Скандальный пастор Аделаджа внедряет своих людей в структуры, близкие к органам власти
12 февраля в Общественном совете при Министерстве иностранных дел неожиданно сменилась власть. Из рук главы Игоря Жданова, в результате выборов, бразды правление в совете перешли преимущественно к людям, не имеющим никакого отношения ни к дипломатии, ни к экспертной среде. Профильные организации, ранее занимавшиеся международной политикой Украины при министерстве, фактически остались не у дел. А всю власть в совете захватили организации, связанные с «Посольством Божьим» и его пастором Сандеем Аделаджей.
-- Первый блин Посольства
В 2011 году Общественный совет при Министерстве иностранных дел уже возглавлял одиозный пастор «Посольства Божьего» Александр Корман. Это стало возможным после того, как Кабмин издал постановление №996 (от 3 ноября 2010 года) «Об обеспечении участия общественности в формировании и реализации государственной политики».
Постановление давало общественным советам широкие права: подавать обязательные к рассмотрению предложения по подготовке проектов нормативно-правовых актов, осуществлять общественный контроль за органами власти, соблюдением законодательства, противодействовать коррупции и т.д. Право формировать общественные советы тоже передавалось непосредственно самой общественности. Однако триумф демократии удался не до конца.
Весной 2011 года на учредительном собрании в Общественный совет при МИД было подано большое количество организаций, деятельность которых не имела ни малейшего отношения к сфере международных отношений (от «Посольства Благословенного Царства Божьего для всех народов Земли» до «Трезвой страны»).
В результате оказалось, что большая часть участников совета являются представителями организаций, связанных с Посольством Божьим пастора Сандея Аделаджи. При этом даже поверхностное знакомство, по словам директора фонда «Демократические инициативы» Ирины Бекешкиной, с составом новосозданных общественных советов (не только при МИД) свидетельствовали о том, что в них широко представлена эта «команда», а некоторые ее члены – засветились даже в нескольких советах одновременно.
Главой заседания, понятное дело, тогда был избран Корман. Он же – чуть позже – стал и главой совета.
Правда, через несколько месяцев адепта секты удалось «убрать». «У нас были примерно силы равны – нормальных организаций и «аделаджевских». Нас даже чуть больше было. И во время голосования за главу мы ушли – у них не было кворума, потому мы смогли сказать, что Кормана избрали нелегитимно», - рассказала в комментарии «Главкому» Ирина Бекешкина.
В итоге 27 сентября 2011 года председателем Общественного совета при МИД был избран Игорь Жданов, первым замом – Игорь Мариен, а заместителями – Ирина Бекешкина, Ростислав Томенчук, Владимир Чепец, Вячеслав Буденко и Вадим Гречаников.
-- Реванш Аделаджи
И вот 12 февраля история повторилась. Только теперь сторонники пастора учли все недоработки. Механизм захвата, по словам уже экс-главы Общественного совета при МИД Игоря Жданова, был простым. Собственно, все проходило по старой схеме.
«Постановление Кабмина не предполагает никаких ограничений по количеству организаций и по сфере деятельности. В итоге было заведено много организаций, которые контролируются пасторами и разными харизматическими сектами, связанными с «Посольством Божьим» Аделаджи, - рассказал он. – И вот они голосуют за то, чтобы в члены совета избирать только 75 человек. А сделать им это просто, потому что они завели около 200 организаций против наших пятидесяти. В результате – ни одна профильная организация, которая действительно занимается исследованиями в области внешней политики и владеет ситуацией, в состав нового совета не попала: ни Центр Разумкова, ни «Деминициативы», ни организация Сушко, ни «Европа без барьеров», ни лига «Украина-НАТО».
Зато, по словам экс-главы совета, туда вошли организации, о которых почти «никто ничего не слышал: Федерация шахмат, «Я – предприниматель», «Мы – творцы истории» - все «кормановские».
«Схема была аналогична тому, что происходило при избрании Общественного совета КГГА, - напоминает Жданов. – Но там они напоролись на «Свободу». Ну а мы не посчитали нужным идти на такой конфликт».
Надежды на то, что удастся признать и это заседание нелегитимным члены уже бывшего совета не питают.
Во-первых, потому что в отличие от 2011 года, когда сторонники Аделаджи и Кормана и профильные организации почти поровну делили места в совете, сейчас силы не равны.
Во-вторых, как уверяет Игорь Жданов, потому что в этот раз главой совета избрали не Кормана, а человека – «чья кандидатура не вызывает такой жесткой реакции».
В-третьих, по мнению Ирины Бекешкиной, «потому что в прошлый раз выборы главы провели через месяц, а сейчас провели на следующий день – пока люди не разъехались».
13 февраля главой общественного совета, действительно, избрали человека, на первый взгляд, не замеченного в связях с Сандеем Аделаджей. Им стал президент Украинского национального комитета Международной торговой палаты (ICC Ukraine) Владимир Щелкунов. Доктор экономических наук, профессор, заслуженный экономист Украины, академик украинский Академии Наук, имеет 25 наград – кандидатура с такими регалиями недовольства вызвать, по идее, не должна ни у кого.
Однако Игорь Жданов уверяет: его связи с «Посольством Божьим» исключать нельзя. Тем более что его первым заместителем стал все тот же одиозный Александр Корман. «Это просто договоренность. Не важно, кто стал во главе – он будет абсолютно управляем «Посольством Божьим», - констатировал глава бывшего совета при МИД в комментарии «Главкому».
-- Зачем это Сандею?
Тем временем представители организаций Сандея Аделаджи интересуются не только советом при МИДе. Люди пастора представлены во многих общественных советах, и уже давно в немалом количестве. Такой активности есть несколько причин.
Первое – это попытка защитить Аделаджу от суда. Внедрение послушной паствы в структуры, пусть иногда и эфемерного, но все-таки влияния на госорганы началась после того, как Аделаджа появился на людях 5 декабря 2010 года и призвал паству идти в депутаты всех уровней и брать власть в стране.
До этого ему было предъявлено обвинение в организации завладения средствами граждан мошенническим путем, совершенного в особо крупных размерах. Дело пирамиды «Кингз Кэпитал» началось осенью 2008 года, когда компания перестала выплачивать деньги своим вкладчикам, большинство из которых были прихожанами «Посольства Божьего». Потерпевших по делу насчитали около 3500 человек. Фигурантов по делу – 14, Аделаджа – один из них. До окончания следствия ему запрещено покидать страну.
«Возможно, они считают, что через общественные советы можно как-то влиять на позицию судов по Аделадже», - предполагает Жданов. «Если над Аделаджей будут сгущаться тучи, Общественный совет при МИД заявит своей протест, - соглашается Ирина Бекешкина. – А это уже «общественность просит». Они объяснят, какие важные функции он в обществе выполнял, каким они был замечательный. И у них будет возможность распространить это по всем официальным каналам».
Вторая версия – Аделаджа хочет показать, как он может быть выгоден власти. 29 января 2013 года представители «Посольства Божьего» участвовали в захвате Общественного совета при Киевской городской государственной администрации. Правда, там они «нарвались» на спецназ оппозиции – представителей партии «Свобода».
Несмотря на заверения новоизбранного руководства совета о легитимности собрания, «свободовцы» продолжают уверять, что столичный глава Александр Попов просто решил вместе с «бойцами Аделаджи» привести в Общественный совет своих людей. Остальные оппозиционеры придерживаются того же мнения. «Группа «боевиков» захватили сцену, привели какие-то виртуальные общественные объединения, которые не существуют на самом деле, зарегистрировали более ста прихожан Аделаджи и около сотни людей, которые контролируются Партией регионов. И это шоу они выдали за проведение Общественного совета при горадминистрации», - постфактум рассказал депутат Киевсовета Иван Крулько.
«Захват» совета при столичной администрации общественный активист Игорь Луценко объясняет надвигающимися выборами мэра и Киевсовета в столице. «Близятся выборы, вообще, идет радикализация, политизация всего, что происходит в стране, - отметил он в комментарии «Главкому». – В этом контексте и проводятся подобные действия, чтобы лишить всех критиков возможности получить еще одну площадку».
Социолог Ирина Бекешкина предполагает, что в случае с КГГА имел место сговор «аделаджевских» организаций и провластных. «Мы еще не знаем точно, кто вошел в состав Общественного совета при МИД – посмотрим. Но если рассматривать пример КГГА, то можно смело утверждать, что представители Аделаджи соединяются с провластными организациями. В совете при КГГА ведь не одни «аделаджевцы», - отмечает она. – Наоборот, их, скорее, просто использовали для одноразового голосования».
Так что, с одной стороны, по мнению социолога, Аделаджа будут прессовать обвинениями. С другой, использовать его людей, которых легко мобилизировать.
Похожим способом, по словам Бекешкиной, был захвачен и Общественный совет при Донецкой обладминистрации. «Раньше они отстаивали школы, чтобы те не закрывали, выполняли какие-то полезные функции. Но захват и там произошел – как в совете при МИД. Только там даже людей Аделаджа не потребовалось – хватило своих организаций», - рассказала она.
В целом, влияние общественных советов эксперты не преувеличивают. «Общественный совет при МИД действительно был одним из немногих работающих, - отмечает Бекешкина. – Но преувеличивать его значение не стоит. Да, мы принимали участие в жизни министерства, устраивали круглые столы. Но что-то серьезное там контролировать – невозможно».
Согласен с ней и глава бывшего совета Игорь Жданов. «Совет может контролировать действия министерства, выдвигать какие-то предложения, альтернативы тому, что есть. Мы этим и занимались, - говорит он в комментарии «Главкому. – Чем будут заниматься люди Аделаджи в совете? Если сразу начнут требовать выдать дипломатические паспорта и включить в состав официальной делегации, то их цель – решать свои лоббистские интересы».
«Главком» обратился за комментарием к Сандею Аделадже. Однако его пресс-секретарь Жанна Кобылинская ответила, что комментарии пастор уже год, как не дает. «Если это по вопросам уголовного дела – то только к адвокату. Ситуацию с Общественным советом при МИД он не будет комментировать, потому что он не является ключевой персоной в данных событиях», - отметила помощница.
Коментарі — 0