Ведь почему-то решили, что участники АТО  могут ходить в музеи бесплатно. В чем фишка, я так и не понял. Взрослые повоевавшие люди бесплатно, в дети за деньги. Да пусть ходят, смотрят без ограничений, чему-то научаются! И это будет частью госполитики, направленной на увеличение посещаемости музеев, воспитание и образование молодежи.

    А чего стоит смехотворная практика взимать отдельные деньги за фотографирование? И это во времена, когда у каждого в кармане телефон с камерой. Нигде в Европе такого нет, только у нас. И это еще один показатель госполитики – бессмысленное искусственное ограничение на распространение информации из музеев.

    Эти два простейших примера с ценами демонстрируют, насколько туго наши местные и государственные чиновник понимают, что такое музеи и зачем они нужны. Отсюда и упорство в предоставлении статуса и приоритета исследованиям на Почтовой площади. Какой там может быть торговый центр, чиновник и депутаты могут себе представить. А какой музей и зачем – не могут. Их надо учить, просвещать.  

    Украина и Киев, в частности, катастрофически бедны музеями. Хотя их много. В Киеве музеев почти двести. Они имеют разный статус: национальные, городские, частные, ведомственные. Могут не иметь никакого статуса, как Музей-архив прессы, который создал журналист-энтузиаст Вахтанг Кипиани. Они могут быть огромными комплексами, как Киево-Печерская лавра, Музей архитектуры и быта (Пирогово) или Национальный музей Украины во Второй мировой войне. А могут располагаться в квартире или отдельной комнате как мемориальные квартиры-музеи известных людей. Но экспозиции там стационарные, в основном устаревшие, новые технологии почти не применяются. В киевские музеи очереди не стоят. И туристы ради музеев к нам не едут. Это не значит, что музеи надо закрывать и ликвидировать. Наоборот, это значит, что надо пользоваться любым поводом, чтобы создавать новые музеи, делать интересные экспозиции, обеспечивать к ним максимальную доступность.

    Раскопки древнего Киева на Почтовой площади, я считаю, как раз такая возможность. И ее нельзя разменивать на очередной торговый центр.

    Читайте також матеріали «Главкома»:

    Джерело: Сегодня

    Думки авторів рубрики «Думки вголос» не завжди збігаються з позицією редакції «Главкома»
    Коментарі ()
    1000 символів залишилось
    ПОПУЛЯРНІ АВТОРИ
    Дмитро Орєшкін
    Дмитро Орєшкін

    Російський політолог

    Мустафа Найєм
    Мустафа Найєм

    Народний депутат

    Микола Сунгуровський
    Микола Сунгуровський

    Директор військових програм Центру Разумкова

    Кирило Сазонов
    Кирило Сазонов

    Політичний оглядач

    Аркадій Бабченко
    Аркадій Бабченко

    Журналіст

    НАЙПОПУЛЯРНІШЕ