На что рассчитывал Янукович, подписывая указ о помиловании экс-министра МВД
Освобождение экс-министра МВД Юрия Луценко стало сенсацией прошлого уик-энда. В пятницу вечером, 5 апреля, Виктор Янукович обратился к Комиссии при президенте Украины по вопросам помилования с просьбой рассмотреть обращение Уполномоченного ВР по правам человека Валерии Лутковской о помиловании Луценко. Указание «безотлагательно» и авторитет адресанта сделали свое дело, и уже в воскресенье, 7 апреля Юрий Витальевич вышел на свободу.
Однако скорость, с которой принял решение гарант, и оперативность исполнения указа главы государства поражает. Такая спешка говорит о том, что в вопросе «казнить нельзя помиловать экс-министра МВД» свою роль играли сразу несколько факторов. И власть по максимуму теперь их использует на свою пользу.
-- Первый фактор. Сигнал для Европы
В последние месяцы Европа уже подустала сетовать по поводу наличия в Украине политзаключенных и избирательного правосудия. В феврале европейские лидеры постановили: Наблюдательная миссия Европарламента в составе бывшего президента Польши Александра Квасневского и бывшего президента Европарламента Пета Кокса цели не достигла. Наблюдатели реально оценивая тщетность своих действий, казалось, без единой надежды обратились к главе государства. Но чудо свершилось – впервые с июня 2012 года «миссионеры» были услышаны.
«Я сам думаю над вопросами: почему Янукович освободил Юру, почему именно сейчас, почему так быстро? Ответить на них не могу», - радуясь и недоумевая признал в комментарии «Главкому» брат экс-министра МВД Юрия Луценко Сергей.
«Решение президента о помиловании стало последствием влияния европейского общества и миссии Кокса-Квасневского, - заверил «Главком» бывший «полевой командир» Тарас Стецькив. – Президенту пришлось выполнить обещание, которое он дал». По мнению политика, такая «поспешность» (вопрос был решен фактически за один выходной день) лишь подтвердила: «В Украине нет законодательной, исполнительной и судебной власти, есть только власть одного человека по фамилии Янукович».
«Европа отрапортовала, что миссия Кокса-Квасневского ничего не достигла. Но, очевидно, они таки нашли дополнительные аргументы, - поддержал соратника еще один полевой командир Майдана Владимир Филенко. – Чтобы как-то реабилитироваться в глазах Европы, украинской власти пришлось решить вопрос с Луценко».
По мнению политолога Владимира Фесенко, президенту нужно было срочно снять напряжение, возникшее после вынесения кассации Луценко. «После решения кассационного суда возникли сомнения относительно продолжения миссии Кокса-Квасневского. А теперь вновь созданы благоприятные предпосылки для их приезда в Киев. Плюс, это важный сигнал на пути подписания соглашения между Украиной и ЕС», - отметил он.
«Представители Евросоюза в последнее время требовали не демократии в Украине, и не освобождения политзаключенных. Они просили: дайте хоть какой-то политический сигнал, - отметил в комментарии «Главкому» экс-депутат Тарас Чорновил. – Помилование Луценко стало таким сигналом. Причем, не для европейских лидеров, а для европейских избирателей, которые не позволили бы своим политикам вести переговоры со странами, где есть политзаключенные». По мнению политика, Евросоюз не заинтересован в «подталкивании» Украины к России, но заинтересован в подписании и ратификации соглашения об Ассоциации.
«Сигнал» сработал. Европейский комиссар по вопросам расширения и Европейской политики соседства Штефан Фюле поприветствовал решение президента и назвал его «важным шагом на пути к решению проблемы избирательного правосудия».
«Какова сейчас реакция европейских лидеров? – задается вопросом Тарас Чорновил. – Они в восторге, они употребляют эпитеты «невероятное», «чрезвычайное» событие. Хотя прекрасно понимают, что событие ни невероятным, ни чрезвычайным не является. Луценко отсидел почти половину срока – его спокойно могли освободить по любым нормам в Украине».
Также, по мнению Владимира Филенко, немалую роль в освобождении Луценко сыграла его принципиальная позиция и подтверждение приговоров кассационным судом. «Он категорически отказывался от помилования, они прошли все суды, уже имелось решение по кассации. В качестве следующего шага Луценко и защитник должны были обращаться в Европейский суд, который Луценко однозначно бы выиграл. Вот чтобы не доводить дело до Евросуда, власти его и выпустили», - рассказал он.
-- Фактор второй. Чтобы сидела Тимошенко
Освобождение Луценко, по мнению всех экспертов, связано и событиями вокруг главной узницы страны - Юлии Тимошенко.
После оглашения помилования Луценко, защитники ЮВТ тоже активизировались и, решив давить, пока «горячо», попросили «освободить» и Тимошенко. Однако, по мнению политиков и экспертов, рассчитывать на благоприятный и скорый исход дела с помилованием Юлии Владимировны не стоит. Луценко якобы для того и выпустили – чтобы сидела Тимошенко.
«В ситуации с Тимошенко Янукович крайне не жалеет идти на уступки, - резюмирует Тарас Стецькив. – Он ни при каких обстоятельствах не собирается выпускать ее на свободу. Для такого шага нужно либо сильнейшее давление либо извне, либо с середины. Но извне давления не будет. Луценко стал компромиссом».
«Помилование Луценко было сделано еще и для того, чтобы отвлечь внимание от Тимошенко, потому что ее выпускать, вообще, не собираются никогда», - категорично высказался по этому поводу Тарас Черновил.
«У Тимошенко больший срок по приговору, чем у Луценко, и формально это может служить для власти основание оставить ее за решеткой, - отметил «Главкому» политолог Владимир Фесенко. – Судя по тому, что я слышал от юристов, применить к ней ту же процедуру, что и к Луценко, непросто – она не провела в заключении и половину своего срока. К тому же Янукович политически не настроен выпускать Тимошенко». По мнению эксперта, Луценко президент не боится – «тот не несет ему серьезных рисков». Тем более, что и права баллотироваться в Раду или президенты у того все равно нет. А вот в отношении персоны Тимошенко – опасения у гаранта есть. «В Брюсселе и во многих европейских столицах уже стали это понимать. Потому и вопрос ставили в плоскости: выпустите хотя бы Луценко. Что и произошло», - констатировал эксперт.
По его мнению, шансы на свободу у Тимошенко появятся только после президентских выборов и не только в случае победы оппозиционного кандидата. «Если победит Янукович, не сразу, но он выпустит Тимошенко. Оппозиция будет деморализована, угрозы как оппонент Тимошенко представлять не будет, формальные основания для освобождения тоже уже появятся, плюс, в случае его победы нужен будет какой-то жест, который поможет восстановить отношение с Западом», - отметил Владимир Фесенко.
-- Фактор третий. Кипрский
По мнению «полевого командира» Тараса Стецькива, в вопросе помилования Луценко, как минимум, еще один фактор остался за кулисами. «Дополнительным фактором быстрого освобождения экс-министра стало так называемое кипрское дело. Требование Германии обложить налогом вклады свыше ста тысяч евро. Возможная конфискация денег Януковича и его команды с оффшорных зон. Украинские олигархи держали там свои основные средства», - рассказал он «Главкому.
Такая угроза, по мнению политика, заставила Януковича выполнить «хотя бы одно из данных им обещаний европейским чиновникам».
-- Фактор четвертый. Раздор - в оппозицию
Уже сейчас выход Юрия Луценко (пусть пока и без права вести политическую деятельность) оппозиционные партии выставляют как некий сигнал – новой революции и «конца» этой власти.
«На свободу вышел человек, который был «полевым командиром» победного Майдана-2004. Это, как минимум, повысит моральный дух, - уверен Тарас Стецькив. – А в связи с тем, что теперь уже четыре «полевых командира» вместе, очевидно, приведет к тому, что можно будет реально приступить к подготовке широкого массового непарламентского движения в пользу трех оппозиционных сил в парламенте». Без такого движения, по утверждению Стецькива, «пока что не удается ни развернуть широкомасштабное народное восстание, ни даже активное противодействие большинству в парламенте». По заверениям политика, Луценко сможет относительно быстро встать в строй. А работа по организации восстания, с его приходом только активизируется.
Однако Владимир Фесенко советует не спешить с такими прогнозами. «Луценко, конечно, себя проявит, но не нужно ожидать, что он одним лишь своим появлением зажжет новый Майдан. Он пытался организовывать Майданы и в 2000-м, и в 2001-м и в 2010-м – безрезультатно, потому что предпосылок не было. Ситуация в 2004-м и в 2013-м очень разная. Тут мало опыта «полевого командира». Тем более, «полевым командиром» он был не один. Томенко и Стецькив вроде же тоже знают, как это делается. А киевляне на акцию «Вставай, Украина!» в прошедшее воскресенье не так уж и охотно шли. Там в основном были приезжие», - отметил он. К слову, оппозиция насчитала на своем митинге двадцать тысяч человек, а милиция – всего три.
По мнению эксперта, пока не будет политических и психологических предпосылок, пока общество не будет готово, Майдана не будет – «и никакие командиры не помогут».
По мнению, Тараса Черновила Юрий Луценко мог бы поднять массы на новый Майдан, но делать этого пока не будет. «Ультрарадикализации Луценко сейчас не будет, - отмечает он. – Экс-министр будет ссылаться на состояние своего здоровья, но будет избегать чрезмерно активных акций, в том числе и акций «Вставай, Украина!». Если бы он принимал в них участие, они приобрели бы совершенно иной смысл. Это на Яценюка могут выйти только проплаченные знаменосцы и партийные активисты, которых туда загнали, а на Луценко люди пошли бы массово. Но этого не будет. И это могло быть предметом договоренностей, который предшествовали его освобождению».
Власть также может рассчитывать и на то, что освобожденный Луценко устроит «месть» «предателям» в оппозиции. «Луценко прекрасно понимает, кто его предал, и, очевидно, среди своих врагов в лице Януковича и Ко видит и всю ту команду, которая сегодня завладела «Батькивщиной» - Арсения Яценюка и других. Был расчет, что Луценко создаст дисбаланс в оппозиции, мятеж», - не исключает Черновил.
Однако экс-депутат заверил, что в ближайшее время этого не произойдет. «Луценко за время пребывания в тюрьме повзрослел, он не даст власти на нем сыграть, - отметил политик. – Публичной войны он сегодняшним лидерам оппозиции не огласит, но в непубличной сфере жизнь им подпортит серьезно и сделает все возможное и невозможное, чтобы эти лидеры отошли на маргинес. Если бы он мог выдвигаться в президенты или в парламент, то вел бы себя более радикально. А так как таких возможностей нет, он просто будет пытаться усилить свое влияние в непубличной сфере».
Коментарі — 0