Нормальная страна – это та, в которой кумир способен вызвать разочарование
Скандалы в парламенте? Борьба внутри Кабинета министров? Противостояние политических партий? Разоблачения?
Скандалы в парламенте? Борьба внутри Кабинета министров? Противостояние политических партий? Разоблачения? Поздравляю, вы живете в жизнеспособной стране.
Как-то так повелось, что «нормальной страной» на постсоветском пространстве принято называть нечто монументально-железобетонное. Что-то «брежневское», которое, как тефлоновая сковорода, – способно пережить всех и вся. И именно в этом состоит главная девиация нашего сознания.
Потому что нормальная страна – эта та, которая живет в условиях перманентного политического кризиса. Потому что политика – это как раз конкуренция разных видений будущего. Она обязана быть в постоянном движении – только это гарантирует ее от стагнации. Потому что стагнация – это загнивание.
Нормальная страна – это та, в которой кумир способен вызвать разочарование. Нормальная страна – это та, в которой нет раз и навсегда утвержденных пожизненных квот. Любой политик может быть сообразен вызовам – и тогда его политическая жизнь будет продолжаться. Либо он перестает быть созвучен времени и эпохе – и уходит на политическую пенсию.
Политическая система – это живой организм. Ее клетки тоже обновляются: старые отмирают, новые появляются. Правоохранительная система исполняет роль противовирусного средства, Нацбанк и Минфин выступают в роли жаропонижающего. Но сам по себе процесс перманентных перемен – свидетельство того, что пациент жив, а не мертв.
В этом смысле СМИ – лучший термометр. Украинские ленты кому-то могут показаться новостным триллером, но в этом нет ничего плохого. Они лишь отражают тот самый перелом, в точке которого находится страна. По одну сторону – старая команда, по другую – запрос на изменения. То, что в точке пересечения этих двух разнонаправленных векторов возникают конфликты, – естественно. Перемен нет только на кладбище.
Более того, даже после того, как Украина пройдет через нынешний перелом, после того, как будут сняты с повестки самые насущные вопросы вроде Донбасса и Крыма – это вовсе не означает, что политический процесс перестанет быть кризисным по своей сути. Досрочные выборы, появление и разрушение коалиций, назначение и снятие чиновников – это норма, а не девиация. Мы все равно будем спорить о том, какой должна быть внутренняя политика: левой или правой. Мы все равно продолжим спорить о степени свободы для бизнеса. Мы все равно продолжим пререкаться о полномочиях государства. О распределении бюджета. О налогах и пенсиях. И именно это внушает надежду.
Мы все разные. Хотим тоже разного. Жизнь в одном государстве не снимает внутренних противоречий: бюджетники будут хотеть иного, нежели предприниматели; силовики – другого, нежели правозащитники; автомобилисты проголосуют за дороги, а пешеходы – за тротуары. Нам все равно предстоит договариваться. И кризис – это неотъемлемый признак того, что процесс идет. Огорчаться этому – в высшей степени наивно.
А если вы устаете от всего этого, то запомните одну простую вещь: жизнь становится намного проще в тот момент, когда ты понимаешь, что проще она никогда не будет.
Источник: Крым.Реалии
Коментарі — 0