Впервые в истории Верховной Рады спикер отказался проводить внеочередную сессию
Отказ спикера Верховной Рады Владимира Рыбака созывать внеочередную парламентскую сессию создал показательный для оппозиции прецедент – ее лишили еще одного рычага влияния на власть. Впервые в истории Украины. Тем самым спикер показал, что он послушный инструмент в руках Банковой.
-- Крах имиджа «доброго старика»
Седовласый долгожитель украинской политики Владимир Рыбак с первых дней пребывания на посту спикера пытался создать себе имидж нейтральной фигуры, заинтересованной в нормальной работе Рады без склок, драк и скандалов. Его миротворческий голос с первых дней избрания увещевал депутатов сохранять спокойствие, а на все обращения оппозиции внедрить персональное голосование отвечал просто, мол, все будет нормально, разберемся и внедрим.
И после первого провала голосования по увольнению Арбузова и назначения на пост главы НБУ Игоря Соркина показалось, что у Владимира Васильевича что-то получается. С первой попытки голосование провалилось, но он не стал продавливать вопрос и нарушать регламент, как привыкли делать его предшественники Владимир Литвин и Адам Мартынюк.
Хотя уже на следующий день – 11 января, парламент таки провел кадровые назначения, в том числе и голосами 20 отсутствующих регионалов. Несмотря на уверения спикера, что будет личное голосование. Миф о справедливом спикере понемногу начал развеиваться.
Но окончательно Владимир Васильевич его уничтожил в истории с отказом созывать внеочередную парламентскую сессию по требованию оппозиции.
-- Воскрешение Тимошенко в СМИ
В последние месяцы внимания к Юлии Тимошенко поубавилось, а объявленная ею в начале января акция гражданского неповиновения не вызывала ожидаемого резонанса. Но 18 января тема узницы №1 ураганом влетела на первые полосы украинских и иностранных СМИ.
С самого утра ленты новостей заполонили сообщения об избиении и силовом выдворении «бритоголовыми» трех женщин-народных депутатов из Харьковской больницы, ранее присоединившихся к протесту Юлии Тимошенко. Но и эта новость вскоре могла забыться, если бы этим же вечером Генпрокурор Виктор Пшонка не обвинил Юлию Тимошенко в организации убийства Евгения Щербаня и не сообщил об ознакомлении экс-премьера с постановлением о подозрении в убийстве.
Понятное дело, что оппозиции как-то надо было отреагировать. Не изобретая велосипеда, решили созвать внеочередную парламентскую сессию, чтобы как можно сильнее разогнать информационную волну вокруг Тимошенко. Оппозиционеры начали сбор подписей и огласили свой план на эту сессию: создать временную следственную комиссию по Тимошенко и Луценко, попробовать отставить Генпрокурора, заслушать министра внутренних дел и председателя СБУ относительно ситуации с соблюдением прав политических заключенных в Украине и участия правоохранительных органов в политических преследованиях.
В принципе, ничего страшного, кроме лишней шумихи, власти эта затея не сулила. Максимум чего могли добиться Яценюк, Кличко и Тягнибок – создания следственной комиссии, эффективность которой, как показывает опыт, практически нулевая.
Со скрипом оппозиция наскребла 158 подписей (при необходимом минимуме 150) и подала документы Рыбаку. И тут началось самое интересное – спикер всеми правдами и неправдами спустил на тормозах затею Яценюка и сотоварищей.
-- Версии Рыбака
За последнюю неделю из уст спикера мы услышали целый ряд версий, почему он не может созвать внеочередную сессию. Сначала он сообщил, что сомневается в подлинности подписей, которые подали оппозиционеры. Аргументация сногсшибательная – ему о подделанных 11 автографах сообщил … регионал Владислав Лукьянов. Тот, якобы знает, что 11 людей пребывают заграницей, а потому и подписи поставить не могли.
В подделке подписи обвинили даже лидера «Удара» Виталия Кличко. Мол, в аппарате узрели, что его автограф не совпадает с подписью в личном деле. Кличко сразу же подтвердил свою подпись, сообщив, что даже аппарат признал аутентичность 151 автографа, а этого достаточно для созыва сессии.
Дальше версии плодились как на дрожжах. Пребывая на Донбассе, Владимир Васильевич сослался уже не на историю с подписями, а на то, что внеочередная сессия – это слишком дорогое удовольствие. И 3,5 миллиона гривен, которые потратят на приезд депутатов – слишком дорогое удовольствие.
Здесь уместно вспомнить события годичной давности - апреля 2012-го. В последние дни на посту омбудсмена Нина Карпачева на весь мир раздула историю с избиением Тимошенко, и регионалы, чтобы закрыть ей рот, провели внеочередное заседание парламента и привели к присяге нового уполномоченного по правам человека Валерию Лутковскую. И никакие бюджетные миллионы тогда не стали помехой.
Во вторник 29 января оппозиционеры пришли к Рыбаку требовать своего и услышали такое объяснение: подписи переданы на экспертизу в регламентный комитет, а тот пока собраться не может. Потому и сессии пока не будет. А если ее не созывать сейчас, то по срокам до следующей недели уже не успеешь – во вторник откроется новая, вторая очередная сессия 7-го созыва. Короче говоря, все затянули и замяли, указав оппозиции на ее место.
Под вечер Рыбак озвучил еще одну версию: поддельных подписей уже 18. 11 депутатов – это список пребывающих за границей, «перечень Лукьянова». Еще семь подписей аппарату Верховной Рады показались сомнительны. «Не похожи», - заверил Рыбак.
-- Рыбак нарушил Конституцию
В этой истории Владимир Рыбак показал себя с самой нелицеприятной стороны. Ведь здесь не столь важен повод, почему оппозиция хотела провести сессию, это вопрос второстепенный. Важно, что спикер нарушил 83 статью Конституцию и 11 статью закона о Регламенте, самовольно отказав в проведении внеочередной сессии. Такого в истории украинского парламента еще не было.
«Я таких случаев, чтобы спикер отказал в проведении внеочередной сессии, не знаю. Регламент и Конституция должны исполняться. У спикера были сомнения в подлинности подписей. Аппарат может их проверить. Но если чья-то подпись поставлена под сомнение, человеку надо просто доказать, что он подлинный», - делится своим видением ситуации нардеп многих созывов и член ЦК Компартии Георгий Крючков.
Он уважает стремление спикера сэкономить 3,5 миллиона гривен. «Но это не может быть основанием, чтобы не созывать сессию. В этом можно увидеть опасный прецедент. Таких случаев во времена моего депутатства не было. Созывать сессию – это обязательство спикера, а не право», - заключает Крючков.
Еще один зубр украинского парламента, депутат 6 предыдущих созывов, в прошлом член фракции Партии регионов Сергей Головатый также утверждает, что поступок Рыбака - прецедент в истории нашего парламента.
«Такого в истории украинского парламента еще не было. Рыбак не выполнил свой конституционный долг, он нарушил закон о регламенте», - утверждает Головатый. Более того, он считает, что спикер не имел права проверять подписи депутатов. «Это волюнтаризм Рыбака. Для проверки подписей надо просто спросить депутатов, так как говорил Кличко. Тем более, не в полномочиях чиновников аппарата и секретариата ВР решать вопрос подлинности подписей. Он был обязан созывать сессию, он техническая персона», - считает экс-нардеп.
Депутат многих созывов и соавтор Конституции Украины Виктор Мусияка вспоминает один проблемный эпизод с внеочередной сессией. «Это было летом 1997 года, сессию созывал сам спикер, но ее хотели сорвать. Тогда была угроза создать условия, чтобы досрочно распустить парламент. Но все обошлось. Прецедентов же, когда спикер вот так поступил, как Владимир Рыбак, не было», - подтвердил «Главкому» Мусияка.
«В Конституции говорится, что внеочередная сессия созывается по требованию трети депутатов. Потому споры вокруг подлинности подписей не уместны, если требование депутатов они подтверждают лично. Думаю, что Владимир Рыбак несет ответственность за то, почему не выполнил Конституцию, он ее нарушил. В парламенте ведь нет графологов, в аппарате на глаз смотрели на подлинность подписей. Но это же нонсенс, они не имеют никакого юридического права проверять их подлинность», - резюмирует Мусияка.
Как бы то ни было, Владимир Рыбак себя подставил. Оппозиция уже выдвинула требование его отставки, при чем, небезосновательное. Конечно же, никакой отставки не будет, голосов для этого в обозримом будущем собрать не удастся. Но Владимир Васильевич за месяц достиг того, чего знатные манипуляторы регламентом добивались годами. Оппозиция же получила полное право не признавать легитимность главы Верховной Рады и все свои провалы вешать именно на «коварного» и «вероломного» спикера.
Фото: Станислав Груздев, «Главком»
Коментарі — 0