Зачем Юлии Тимошенко блокада?
Может быть, главная задача оппозиции – пиариться, и не надо этого стыдиться
«Может быть, главная задача оппозиции – пиариться, и не надо этого стыдиться», – заявил когда-то Олег Тягнибок в интервью «Главкому». Нынешние парламентские оппозиционеры не столь откровенны и объясняют свои нынешние попытки блокировать трибуну более высокими мотивами. Примерно такими, какими в свое время публично руководствовались регионалы с их затяжной «соцстандартной» эпопеей. Интересы обездоленного народа превыше всего, причем, чем дальше политическая сила от власти, тем ближе она в данный момент к народу.
Методы же, которые избрал БЮТ и ему сочувствующие для защиты интересов трудящихся, пока вызывают усмешку. В начале первой сессионной недели бютовцы громогласно заявили о намерениях блокировать работу парламента, дав время оппонентам заблаговременно подготовиться, встать чуть пораньше и испортить оппозиции праздник. В среду, когда меньшинство формирует свою повестку дня, оппозиционеры выглядели вообще странно: занимались блокадой, требуя положительного голосования оппонентов по внесенным оппозицией проектам.
К концу недели им таки удалось парализовать работу Рады, вплоть до неоткрытия пятничного заседания, но, по большому счету, хилые бютовские силы в зале при желании легко бы разогнали известные спецы по «разблокированию» вроде Эльбруса Тедеева с Александром Волковым. Но регионалы были настроены подчеркнуто миролюбиво, и вместе с партнерами по коалиции просто покинули зал. Глава фракции ПР Александр Ефремов, правда, пригрозил, что большинство найдет некие законные механизмы, дабы прекратить деструктивное поведение оппозиции.
«Смысла в пятничном блокировании не было никакого, – пожимает плечами коммунист Александр Голуб. – Обычно в этот день большинство депутатов разъезжается, и никаких важных вопросов в зал не выносится. Это все типичная пиар-акция БЮТ перед местными выборами».
Итак, версия блокирования №1 – пиар. О том, что блокирование не в последнюю очередь происходит для «телекартинки», признают в частных беседах и сами бютовцы, но, давая комментарии «под запись», приосаниваются и выдают заготовленные тексты о намерении стоять до конца за мораторий на повышение цен, тарифов, пенсионного возраста и т.д. Все очень смахивает на то, что долгоиграющей стратегии у парламентской оппозиции просто нет, что хорошо продемонстрировал и митинг, созванный в день открытия под стены Рады.
«Это чистый пиар. Бютовцы просто воспользовались тем, что регионалы расслабились и не ожидали от оппозиции такой прыти, – уверен глава Института Горшенина Владимир Фесенко. – И я бы не преувеличивал эффективность картинки на не самых рейтинговых телеканалах – оппозиции надо искать доступ не к ТВ, а к простым людям, которые скоро получат новые платежки. А само по себе блокирование воспринимается неоднозначно даже среди симпатиков оппозиции, нельзя на этом зацикливаться».
Украинская история знает примеры парализации работы парламента, когда внеплановые депутатские каникулы были фоном для закулисных переговоров. Что же может быть предметом торга в нынешней ситуации? БЮТ опасается изменения регламента, которые позволят создавать в Раде новые фракции – в том числе, и внутри самого БЮТ, что может привести к окончательному разброду. К тому же, в «Батькивщине» сейчас идет болезненный процесс чисток (знаковое исключение Губского), и Тимошенко, может, просто нужна передышка в политическом процессе, чтобы разобраться с состоянием дел во фракции и партии?
«Я вам скажу, зачем они блокировали в пятницу парламент, – придумал свою версию регионал Василий Хара. – Первым в повестке стоял вопрос о создании следственной комиссии по Госрезерву. Если выяснится, что Госрезерв пуст, то Поживанову и остальным будет худо, плюс всплывет негативная информации о БЮТ перед местными выборами».
Регионал также сказал «Главкому», что если оппозиция будет пытаться сорвать бюджетный процесс, то для ее урезонивания могут быть подключены Генпрокуратура и СБУ. Как именно, правда, не уточнил, но, учитывая растущий интерес спецслужб к деятельности оппозиционеров, о методах можно догадываться.
«Ха-ха-ха! Конечно, надо подключать и прокуратуру, и СБУ, и ООН, чтобы все увидели, как Партия регионов устраивает геноцид собственного народа, – говорит оппозиционный премьер Сергей Соболев. – Думаю, мы справимся с блокированием, тем более, когда люди получат первые счета по новым тарифам, у нас должно прибавиться помощников в давлении на власть».
Впрочем, несмотря на бравые заявления, железной уверенности в том, что удастся выстоять до конца, в тоне оппозиционеров не слышно. Тем более что блокированием действительно можно загнать себя в ловушку, как это происходило с теми же регионалами. Они не знали, как им безболезненно для имиджа «спрыгнуть» с темы НАТО, которая стала причиной длительной блокады места спикера и сделала телезвездой регулярно «подменявшего» Арсения Яценюка колоритного нардепа Андрея Журавко.
Впрочем, перечень поводов для блокирования может расшириться – это и грядущее принятие Налогового кодекса, и бюджета, и одиозного закона о языках. Но шумная ратификация Харьковских соглашений показала, что регионалам сопротивление не особо страшно. Спросите у Олеся Дония. В этой связи версия о том, что оппозиция собирается блокировать парламент 30 дней, чтобы спровоцировать досрочные выборы, выглядит совсем уж фантастической. К тому же, в истории украинской политики был прецедент, когда заседание ВР проходило за ее пределами. Правда, для этого придется собрать в помещении, условно говоря, «Украинского дома» многих парламентских прогульщиков.
Коментарі — 0