Оппозиция искреннее верит: украинцы спят и видят нового «мессию», который свергнет Януковича
Немецкий философ Гегель утверждал, что история повторяется дважды. Первый раз - в виде трагедии, второй – в виде фарса. И в ближайшее время украинцы смогут увидеть, какое из направлений выберет желание оппозиции породить в народе веру в нового «мессию» и новый Майдан, спасающего страну от «злочинной влады».
Оппозиция искреннее уверена: украинцы спят и видят нового «мессию», который свергнет власть Януковича – и на белом коне прискачет в 2015 году на Банковую. Откуда, усевшись на царский трон, сразу же начнет создавать в стране «социальный рай». Украину, где не будет бедных и богатых, исчезнет коррупция, не будет несправедливости, появится дешевый газ и перед которой откроет свои границы вся Европа. В общем, все то, во что люди поверили в 2004-м году.
Собственно, исходя из подобных глубокомысленных предположений, и строится вся стратегия деятельности оппозиции. С их пародиями на народные акции протеста «Вставай, Украина!» или провальным митингом под Верховной Радой 2 апреля.
Наши оппозиционеры хотят вершить «революции», не выходя из своих «джипов» и загородных особняков. Ну максимум – покричать с теплой трибуны Рады перед телекамерами или «майданарбатерами» на митингах. А вот всю «грязную работу», предполагающую мерзнуть в палатках ради оппозиции, блокировать органы власти или, если потребуется, силовые столкновения, должен взять на себя простой народ.
При этом каждый оппозиционер, как уважающий себя «гетман», строит собственный образ народного «мессии». В надежде, что именно его светлый лик припадет народному глазу. Ради него любимого народ в едином порыве должен броситься на баррикады. И тогда можно смело избавиться от всех обязательств перед всеми оппозиционными «собратьями по оружию».
{2-}
Арсений Яценюк. Он наиболее похож на Ющенко в годы становления его «мессианской» роли. Оба - были банкирами и во власти. Оба – понимают экономические процессы в стране и в мире. Умеют красиво говорить. Яценюк, как и Ющенко, начинал политическую карьеру с лояльной критики - подыгрывая власти. Но постепенно, входя в раж народного «мессии», Яценюк переходит к агрессивной риторике. Теряя окончательную связь с реальностью. Собственно, все то же, что и делал Ющенко. Хотя им обоим роль полевых революционеров совершенно не к лицу. Стоит вспомнить, с каким облегчением, усевшись в кресло президента, Ющенко избавился от «революционного» окружения и принялся обустраивать свой личный комфорт.
Самое интересное, что родственные души между Яценюком и Ющенко быстро ощутили бывшие «любі друзі» Виктора Андреевича. Их немало можно найти в рядах нынешних спонсоров Яценюка.
Имитирование Яценюком (вольное или невольное) стратегии поведения Ющенко доходит просто до смешного. Стоит вспомнить последнее заявление Арсения Петровича о слежке за ним. То же самое мы уже наблюдали в 2004-м году. Задача – сплотить электорат в праведном гневе против посягательства на тело «мессии». Стоит только надеяться, что Яценюк вскоре не попытается поднять крик о покушение на свою жизнь, чтобы окончательно не превратить свою политическую деятельность в фарс.
{1-}
Виталий Кличко. Попытка сделать из украинского «Шварценеггера» народного «мессию» еще более нелепа, чем из Яценюка.
Кличко должен объединить страну, а не разъединять, как «оранжевые». Кличко должен быть конструктивным, а не «оранжевым» демагогом. Кличко должен показать Европе, что в Украине есть оппозиция, которая готова работать вместо разочаровавших их «оранжевых». Из Кличко лепится образ «антиЮщенко», но с таким же «мессианским» подтекстом. В итоге – он становится похож на колеблющегося Ющенко в период президентской каденции.
Люди-то прекрасно видят - в политике и экономике Кличко не силен. Опыта управленческих решений – нет. Излагает свои мысли с большим трудом. За спиной виднеются «уши» некоторых олигархов, близких к действующей власти.
Кличко постоянно старается проскочить «між краплин», как говаривал наш первый президент. Быть и оппозиционером, и переговорщиком с властью. Но в украинской политике был уже один такой «мессия» - «нужный стране» Владимир Литвин. Как он закончил свою политическую карьеру - известно
И главное – в Кличко нет искренности. Он не может зажечь людей, поскольку видно невооруженным глазом: Кличко не верит в то, о чем говорит. А поверят ли люди в нового «мессию», который сам не уверен в своем предназначении?
{3-}
Олег Тягнибок. Тягнибоку, вследствие радикальности своей политсилы, наиболее сложно играть роль «мессии» даже для одной части страны. Ну разве что – для откровенных антисемитов и любителей бросать снегом со льдом в женщин.
Поэтому лидер «Свободы» решил перескочить фазу «Ющенко» - и вскочить в нишу «Тимошенко-2004». Проще говоря, Тягнибок старается играть при двух остальных «слабых» лидерах оппозиции роль генератора идей и организатора мероприятий. Озвучивать наиболее резкие месседжи. То есть – делать ту нелегкую работу, которой занималась Тимошенко с 2002 года и до победы Майдана. С дальнейшей целью – скушать оппозиционный электорат, как сделала Тимошенко в 2006-м.
Правда, Тягнибоку явно не хватает женской терпимости и мудрости для столь важной роли «заместителя мессии». Да и остальные оппозиционеры испытывают к Тягнибоку чувство истинно мужского соперничества «самцов», а не благодушное снисхождение, как некогда к Юлии Владимировне.
Кроме того, у Тягнибока периодически начинаются душевные метания, которые также подрывают образ народного «мессии». Как показало 2 апреля, если у Тягнибока что-то не получается по плану, он инициирует отвлечение внимание общественности от провала спекулированием на теме Голодомора. Или впадает в иную крайность – требует запустить вайфай в киевском метро как панацею от всех проблем.
В общем и целом, оппозиция продолжает играть в «мессианство» - пытаясь «скормить» народу своих безгрешных лидеров. И все время не перестает удивляться – а почему люди не выходят на улицы ради этих «мессий»?
Но время «мессий» в стране уже закончилось. Украинцы, раз купившись на романтику, стали еще большими прагматиками. Раз ты «мессия» - то и плати по «мессианскому» тарифу, чтобы люди ради тебя стояли на митингах.
Украинцы, наевшись персонального лидерства, стали более требовательны. И хотят получить конкретную идею, ради которой они должны рискнуть своим здоровьем, зарплатами, карьерой. Ради оппозиции. Не мифические обещания улучшения жизни или демократических свобод для доступа оппозиции к бюджетному комитету, а конкретный политический «бизнес-проект». С точно указанными сроками его окупаемости для народа. Ведь пока что первые инвестиции народа в оппозицию, сделанные на парламентских выборах 2012 года, себя не оправдали.
Оппозиции стоит помнить: «мессианство» дает уверенность в целесообразности всех методов для достижения власти. Но украинцы по своей натуре далеки от радикализма. Посему, заигравшись в «бунтовщиков», нарушающих закон, оппозиционеры могут дать власти прекрасный повод разобраться с ними силовыми методами. И население – это может целиком поддержать. Именно в этом будет главная трагедия для оппозиции и демократии в Украине…
Автор - президент Центра инновационного консалтинга «КДА»
Коментарі — 0