Украинский премьер-министр сообщил на весь мир, что Украина созрела для создания газового консорциума
С приближением зимы европейские страны все чаще начинают с опаской поглядывать на отношения Москвы и Киева, поскольку традиционные новогодние игры с газовым вентилем изрядно напрягают Старый Свет. Строительство Россией обходных путей ситуацию несколько разрядило – так Владимир Путин заявил, что на 8 октября 2012 года запланирован торжественный запуск второй нитки «Северного потока», начинается строительство «Южного потока». Но без украинской «трубы» пока ни Россия, ни Европа обойтись не могут.
На днях премьер-министр Украины Николай Азаров в своей статье в авторитетной немецкой газете Frankfurter Allgemeine Zeitung написал, что Украина созрела для создания трехстороннего консорциума с участием России как поставщика газа, Украины как транзитера и ЕС как основного потребителя. По словам Азарова, правительство предлагает передать управление ГТС международному консорциуму, который бы «обеспечивал ее прозрачное и справедливое администрирование, занялся бы ее модернизацией, которая обойдется всего в 4,5 миллиарда евро». Николай Янович упирает на то, что новомодные «потоки» не имеют надежных газохранилищ, которые есть в Украине.
Интересно, что своевременность создания консорциума именно сейчас, Азаров аргументирует… удачным проведением Евро-2012, которое показало, что украинским партнерам можно доверять. Материал в Frankfurter Allgemeine Zeitung вызвал некоторое оживление в Германии. Так представители Восточного комитета немецкой экономики заявили, что предложение крайне актуально, и призвали обсудить его за экспертным круглым столом в Берлине. Депутат бундестага Карл-Георг Вельманн заявил, что Запад должен конструктивно подойти к предложению Азарова и незамедлительно начать переговоры на высоком уровне. Также Вельманн похвалил увиденное им в статье стремление Киева к евроинтеграции.
-- Импотентная политика
По большому счету, райтеры Азарова лишь оформили в письменном виде то, о чем украинские власти говорят уже давно. Киев давно настаивает на создании именно трехстороннего газового консорциума. Правда, российская сторона пока что относилась к этим заявлениям без особого энтузиазма, сконцентрировав силы на строительстве обходных путей. От российских чиновников раздавались заявления о заинтересованности в консорциуме, правда, с одним большим «но» – созданный консорциум должен иметь право не просто управлять ГТС, а владеть ей. В общем-то, логично, с учетом того, что договоренности «попередників» могут быть легко пересмотрены. Особенно когда дело касается такой чувствительной сферы как газовая «труба», возможная приватизация которой приравнивается едва ли не к государственной измене. Собственно именно в этой загвоздке, по словам эксперта энергорынка Дмитрия Марунича, и кроется ключевое противоречие.
«Перед выборами этот вопрос точно никто поднимать не будет, поскольку рассмотрение любого вопроса такого рода в парламенте приведет к его блокаде под разговоры о «сдаче Родины, – говорит Марунич. – Вообще пока украинская сторона пассивна в вопросе консорциума, потому что одно дело – заявлять, а другое – проводить реальные консультации. Начинать делать это надо было еще два года назад, когда Янукович пришел к власти».
В том, что громкие заявления Азарова о консорциуме – лишь «белый шум», уверен и другой эксперт – Валерий Боровик. Он называет предложения украинского премьера «дежурными заявлениями» и считает, что если поднимать вопрос консорциума серьезно, то делать это нужно иначе: «Собственник ресурса должен быть лидером в этих переговорах, а не вести какие-то кулуарные переговоры. Сейчас же просто делаются какие-то заявления на фоне импотентной энергетической политики в отношениях с Россией».
-- В ожидании раздачи
Конечно, украинским властям вряд ли придется по душе, что их реальные возможности оцениваются такими словами, но им действительно нечем крыть. Мяч сейчас находится за восточной границей Украины и, похоже, Москва решила испытывать нервы Киева до последнего. Благо для нее, наступление холодов может совпасть для Украины с не менее суровым финансово-экономическим кризисом.
«А что – в России что-то случилось и там уже не Путин президент? – задается риторическим вопросом «бютовец» Александр Гудыма. – Азаров просто произносит набор фраз, которые ему подсовывают, чтобы он не выглядел окончательно глупо на фоне реалий, которые его ждут осенью. Путин заявлял, что не собирается делить украинскую трубу еще с кем-то, и не отошел от этого ни на йоту. Он знает, что капитуляция Януковича очень близка: финансово-экономический кризис, который ждет Украину, даст Януковичу возможность выдержать после выборов максимум месяц».
Гудыма уверен, что развязка для Януковича наступит в ноябре-декабре этого года, когда ему не останется ничего кроме как начать «раздачу слонов»: «Все будет зависеть от того, какие условия будут выставлены Януковичу после выборов, которые Европой, Россией и США будут признаны недемократичными. И он всем им будет что-то отдавать. Европе и Штатам – Тимошенко и Луценко, может, пообещает новые выборы и что-то материальное отдаст России. Ведь так долго обманывать и «разводить» всех нельзя».
Эксперт Валерий Боровик также считает, что «третий лишний» в газовой цепочке России не нужен. И этим лишним, судя по всему, станет Украина. «Если делать такой консорциум, то нужно будет делать его открытым и прозрачным, чтобы не только политики все решили, а и общество приняло вхождение компаний в консорциум. России это невыгодно – она хочет на своих условиях додавить Украину, а потом выступать уже от ее имени, как сторона, которая здесь банкует. Россия, как всегда, будет тянуть с решением до наступления холодов».
Собственно, Владимир Путин в июле намекал, что Украина может получить вожделенную скидку на газ в обмен на допуск россиян к газотранспортной системе. Но формы такого допуска пока не определены.
Немецкий политолог Александр Рар на фоне остальных экспертов выразил сдержанный оптимизм относительно перспектив консорциума. Он считает, что о публикации в первой по читаемости серьезной газете Германии вряд ли можно говорить как о рутинном заявлении. Но, отмечая, что некий процесс между Германией и Украиной есть. Хотя Рар все-таки признает отсутствие конкретики в вопросах консорциума, в том числе, из-за неясной позиции России.
«Убеждать ЕС г-ну Азарову нужно, но в то же время нужно писать такие статьи и в российской прессе, – уверен Рар. – Идея консорциума ведь хорошая, она витает в воздухе последние десять лет – ее придумали в свое время Кучма, Путин и Шредер. Но газовые войны между Россией и Украиной абсолютно испортили атмосферу и ситуацию надо исправлять, хотя доверие всех трех сторон друг к другу разбито. И по-прежнему остается непонятным, готова ли Украина соответствующим образом изменить законодательство».
Среди экспертов есть и те, кто считает, что Россия уже вовсе не заинтересована в контроле над украинской ГТС. «Поздно пить «боржоми», – шутит замдиректора центра «Психея» Геннадий Рябцев. – На мой взгляд, России вообще не нужны никакие консорциумы. «Газпром» вполне устраивает статус-кво, когда Украина платит завышенные цены за ресурс и за поддержание трубы в нормальном техническом состоянии. Россия уже приняла стратегию национальной безопасности, энергетическую стратегию, в которых черным по белому записано, что она ставит перед собой цель избавиться до 2015-го года от услуг стран-транзитеров. И говорить о том, что россияне сейчас готовы выложить несколько миллиардов долларов за нашу трубу, несерьезно».
Относительно адекватности озвученной Азаровым суммы в 4,5 миллиарда евро, необходимых для модернизации ГТС, Александр Рар замечает, что по ходу работ сметы, как правило, корректируются. Но сама модернизация газовых сетей, бесспорно, выгодна Украине, поскольку уменьшит убытки от потерь газа и повысит эффективность системы.
С последним мало кто поспорит, но вот за чей счет будет проводиться модернизация и что этот «благодетель» потребует взамен – вопрос остается открытым. Если события будут развиваться по пессимистическому сценарию, пространства для торгов вокруг главного «национального достояния» у Киева может остаться критически мало.
Коментарі — 0