Политические детерминанты и юридические механизмы устранения главного препятствия для подписания Соглашения об ассоциации с ЕС
Политические детерминанты и юридические механизмы устранения главного препятствия для подписания Соглашения об ассоциации с ЕС.
Украина сегодня находится на грани, пожалуй, ее самого значительного внешнеполитического события со времен приобретения независимости в 1991 г. В ноябре 2013 г. может быть, наконец, подписано Соглашение об ассоциации с Европейским Союзом. Беспрецедентный пакт являлся бы не только самым большим международным договором в истории Украины. Этот новый тип Соглашения стал бы и самым крупным контрактом, который ЕС когда-либо заключал с третьей страной. Текст Соглашения представляет собой подробный план коренной реформы украинского государственного и экономического устройства, как и детальную дорожную карту для глубокой интеграции украинской экономики в самый большой рынок мира.
Правда, в тексте Соглашения однозначная перспектива членства Украины в ЕС не прописана. Но целый ряд недавних официальных и неофициальных заявлений разных представителей ЕС, включая, например, депутатов Европейского парламента или Комиссара ЕС Штефана Фюле, четко намекает на то, что имплементация статей Соглашения об ассоциации будет собой представлять фактическую подготовку Украины для вступления в Евросоюз.
Как известно, воплощение этого сценария, однако, сегодня находится под серьезной угрозой. За последние три года произошла реставрационная трансформация политической системы Украины. Суммарный эффект разных модификаций и манипуляций украинского законодательства, госуправления, выборного процесса, СМИ и т.д. привел к фундаментальному подрыву и до того не очень развитых демократических основ посторанжевой украинской государственности. Тем самым отпала одна из главных предпосылок, на фоне которых в 2008 г. было принято решение о подготовке свежего и особого базового договора между Киевом и Брюсселем. Проект нового украино-ЕСовского контракта получил красноречивое название "Соглашение об ассоциации", которое должно было указать на специальное качество будущих отношений между Украиной и ЕС.
-- Почему Соглашение до сих пор не подписано?
Однако Украина сегодня не выполняет ряд условии ЕС для подписания такого далеко идущего Соглашения. Перечень западных претензий к новому правительству Украины после избрания Януковича становился все длиннее. Но для многих самым главным выражением и символом авторитарного регресса в Украине стали арест и заключение лидера украинской оппозиции. Негативный пиар-эффект этой акции усугубляется тем, что этим лидером является красивая женщина, хорошо известная во всём мире, которая была одним из руководителей популярной на Западе "оранжевой революции" и впоследствии стала лично знакома со многими ведущими представителями стран и институтов ЕС. Как и многие украинские наблюдатели суда над Юлией Тимошенко, так и ЕСовские созерцатели и аналитики этого процесса пришли к выводу, что при осуждении Тимошенко не были соблюдены ни Уголовно-процессуальный кодекс Украины, ни положения Европейской конвенции по правам человека. Более того, в восприятии не только женских, но и многих мужских западных наблюдателей Украины арест Тимошенко вполне вписывался в общее сексистское поведение нового, изначально чисто мужского правительства Януковича—Азарова. К этому уже крайне негативному имиджу за последние месяцы ещё добавились новости о том, что Тимошенко в тюрьме тяжело заболела, и что тюремщики не всегда соблюдают права и честь больной заключенной.
В результате этих и несколько иных явлений на Западе создалась довольно неаппетитная картина нравов сегодняшнего украинского руководства. Правда, для западных политиков, дипломатов, учёных и журналистов, интенсивно занимающихся Украиной, судьба Тимошенко является далеко не единственной, а может даже и не самой важной проблемой сегодняшней украинской политической системы. Однако, для широкой, политически ангажированной, но менее хорошо об Украине информированной западной общественности, именно заключение Тимошенко стало самой скандальной, характерной и неприемлемой мерой нового украинского руководства.
На фоне создавшейся ситуации трудно себе представить, что Европейский Союз согласится на подписание Соглашения, пока Тимошенко в тюрьме. Правда, некоторые — особенно восточноевропейские — политики ЕС, как например премьер-министр Эстонии, видимо, готовы к подписанию Соглашения и без освобождения Тимошенко. Однако, вероятность того, что — по крайней мере — некоторые страны-члены ЕС выскажутся против подписания, пока Тимошенко в тюрьме, — велика. Вето даже одной страны ЕС будет достаточным для того, чтобы погубить европейскую интеграцию Украины. Для обеспечения подписания Соглашения требуется, прежде всего, быстрое и существенное улучшение международного имиджа Украины. Такой эффект на сегодняшний день можно достичь только выпустив Тимошенко из тюрьмы.
-- Исходная ситуация
Не без оснований многие считают, что дело Тимошенко — не уголовное, а скорее — политическое. На этом фоне некоторые даже считают, что для освобождения лидера оппозиции достаточно политической воли, а соблюдение норм закона при этом является второстепенным. Однако полное игнорирование норм закона при возможном освобождении Тимошенко означало бы косвенное признание властью своих действий политическими репрессиями. Такое гипотетическое освобождение Тимошенко было бы негласным признанием бывшего премьер-министра жертвой политических преследований.
Само по себе привлечение к уголовной ответственности человека, ранее занимавшего высокий государственный пост, не является чем-то экстраординарным. Это происходило и происходит во многих странах мира. Иногда за такими акциями и в других контекстах можно проследить политический мотив. Однако было бы трудно найти в мировой истории случай признания властью своих собственных действий нелегитимными, представляющими собой политические репрессии. Обычно такие осуждения, если они вообще делаются, принимает последующая власть. Поэтому мы постараемся ниже рассмотреть разные юридические пути к освобождению Тимошенко без реабилитации и официального признания ее политическим заключенным.
Какие механизмы освобождения Тимошенко от отбывания наказания существуют в украинском законодательстве? Исходная ситуация следующая: Тимошенко была признана виновной в превышении власти или служебных полномочий и приговорена к семи годам лишения свободы с лишением права занимать должности в органах государственной власти, связанных с организационно-распорядительными и административно-хозяйственными функциями сроком на три года. Срок лишения свободы исчисляется с 5 августа 2011 г., то есть до 5 августа 2018 г. Лишение права занимать должности в органах государственной власти исчисляется с момента отбытия основного наказания, то есть с 5 августа 2018 г. по 05 августа 2021 г. Обязанность же возместить ущерб НАК "Нафтогаз" в размере 1 млрд 561 млн 365 тыс. 234,94 грн не является видом уголовного наказания, так как наложена в рамках гражданского иска. Соответственно, освобождение может быть от двух видов назначенных наказаний — лишение свободы (основное наказание) и лишение права занимать должности в органах государственной власти (дополнительное наказание). В таком случае существует несколько юридических механизмов освобождения от отбывания наказания.
-- Как можно освободить Тимошенко?
Первый и самый быстрый путь — помилование Президентом. Как продемонстрировал недавно Виктор Янукович в отношении Юрия Луценко, это возможно даже без ходатайства самого осужденного. Можно приветствовать, что действующий президент тем самым не последовал узкой интерпретации своего собственного указа о порядке помилования 2010 г., устанавливающий порядок с личным ходатайством заключенного о помиловании. Таким образом, президент своим решением подтвердил свой статус гаранта Конституции Украины — ибо основной закон не ограничивает круг людей, которые могут ходатайствовать о помиловании.
К сожалению, украинское законодательство умалчивает о возможности снятия судимости актом помилования, которая остается после помилования. Таким образом, на сегодняшний день только суд может принять решение о снятии судимости. Можно только надеяться на то, что общественный резонанс вокруг темы помилования Тимошенко, Луценко и других напомнит депутатам о необходимости восполнить этот пробел и принять соответствующие изменения в Уголовном и Уголовно-процессуальном кодексах.
Второй путь освобождения Тимошенко — это пересмотр судебного решения по вновь открывшимся обстоятельствам. Такими обстоятельствами согласно закону могут быть: искусственное создание или подделка доказательств; неправильность перевода заключений и пояснений эксперта; заведомо неправдивые показания свидетелей, потерпевшего, подозреваемого, обвиняемого, на которых основывался приговор; злоупотребления следователя, прокурора, следственного судьи или суда во время уголовного производства; признание Конституционным Судом Украины неконституционности закона, другого правового акта или их отдельного положения, использованного судом и т.д. То есть должно открыться и быть доказанным хотя бы одно из перечисленных в законе обстоятельств.
В-третьих, украинское законодательство позволяет суду освобождать человека от дальнейшего отбывания наказания, если тот в период отбывания наказания тяжело заболел. Существует утвержденный приказом Государственного департамента Украины по вопросам исполнения наказаний и Министерством здравоохранения "Перечень заболеваний, которые являются основанием для подачи в суды материалов об освобождении осужденных от дальнейшего отбывания наказания". Перечень включает более 100 заболеваний. Учитывая продолжительность и подтвержденную немецкими врачами серьезность болезни Тимошенко, наверняка могли бы найтись соответствующие основания для ее освобождения.
Четвертый путь процедурно более сложный и неоднозначный: Верховная Рада может принять изменения в статью, по которой была осуждена Тимошенко, либо вовсе декриминализировать ст. 365 УК Украины — попытка чего уже наблюдалась. Такой путь был бы не таким уж экстраординарным, так как Верховной Раде не привыкать вносить изменения в Уголовный кодекс: в этот нормативный акт изменения вносятся постоянно.
-- Альтернативные способы
Есть и другие, но для нашей аргументации менее актуальные пути освобождения Тимошенко. Так, Верховная Рада ежегодно принимает "Закон об амнистии". После отбытия двух третей основного наказания, то есть в 2016 г. Тимошенко могла бы быть амнистирована, если законом предусмотрят данную категорию осужденных лиц. Отбытие тех же двух третей основного наказания является основанием для условно-досрочного освобождения осужденного. Такое освобождение является правом (но не обязанностью) суда.
Другой механизм связан с правом суда заменить неотбытую часть наказания более мягким наказанием. Учитывая, что преступление, за которое осуждена Тимошенко, относится к категории тяжких, вопрос о замене наказания можно ставить после отбытия половины срока наказания, то есть только в феврале 2015 г. Используя эту процедуру, можно заменить Тимошенко лишение свободы на иное, более мягкое наказание, не связанное с лишением свободы, а также освободить от второго наказания в виде лишения права занимать должности в органах государственной власти.
Что касается обязанности возместить полтора миллиарда гривен НАК "Нафтогаз", — здесь обратного пути нет, и отменить это решение нельзя. Последствия этого решения таковы, что до полного погашения данной суммы Тимошенко не сможет иметь что-либо в частной собственности, так как собственность будет подлежать изъятию в счет погашения долга. Единственным основанием для изменения этого решения может быть полная реабилитация Тимошенко, то есть признание ее невиновности, и, соответственно, отсутствие причиненного вреда.
Подавляющую часть вышеизложенного может перечеркнуть обвинительный приговор по делу об убийстве Е. Щербаня, если таковой будет вынесен. В этом случае останется только первый механизм освобождения — помилование.
-- Интерес Януковича
Освобождение Тимошенко является не единственной, но, возможно, самой важной предпосылкой для подписания Соглашения об ассоциации Украина—ЕС. Очевидно, что главной причиной того, что Тимошенко все еще в тюрьме — это то, что ее освобождение в так называемой "семье" Януковича ассоциируется с определенными политическими рисками. Калькуляции советников Януковича, однако, представляются слишком краткосрочными. В среднесрочной перспективе будет все больше возрастать значение вопроса о политической легитимности и историческом наследии правления Януковича.
До сих пор достижения Януковича как президента Украины весьма скромные. Впечатляющие политические, финансовые и коммерческие успехи его биологической и метафорической семьи в будущем легко могут обернуться для Януковича тяжелой ипотекой его президентства. В реализации наихудшего сценария, они могли бы даже стать источником физической угрозы для него и его соратников. Подписав Соглашение об ассоциации, Янукович сегодня имеет шанс стать исторической фигурой в постсоветском развитии Украины, если не всей Европы. Тем самым он мог бы прибавить своему правлению большой заряд исторической легитимности, а может даже в будущем приобрести некую неприкосновенность. Хотелось бы верить в то, что Янукович и его "семья" в будущем не пожалеют о том, что они упустили этот шанс.
Анна Маляр (к. ю. н., криминолог), Андреас Умланд (к. пол. н., Киево-Могилянская академия)
Коментарі — 0