Сделки, проводимые на украинском медийном рынке, как правило, обходятся без вынесения на свет цифр. А если они появляются, то провоцируют волну дискуссий, под общим лозунгом «многовато».
Сделки, проводимые на украинском медийном рынке, как правило, обходятся без вынесения на свет цифр. А если они появляются, то провоцируют волну дискуссий, под общим лозунгом «многовато».
Приобретение Дмитрием Фирташем доли Валерия Хорошковского в группе «Интер» стало главным событием пятницы и продолжает присутствовать в новостных топах. Оставим за скобками обсуждение фамилий, целей и последствий: непрофессиональную и профессиональную медиатусовку захватили цифры -$2,5 млрд. Именно в эту сумму оценивается стоимость сделки. И что не менее важно – прозвучала она в официальном релизе. Редчайший случай, когда цифры появляются именно таким образом.
Может ли телеканал (ну или группа телеканалов) стоить таких денег? Почему (не)может? А сколько может? И вот тут начинается самое интересное.
Цифры «на свету», от которых можно отталкиваться – стоимость активов бизнесмена Фирташа (что в данном контексте даже не так существенно), объем телерекламного рынка Украины и - информация о предыдущих продажах.
В 2011 году «Корреспондент» поставил Дмитрия Фирташа на 33-е место богатейших людей страны с состоянием в $3,54 млрд.
3,87 млрд грн – итоги 2012 для ТВ-рекламы в Украине (источник: ВРК). Плюс - 370 млн грн от ТВ-спонсорства. В 2013, согласно экспертным прогнозам, ТВ заработает на 20-25% больше.
В 2010 корпорация СМЕ (Central European Media Enterprises Ltd.) объявила, что достигла соглашения с компанией Harley Trading Limited, принадлежащей Игорю Коломойскому, о продаже 100% телеканалов «1+1» и «Кино». Сумма - $300 млн.
Все остальное, - в том числе разница с заявленными $2,5 млрд – в плоскости непубличной. И то, что широкой дискуссии об оценке стоимости медиа дан ход, уже можно считать позитивным фактом. Так, шаг за шагом, мы больше узнаем, сколько на самом деле зарабатывают медиа, что в них ценится больше, чем экономические показатели и - приблизимся к оценочно верным цифрам.
Помимо предположений, - почему появились те или иные суммы, как это связано с политическими раскладами и предстоящими президентским выборами, - для узкоспециализированной сферы важно: по каким статьям оценивается медиаресурс и можно ли вывести условную формулу вычисления. И главное – откуда берутся цифры?
База для сравнения крайне скромна (см. выше). Финпоказатели - сфера закрытая. Помнится, было сообщение о покупке информационного портала Zaxid.net : он обошелся телерадиокомпании «Люкс» в сумму около 500 тыс евро, - делился с «МедиаБизнесом» в 2010 генеральный директор компании «Люкс» Роман Андрейко. Сайт на тот момент имел посещаемость на уровне 30-40 тыс в день. Тогда тоже многие отмечали: многовато.
Сколько вообще стоит телеканал/сайт/газета, кто и как может оценить это? Кто готов выдать ценник медийным ресурсам и исходя из каких факторов? Техника-кадры-проекты? Рекламные поступления? Покрытие? Рейтинги-посещаемость? Влияние на массы? Возможность помочь собственнику идеологически/морально/материально/профессионально? И какова доля всех этих пунктов в формировании конечной стоимости?
В то время, когда многие медийные проекты прибыли не приносят, а собственники имеют букет небизнесовых целей для занятия медиабизнесом, формула высчитывания цены запутывается до нельзя.
Понятно, что оценить медиа, как квартиру, - по метражу, виду из окна и состоянию труб – не выходит. Но это предпосылки к еще одной дискуссии: можно ли тогда медиа в Украине считать чистым бизнесом, почему нет и при каких условиях медиа таки станут бизнесом.
А пока что - подсчитываем миллионы и миллиарды, ищем формулы и открываем много нового, находящегося не на свету.
Ярослава Наумова, руководитель интернет-проекта «МедиаБизнес»
Коментарі — 0