В то время, когда Николай Азаров готовился к поездке в Минск, в АП засели за плотное изучение документов на его преемника.
В последние несколько недель все опять смешалось в Доме Облонских. Ощущая интуитивные посылы срочно все менять, пока все окончательно не завалилось, Президент может уже в ближайшие две-три недели серьезно перетряхнуть власть. Почему сейчас, а не осенью, когда Николай Янович переберет на себя все негативы? Мотивация может быть только одна: за лето нужно провести полный «абгрейт» команды, которая сумеет стартануть быстро, мобильно и мощно.
За последние две недели сразу нескольким людям было предложено собирать пакет документов, необходимых для утверждения в парламенте будущему премьер-министру. Кому-то это предложение было сделано в Межигорье, другому – во время празднования 75-летия клуба «Шахтер», некоторым – в президентском кабинете. По информации «Главкома», состоянием на сегодня людей, которые уже чувствуют себя №2, больше двух.
-- Кабмин компромисса
{1-}
Именно так воспринимали Кабинет Николая Азарова, когда он был сформирован. Сохранение более-менее баланса между всеми претендующими на кусок праздничного послевыборного пирога при условии «ничейного» премьера тогда казалось достаточно мудрым ходом правителя. Однако, как бы не хотелось Президенту иметь в качестве руководителя исполнительной власти человека, в силу массы причин не способного быть политическим конкурентом, рано или поздно это должно было закончиться. Откровенно говоря, наблюдать за Николаем Яновичем в течении этого года было даже как-то жаль: не так уж он плох, чтобы так его унижать. Возможно, он не силен в красноречии и даже косноязычен, однако в стране действительно сумасшедший кризис управленцев. И если не говорить о каком-то крупном олигархе, который во главе правительства смотрелся бы куда одиозней, чем Азаров, то нужно понимать, что выбор был очень не велик. Азаров стал вынужденным премьером, а Дамоклов меч временности, занесенный над Азаровым в день назначения, уж слишком подкосил его силы и дух.
{-7}
Возможно, и поэтому, когда на протяжении года политикум перманентно взбудораживался слухами о скорой отставке правительства, на лице Николая Азарова появлялось в некотором роде облегчение. И вот только теперь, кажется, решение наконец-то вызрело. И тому – множество причин.
С одной стороны, полностью провалилась стратегия реформ. Дело не только в том, что Николай Янович, этот homo soveticus в футляре, ментально не способен на радикальные новшества, необходимые для успешной рыночной экономики. Да еще в условиях кризисной финансовой конъюнктуры. Впрочем, от Азарова реформ никто и не ожидал. Ставка делалась на «молодежь», выходцев из крупного бизнеса, которые, по логике вещей, должны были заняться реформированием и модернизацией не только на словах. Должны были бы – потому что на самом деле всем без исключения выгодно модернизировать страну, ресурсная экономика рано или поздно, как хорошо известно, плохо заканчивает. Но штука вот в чем: любая модернизация подразумевает игру на перспективу, стратегию на достаточно длинный временной отрезок. А наша элита никак не может выбраться из порочного круга психологии банального грабителя «здесь и сейчас». Поэтому естественным образом вопрос модернизации отложен на далекое «потом».
С другой стороны, недовольство социальной политикой правительства и бешенство от все растущих цен на китайскую гречку и все остальное у народа таки вызрело. Рано говорить, что недовольство это оформилось в какой-то более-менее социальный протест, однако, если во время не выпустить пар, очень может быть, что последует взрыв. Не стоит забывать и о том, что правительству необходимо срочно провести еще две непопулярные меры: повысить цену на газ для населения и внести драконовские поправки в пенсионное законодательство. Таковы требования МВФ для получения нового транша, без которого государственному бюджету, вытрепанному Евро 2012 и прочими бессмысленностями, приснится окончательный дефицит. И, скажите, на милость, кто будет проводить эти нововведения? Слабеющий Азаров либо его сменщик. То-то же.
Но есть еще один, не менее важный фактор, влияющий на Кабинет.
Баланс нарушен, и если год назад все группы были более-менее довольны, то теперь многим кажется, что слишком много отошло г-ну Фирташу. И политическое влияние посредством деятельности Сергея Левочкина, и «бдение» ситуации со стороны СБУ Валерия Хорошковского, и влияние на энергетическую отрасль контролируемую Юрием Бойко. Плюс еще по мелочи. Логично, что если Фирташу так много, то ситуация «ничейный премьер» не устраивает остальных. Каждая из групп имеет аргументы, почему Кабинет должен отойти именно ей. Поэтому нужно понимать, что если кандидатура будущего премьера будет из этой же группы, это будет означать только одно: войну внутри власти.
-- «Терки», сплетни и слухи вокруг Бойко
{2-}
В этой связи продолжающиеся под ковром «терки» переросли в мобильные стычки и недопонимания. А порой – и в открытые конфликты. Создается ощущение, что правительством недовольны все, даже сами его члены. Только на нынешней неделе было несколько обстоятельных публичных высказываний по этому поводу. Началось все с крымского премьера Василия Джарты, который неожиданно для многих спросил у Николая Азарова, а где, собственно, дешевая гречка? За тем Президент Янукович сообщил, что топор над министром финансов уже занесен. Вице-премьер Борис Колесников в контексте отставки министра здравоохранения сообщил, что того, кто не справляется с реформами, следует уволить, а первый вице-премьер Андрей Клюев вообще пригрозил «жесткими кадровыми решениями» министрам, срывающим сроки евроинтеграции.
За кулисами этих публичных выступлений все происходит еще интересней. Говорят, что Президент, начитавшись «нужной информации» (подкинутой сами понимаете, кем), как то резко охладел к Юре Иванющенко (известном больше как Юра Енакиевский); в свою очередь Юрий Иванющенко побил горшки с министром агрополитики Николаем Присяжнюком, что автоматически «вычеркнуло» его из списка возможных премьеров; опять активизировались одновременно Сергей Левочкин и Ринат Ахметов в попытках «продавить» своих протеже на главу правительства (причем, вплоть до варианта Левочкин – премьер, Акимова – руководитель АП. Правда, такой подход больше устраивает Ахметова, а не Левочкина. Для последнего уж лучше тогда Акимову в премьеры отправлять, а самому оставаться «у тела»).
Параллельно стал опять в активную позицию подзабытый средствами массовой информации глава СБУ. Валерий Хорошковский, действуя в интересах главы АП, взялся за формирование информационных пулов и формирование лояльной экспертной среды. Выглядит это порой грубо и смешно. С этой точки зрения Анне Герман всегда удавалось делать это намного тоньше, что делало ее эффективной. Не похоже, что Хорошковский так старается «под себя». Во всяком случае, пока. Ибо самым явным претендентом от группы «Росукрэнерго» по-прежнему числится министр энергетики Юрий Бойко.
Вот уже более трех месяцев Юрий Бойко прощупывает всевозможные пиар-конторы на Западе. И это понятно: ему кровь из носу нужна какая-нибудь «западная легенда» и «западные связи», способные переломать ситуацию. Ведь понятно, что ореол «промосковски настроенного министра» делает из Бойко непроходного. В первую очередь в силу причастности к щупальцам «Росукрэнерго» и участия в группе Хорошковский-Левочкин-Фирташ. От Бойко уже высаживался не один десант с Брюсселе и даже в Штатах, то переломить устойчивое ощущение, формировавшееся годами, практически невозможно. Даже связи министра иностранных дел Константина Грищенко, в прошлом являющегося однопартийцем Бойко по Республиканской партии, не способны в корне поменять ситуацию. Разместить пару-тройку материалом на Западе, договориться о каких-то встречах – да. Но переломать ситуацию – очень трудно. К слову, в случае смены правительства (и не прихода Боцко в премьерское кресло) свою должность может потерять и сам Грищенко – Петр Порошенко готов обменять эфемерный пост главы Совета Нацбанка на министерское. И именно на МИДовское. Во всяком случае, эта идея уже рассматривается.
Есть и внутренние проблемы в назначении Бойко. Такое назначение автоматически приведет к явному дисбалансу сил. Провластным элитам все же лучше пребывать в уже привычном состоянии живой конкуренции, нежели объявлять друг другу беспощадную войну на истребление. Понятно, что усиление условной «группы Фирташа» вряд ли может понравиться хотя бы одной из конкурирующих групп, включая Семью. Семье нравится Джарты – именно он сегодня является едва ли не главным конкурентом Бойко.
-- Джарты уже напрактиковался?
{3-}
О крымском премьере Джарты, который в политических и журналистских кругах не настолько раскручен, как Бойко, ходит много слухов. Как позитивных, так и, мягко говоря, не очень. В отличие от Бойко, он может считаться по духу более близким Януковичу - родился в семье шахтера в селе Раздольное Старобешевского района Донецкой области. Отслужив в армии и окончив Донецкий политехнический институт по специальности «автомобили и автомобильное хозяйство», несколько лет проработал на макеевском СТО. В 1988-м году ушел в бизнес, создав первый, по его же словам, кооператив в городе с сакраментальным названием «Горняк» и в дальнейшем руководя различными малыми предприятиями.
Джарты начинал с торговли цветами и фруктами, а затем перешел на более привычные для этого региона уголь и кокс. Это официальная версия. Недоброжелатели же говорят, что в начале 90-х Джарты был бригадиром одной из крупнейших рэкетирских группировок, за что получил прозвище «Вася-бита». «Я действительно был бригадиром, но только когда в шахте работал», – парирует он подобные вопросы. Как бы то ни было, именно в этих лихих годах, которые Джарты называет «школой выживания», ковался его достаточно жесткий стиль работы.
Свое попадание на госслужбу (первая должность – заместитель главы Горняцкого райсовета в Макеевке) сам Джарты объясняет приглашением главы райсовета, впечатленного чаепитием с бизнесменом и его советами, как правильно тратить бюджетные деньги. «Он мне ответил: «Если ты такой умный, приходи к нам и работай», – вспоминает Джарты.
«Такой умный» Василий Георгиевич довольно быстро достиг в своей карьере госслужащего максимума в Макеевке, став и.о. мэра, а затем и полноценным градоначальником. Это достижение особенно ценно, учитывая, что Джарты победил представителя еще мощной тогда Компартии. Говорят, что таким успехам он во многом обязан протекции Рината Ахметова. Макеевка, благодаря связям мэра, сумевшего выстроить отношения с бизнесменами, преобразилась в позитивную сторону, и Джарты ушел на повышение в Донецкую обладминистрацию. Сохранив при этом существенное влияние на своей «малой родине». Более того, скандально известный глава Фонда «Антикоррупция» Борис Пенчук заявлял, что, работая в ДОГА, Джарты фактически был «смотрящим» Ахметова по области.
Именно Джарты некоторые источники называют организатором «теплого приема» в донецком аэропорту Виктора Ющенко и его команды в 2003-м году. Неудивительно, что после Оранжевой революции в 2005-м году МВД заинтересовалось деятельностью Джарты – а именно законностью определения оценочной стоимости автомобилей, приобретенных им и его женой. Были даже попытки возбудить уголовные дела, и сам Джарты признается, что вынужден был скрываться от этого «беспредела» за границей.
В 2006-м году Джарты неожиданно вышел на первые роли, возглавив избирательный штаб Партии регионов. Итоговый результат, показанный ПР, впечатлил, а новым местом работы Джарты стала Верховная Рада. Впрочем, депутатом он пробыл недолго, заняв в Кабмине пост министра окружающей среды. «Вкусно» это ведомство не столько заботой об экологии, сколько контролем над месторождениями полезных ископаемых. Без темных историй не обошлось и здесь: уже когда Джарты покинул пост министра, в НАК «Надра України» были обнаружены немалые злоупотребления – в частности, продажа скважин по заниженным ценам. Более того, во времена правительства Януковича НАК продала свои здания в центре Киева на улице Владимирской двум фирмам, конечно же, из Донецка.
Впрочем, на дальнейших политических перспективах Джарты эти мелкие неприятности не особо сказались. На досрочных парламентских выборах 2007-го года он снова прошел в парламент по списку Партии регионов под высоким 22-м номером.
После победы Януковича на президентских выборах был откомандирован в Крым, где сменил на посту главы Совета Министров Виктора Плакиду и вычистил из местной власти команду впавшего в немилость Анатолия Гриценко. Говорят, что Джарты был откомандирован в Крым специально – чтобы набраться опыта работы на должности премьера Крыма, а затем претендовать на более серьезные кадровые ступени.
Джарты оправдал ожидания: он очень быстро выстроил на полуострове вертикаль «под себя», перенеся основной центр принятия решений из Верховного Совета Крыма в Совмин. Довольно жесткие методы «макеевской» команды (а Джарты привез с собой в Крым многих своих земляков) вызвали ропот среди крымских элит. Особенно рьяно воюет с варягами экс-спикер крымского парламента Леонид Грач, не выбирающий выражений, когда разговор заходит о Джарты. Он вспоминает и «макеевский сброд», который привез с собой новый хозяин Крыма, и давнее прозвище «Вася-бита», уходящее корнями в донбасский период жизни Джарты. Но для последнего это равнозначно укусам комара. Не особо сказалось на его позициях и длительное отсутствие в стране после операции на желудке. Хотя волноваться было о чем: еще свеж пример некогда сверхвлиятельного на полуострове Антона Пригодского, которому длительное лечение сломанного колена стоило безвозвратной потери политического веса.
По всем ощущениям, политическое лето должно стать жарким.
Коментарі — 0