Вопрос Юлии Тимошенко – решающий
Решение вопроса, связанного с делом бывшего премьера Украины Юлии Тимошенко, является определяющим для подписания соглашения по ассоциации между ЕС и Украиной, уверен политолог Андреас Умланд. По его мнению, европейский выбор Украиной сделан уже давно, а ЕС может предложить Украине гораздо больше, чем Россия.
Кроме того, учитывая, что Евразийский союз - это прикрытие российского империализма с центром власти в Москве, такая идея не выглядит для Украины в данных условиях реальной. Что касается европейской позиции по вопросу Украины, то для ЕС самым главным является стабильность этой страны, иными словами, речь идет о безопасности, считает собеседник Delfi.
Доцент кафедры политологии Киево-Могилянской академии и редактор серии книг «Советские и постсоветские политика и общество» Андрес Умланд прочел 16 апреля студентам Института международных отношений и политических наук Вильнюсского университета лекцию «Украина на перепутье: европейскость, евразийство и этноцентризм при президенте В. Януковиче». После лекции он ответил на несколько вопросов Delfi.
- В ходе своей лекции вы сказали, что договор об ассоциации между ЕС и Украиной – на столе, дело за политическим решением. В Литве политики постоянно повторяют, что Украина должна определиться и сделать выбор, в то время как сами украинцы уверяют, что европейский выбор ими сделан уже давно. Кто же, по вашему мнению, должен принять политическое решение?
- Проблема в том, что решение о таком соглашении (между ЕС и Украиной – DELFI) было сделано в 2008 году. Тогда это соглашение решили назвать соглашением об ассоциации. Оно настолько обширное, что будет значимым шагом и для Украины, и для ЕС, поскольку это самый большой внешний договор для обеих сторон. Однако с того времени изменились предпосылки. В 2008 году Украина, согласно индексу Freedom House, была свободной страной, теперь она признается отчасти свободной. В этом вся проблема. Поэтому все зависит от Украины и, я думаю, что для западного общественного мнения самое главное – это вопрос Юлии Тимошенко. Если появится фотография, на которой улыбающаяся Ю.Тимошенко выходит из тюрьмы – соглашение подписывается. Есть, конечно, и другие условия, но они не настолько проблематичны для украинского руководства.
- То есть, на международном уровне уверения украинского руководства в том, что дело Ю.Тимошенко – это внутреннее дело Украины, не работают?
- Нет, это не внутреннее дело. Договор об ассоциации может быть подписан только со страной, которая воспринимается как более или менее демократическая. Сегодня Украину воспринимают, скорее, как государство авторитарное, и пока имидж не будет восстановлен, не будет подписания.
- Виктор Янукович в свое время на выборах президента воспринимался как пророссийский кандидат, в то время как его тогдашний оппонент, проевропейский политик, которую в Украине, шутя, называют единственным мужчиной в стране, Ю. Тимошенко находится в тюрьме. В то же время именно В. Янукович сейчас настойчиво повторяет слова о европейском выборе Украины. Это его исторический шанс или шанс сохранить электорат?
- «Партия регионов» всегда поддерживала европейский курс, а среди украинской элиты европейская ориентация очень популярна. Если бы «Партия регионов» сказала, что мы против Европы – их бы не поняли. В академической среде, бизнесе, администрации, культуре – все за европейскую интеграцию. Они смотрят на Польшу, Литву, Болгарию и думают: почему не мы?
- Евразийская перспектива для Украины реальна?
- Во-первых, сначала нужно поверить в то, что это действительно евразийство. Но даже если не верить в то, что евразийство это просто прикрытие для российского империализма (думаю, что стоит поверить, что, согласно путинской концепции, центр власти будет находиться в Москве, и никто властью делиться не будет), нужно понимать, что в Евразийском союзе был бы огромный перевес в сторону России. Даже если в Кремле не будет ни одного империалиста, формула будет выглядеть так: «Россия +». Т.е. в Евразийском союзе Украина всегда будет этим плюсом. В ЕС же всегда был баланс между странами.
Вторая проблема - это интерпретация истории: события времен Царской России, Второй мировой войны и т.д. Третья проблема – модернизация. У России есть полезные ископаемые, оно еще может лет 20 прожить без модернизации, Украина же это себе позволить не может, ей нужны новые технологии, менеджмент, образование. Всего этого, как и программы модернизации, Россия предоставить не может, а может предоставить только газ, нефть и т.д.
- Украина актуальна для ЕС?
- В Украине полагают, что для ЕС она интересна с экономической точки зрения: большая страна, много людей, наличие экономического потенциала и т.д. Но интерес ЕС, как я его вижу, в том, чтобы стабилизировать Украину, чтобы она не была источником нестабильности и опасности. Т.е. базовый интерес – это безопасность. Многие правильно полагают, что соглашение об ассоциации является инструментом стабилизации Украины, все вытекающие из этого экономические возможности – второстепенные. Самое главное, чтобы Украина не распалась, чтобы Россия не вмешивалась, чтобы в стране была национальная идея, и европейская идея, думаю, могла бы быть объединяющим фактором. По крайней мере, в той же Восточной и Южной Украине к ЕС относятся неплохо. НАТО вызывает негативные чувства, большинство украинцев против вступления в альянс, а ЕС – намного более приемлемый вариант, особенно для элиты.
- Вы сказали, что освобождение Ю.Тимошенко – одно из главных условий подписания соглашения…
- Это не условие, это моя оценка, и на самом деле, есть длинный перечень условий.
- Как Вы все-таки смотрите на перспективу подписания соглашения между ЕС и Украиной на саммите в Вильнюсе?
- Сегодня вопрос будет состоять в том, где будет лечиться Ю.Тимошенко: в тюрьме или за ее пределами. Она тяжело больной человек, политически она давно потеряла первую роль и уже является человеком прошлого. Но Ю.Тимошенко все еще очень важна для западного общественного мнения. Украина должна выполнить и другие условия, но правительство уже сказало, что не против выполнения этих условий, но вопрос Ю.Тимошенко – решающий.
- Если соглашение будет подписано, вероятно, стоит ожидать напряжения в отношениях с Россией. Что Вы можете сказать в этой связи?
- России придется с этим смириться вот и все. Но это не вступление в НАТО, и я не думаю, что Россия начнет из-за этого что-то предпринимать. В российской элите ведь тоже есть люди, которые полагают, что если Украина станет членом ЕС, то и Россия станет ближе к Европе. Есть идея, согласно которой Украина может связать Россию с ЕС. Конечно, они хотели бы видеть Украину в составе России, но если это не получится, значит, не получится.
Коментарі — 0