К судье приехала «скорая», журналистов закрыли в кинозале, толпа чуть не кокнула «тихарика» с камерой, а нардепы штурмом взяли зал. Эти и другие подробности первого дня судебного заседания в апелляционном суде по делу Тимошенко.
Стычками народных депутатов с «Беркутом» ознаменовалось начало апелляционного процесса по делу Юлии Тимошенко. Еще месяц назад представить Печерский суд без рвущих на себе рубашки сторонников ЮВТ, готовых идти на пролом через любые кордоны, казалось невозможным. Теперь же пальма первенства досталась киевскому Апелляционному суду.
Рассмотрение апелляции, перенесенное с 13 на 1 декабря, вызвало в рядах сторонников и защитников Юлии Тимошенко некие волнения. А смену судьи-докладчика Ирины Горб за один день до начала заседания на Елену Ситайло в БЮТе трактовали, как желание «посадить» над ЮВТ «нового Киреева», способного лишь зачитывать указы Президента. Но, несмотря на все недовольства еще до начала судебного разбирательства, утром 1 декабря Соломенская площадь пустовала: не было на ней таких ожидаемых палаток, плакатов в стиле «Юля, мы с тобой!», пламенных речей или хоть каких-нибудь заявок на митинг. По словам защитника Тимошенко Сергея Власенко, это заседание предварительное, и рассматривать на нем предполагалось исключительно технические вопросы, вынесенные по которым решения в дальнейшем повлияют на процесс.
Начало судебного заседания было назначено на 9.30. Возле забора перед апелляционным судом в ожидании столпились журналисты. Грозные «грифоновцы» стояли по периметру ворот и никого не пропускали внутрь. Двери держали чуть приоткрытыми, чтобы на свои рабочие места могли проходить сотрудники суда. Никаких объяснений, почему «динамят» прессу, даже, несмотря на требования защиты Тимошенко проводить открытый судебный процесс, получить не удавалось. Некоторые журналисты решили «поднажать» толпой на ворота и, таким образом, все-таки пройти в суд. Как результат десятиминутной давки и штурма – 20 немного помятых представителей прессы смогли прорваться во двор суда. Еще спустя десять минут бойцы подразделения после тщательной проверки документов пропустили и остальных.
Однако в зал, где должно было уже начаться заседание, журналистов не провели. Всех отправили в конференц-зал, где предложили посмотреть видеотрансляцию происходящего. На экране можно было узреть только герб Украины. О том, что теперь придется смотреть «киношку» неожиданно для себя узнал и прорвавшийся с толпой народный депутат Виктор Уколов: «Мы удивлены двумя вещами: переносом рассмотрения дела с 1 декабря на 13-е и, конечно, заменой судьи-докладчика, которая целый месяц изучала дело. Трудно понять, как новая судья смогла за 1 день выучить эти документы – для того, чтобы выучить большое количество страниц жалобы наших представителей, нужно больше времени. И еще одно обстоятельство меня удивляет. Я только что узнал, что мы здесь будем смотреть фильм. Я, вообще, думал, что мы уже доросли до того, чтобы открыто проводить заседания. Сейчас вот пойду как-то пытаться прорываться в зал суда».
Прорываться собрался не один господин Уколов. Пришедший Александр Турчинов уверенно вел нескольких депутатов за собой, вниз по лестнице. Туда же последовали пресс-секретарь Юлии Тимошенко Марина Сорока и большинство представителей СМИ – прополз слушок, что где-то идет регистрация и раздают заветные «пропуска» на заседание.
Делегация через улицу прошла в соседнее крыло здания и застряла на входе. Нардеп Юрий Одарченко сначала пропускал вперед себя всех журналистов, но когда выяснилось, что дальше тем ходу не было (суровые представители милиции свое «добро» не давали), сам поспешил следом за Турчиновым. Народных депутатов за заветную дверь пропустили, с трудом пробрался через толпу и защитник ЮВТ Александр Власенко. Регистрация журналистов вроде как и шла, но никто так и не понял где и каких именно. Минут через двадцать давки прессе объявили, что для них уже мест нет – мол, все забито. А еще через пять минут ни с чем вернулись и разозленные нардепы – их дезинформировали: зал заседания, на самом деле, как оказалось, находится совершенно в другом месте, а в суде, видимо, просто решили устроить новоиспеченным гостям небольшую, но увлекательную экскурсию по зданию.
Обстановка начинала накаляться. Заседания по делу ЮВТ проходило в отдельном здании, проход к которому охраняли два ряда беркутовцев. Народные депутаты Андрей Шкиль, Роман Забзалюк, Андрей Шевченко, Андрей Павловский, Евгений Суслов во главе с Александром Турчиновым попытались штурмом прорваться через кордоны спецподразделения. Пока они с криками «буром перли» на Беркут, Андрей Кожемякин, вспомнив, видимо, о своих генеральских навыках, встал на ступеньку крыльца и попытался перелезть через ряды бойцов, вызывая старшего: «Эй, кто главный? А ну, иди сюда! Куда пошел? От сыкло!». Марина Сорока сообщала по телефону в БЮТ, что «на заседание не пускают ни журналистов, ни нардепов, обществу хотят навязать виртуальное судебное заседание». Нардепы матерились, на чем свет стоит.
Потасовка закончилась тем, бойцы Беркута получили подкрепление – их стало около 50 человек, придавили женщину, ярую сторонницу ЮВТ, которой удалось прорваться на территорию суда вместе с депутатами и журналистами, и изрядно помяли бока Турчинову.
Господин Кожемякин вместе с рядом депутатов отправился к главе Апелляционного суда Дмитрию Чернушенко с требованием вмешаться в ситуацию. Турчинов в это же время объяснил, почему нардепы предприняли попытку пройти напролом: «Вы видите, они снова созвали ОМОН, Беркут, ни одного человека не пустили в зал суда. Даже в Печерском суде пускали! Апелляционный суд превращается в фарс. Они настолько боятся Тимошенко, что их не волнует мнение европейского сообщества. Когда они нарушают закон, они всегда прячутся за людей. Сменили судью вчера! Наверное, предыдущая не хотела исполнять те преступные приказы, которые ей давали в администрации Президента. Люди спокойно себя вели, но нас сначала дезинформировали, где будет судебное заседание, потом тихо отвели адвокатов в зал, и после этого заблокировали проход в дом суда. Мы толкались, потому что хотели пройти в дом суда, потому что нет никаких причин граждан Украины не пускать в суд. Мы требовали старших, кто дал приказ этим людям блокировать вход. К сожалению, никого из руководителей милиции мы, как всегда не увидели, они спрятались за их спинами, раздав преступные приказы. А когда нарушается закон и незаконно действует милиция, вас толкают, и женщин, и мужчин толкают, безусловно, не всегда на ум приходят лирические стихи».
Следом за депутатами тщетные попытки прорваться или хотя бы «вызвать старшего» предприняли непонятно как оказавшиеся в числе депутатов и журналистов сторонники ЮВТ. Какой-то дед уверенно втолковывал беркутовцам, что он уважает дончан и не уважает Президента: «Он не может быть при власти в Украине. А глава администрации налоговой - бывший бандит, который 12 лет тому рэкетом занимался, а кадрами уже руководит сын этого бандюка Виктор-младший! Я говорил, что в регионах раскол будет, люди пошли в партию регионов, и видят, что бандиты по всей Украине. Я уважаю дончан».
Две изрядно потрепанные женщины все это время держали над головами у бойцов сумку с портретом Тимошенко и кричали: «Вот вы там, с телефоном или рацией, а ну подойдите сюда! Шапку одел, командир!».
Маленькой, но разъяренной толпе, явно хотелось крови. И жертва нашлась достаточно быстро. Эти же дамы заметили в стороне человека, записывающего все происходящее на камеру, но явно выбивающегося из среды всех журналистов: «А вы что снимаете? Вы нарушаете закон Украины. Вот у этого есть удостоверение, а у тебя нет! Вы хотите нам все такого же конца, как у Гонгадзе!».
Несколько протестующих грозно нависли над «камероменом», зажали его и потребовали предъявить документы: «Кто вы такой? Представьтесь! Ваше удостоверение? Он офицер, провокатор!». Получив отказ, люди силой решили забрать у него и камеру, и удостоверение: «Он не хочет отдать камеру. Камеру забирайте у него. Удостоверение показывай! Морозовский Богдан Валериевич, пребывает на военной службе министерства внутренних дел Украины, ах ты морда!». Потасовка длилась около пяти минут, после этого в борьбу людей с представителем милиции все-таки вмешались бойцы Беркута и забрали своего коллегу.
От Чернушенко вернулся довольный Андрей Кожемякин и по фамилиям провел всех присутствующих на улице народных депутатов в зал суда. Остап Семерак, Юрий Одарченко, Андрей Шкиль, Роман Забзалюк прошли на заседание. Чуть позже вернулся Кожемякин и за опоздавшими Евгенией Шаго, Еленой Шишкиной и Ольгой Бондарь.
В конференц-зале около десяти утра, наконец, началась трансляция. Видео было ужасным, прерывающимся, звук – таким же. Комната по размерам казалась такой же маленькой, как и та, в которой по делу Тимошенко заседал Киреев. Однако, кроме народных депутатов в «зрительном зале» не было никого, много мест еще пустовали, хотя журналистов по «официальной» версии не пустили лишь потому, что «некуда».
Пока не вышла судья Елена Ситайло на экране можно было разглядеть, что защитники – Александр Плахотнюк, Юрий Сухов, Николай Сирый, а также Николай Титаренко и Сергей Власенко, которые были отведены во время заседания в Печерском суде, сидели хмурыми, зато весело щебетала прокурор Лилия Фролова (по видео без звука можно даже было подумать, что она рассказывает анекдоты своему коллеге). Юлия Тимошенко по состоянию здоровья присутствовать на заседании не смогла.
В самом начале заседания защита Тимошенко заявила отвод судье Елене Ситайло в связи с тем, что она была заменена только два дня назад и лишь вчера приступила к своим обязанностям. Также защитники подали ходатайство прекратить рассмотрение апелляции без участия Тимошенко.
Ситайло отметила, что ее предшественница взяла самоотвод, мотивировав это тем, что «в 2010 году рассматривала жалобы по делу Диденко и других» и потому посчитала, что не имеет право принимать участие в рассмотрении дела Тимошенко. Было видно, что она явно нервничала. Ее обращения и к прокурорам, и к защитникам начинались примерно одинаково: «Слово предоставляется, о господи…. Слово предоставляется, о господи…».
Буквально через 15 минут после начала судебного заседания Елена Ситайло удалилась в совещательную комнату. Оттуда она вернулась спустя час. И в своем самоотводе, и в прекращении заседания защитникам Тимошенко отказала. Далее она огласила порядок судебного разбирательства.
По ходу заседания Елена Ситайло все время просила говорить выступающих помедленнее: «Подождите минутку, пожалуйста, я пишу». Напоминая, таким образом, и нардепам, и журналистам Шурика из «Кавказской пленницы», госпожа Ситайло вызывала всплески смеха и в зале, и у экрана. Примерно в десятый раз прерванный просьбой судьи «повторить, я все пишу» Юрий Сухов взорвался от негодования:
Юрий Сухов: Так техника же пишет!
Елена Ситайло: Когда я удаляюсь в совещательную комнату, мне надо потом апеллировать! А вы спешите!
Николай Сирый после такого диалога, судя по всему, уже не мог сдерживаться и закрыл лицо руками, чтобы не выказать эмоции всем на обозрение.
В коференц-зале Апелляционного суда, где в режиме он-лайн транслировалось рассмотрение жалобы, неожиданно пропал свет, и видеотрансляция судебного разбирательства прекратилась. После была восстановлена только аудиотрансляция.
Защитники Тимошенко требовали прекратить производство по делу экс-премьера, рассмотреть все апелляции, также настаивали на изменении меры пресечения для Тимошенко до принятия решения о прекращении производства по делу. Юрий Сухов попросил также допросить экспертов и провести новую комплексную экспертизу и очные ставки для свидетелей. Говорить все это им приходилось практически по слогам. Спустя некоторые время действа, которое со стороны напоминало школьный диктант, госпожа Ситайло объявила технический перерыв.
Перерыв затянулся на 45 минут. В это время к Апелляционному суду подъехала «скорая», после еще одна, но уже с милицейскими номерами. Народный депутат Юрий Одарченко рассказал, что подходил к водителю и спрашивал, к кому именно приехала бригада медиков, и тот ему ответил, что к судье. По словам близкого соратника Юлии Тимошенко Михаила Ливинского, Елене Ситайло предоставляли медицинскую помощь на протяжении часа. Негласно было объявлено об окончании судебного разбирательства на сегодня. А в ряду журналистов поползли слухи, что судью Ситайло тоже могут заменить. Однако она все же вернулась и продолжила заседание. Ушла в совещательную комнату Елена Ситайло, уже чтобы принять решение о принятии или отказе апелляции ЮВТ на решение Печерского суда.
Несмотря на «техничность» вопросов, которые разбираются на предварительном судебном заседании в апелляционном суде по делу Тимошенко, пострадавших, пусть не так массово, как в день вынесения приговора ЮВТ, хватало – и среди простого народа, и среди нардепов, и даже в милиции. Трудно даже предположить, что же будет происходить, когда 13 декабря начнется реальное рассмотрение дела.
Коментарі — 0