«За раз расстаться с нищетой», — это сегодня, пожалуй, главный принцип украинских предпринимателей
«За раз расстаться с нищетой», — это сегодня, пожалуй, главный принцип украинских предпринимателей, торговцев фруктами и крымчан, размещающих туристов в своих квартирах в «высокий сезон». Украина за 20 лет строительства капиталистической экономики превратилась в страну, где никто не борется за лояльность клиента.
Украина — страна небогатая. Поэтому почти всегда цены на продукты и услуги здесь относительно низкие. Но когда предприниматели видят, что спрос на некоторые их продукты будет гарантированно высоким, здесь тут же растут цены на все, что может быть востребовано. Рассчитывать свои доходы на далекую перспективу, никто из украинцев как-то не умеет.
Характерный пример — цены на билеты на железнодорожный транспорт. Чтобы отправиться в любую поездку по стране перед Новым годом, билеты нужно покупать уже в октябре — в противном случае, их придется приобретать у спекулянтов-перекупщиков в два-три раза дороже номинала. Аналогичная ситуация с любыми товарами и услугами. Близится Пасха? Лучше начать затоваривать холодильник еще за недели две до праздника. Даже если что-то испортится, сэкономить на хорошо сохраняющихся продуктах можно значительно больше.
Государство признает, что отпускные цены на яйца в Украине накануне Пасхальных праздников вырастут в среднем на 20%. Такое заявление на днях сделал председатель совета директоров ассоциации «Союз птицеводов Украины» Александр Бакуменко. Чиновник, очевидно, занизил масштаб проблемы, просто обозначив ее. В действительности в Киеве цены на яйца за три-четыре дня до Пасхи в прошлом году выросли в два раза. И речь не столько о торговцах на рынке, сколько о популярных розничных сетях. А после Пасхи яйца тут же подешевели. Так будет и на этот раз. ««Это будет сезонное повышение цен на яйцо перед Пасхой, а затем, уже в мае, пойдет снижение на все лето практически», — сообщил Бакуменко.
Перед Пасхой на Украине неизбежно растут цены и на молочные товары, и на мясо, причем эта тенденция продолжается каждый год. В 2012 году, за несколько дней перед Пасхой телятина и свинина прибавили в цене в среднем 20-30%. В этом году цены стали расти за неделю до Первого мая: грядут длинные каникулы.
В последнюю предпасхальную неделю цена десятка яиц в Киеве составила 16 грн. Это в два с половиной раза выше «обычной» цены. Мясо уже подорожало на 30%. Овощи прибавили в цене порядка 10%, хотя обычно их стоимость снижается.
Примечательно: местные власти всегда обещают, что будут выслеживать спекулянтов, ибо резкое подорожание популярных продуктов питания перед всеми праздниками запрещено законом. Госинспекция Украины по контролю за ценами, как обычно, обещает за ценами следить, а нерадивых торговцев наказывать штрафами или даже отправлять в тюрьму. Но поскольку законов в стране никто не соблюдает, то действуют законы дикого рынка.
Украина — не Белоруссия, здесь Батьки нет, а из-за запредельной коррупции чиновников никто не слушает. «Если какая проблема и возникнет, всегда можно дать взятку. Это выгодно: перед праздниками всегда заработаешь больше, чем запросит проверяющий», — делится соображениями на условиях анонимности менеджер крупной украинской торговой сети.
Торговцы прогнозируют, что мягкий сыр также подорожает. Его цена может вырасти на 10-15%. Могут подорожать и свежие овощи. Согласно экспертным оценкам, в период пасхальных праздников потребление ранних овощей увеличивается на 60%, чем и пользуются производители.
Впрочем, праздники часто – лишь повод поднять цены, потом они уже не опускаются. «Праздничная» инфляция оказалась всего лишь более заметной. По данным, собранным сотрудниками Госстатистики, за год еда в Украине подорожала примерно на 14%.
Местные жители не жалуются: привыкли. По их словам, всему виной — бездействие властей и традиционный украинский менталитет «временщиков»: никто не может планировать свою жизнь на годы вперед, поэтому все стремятся заработать как можно больше при первой попавшейся возможности.
Первое время, когда бываешь на Украине, никак не можешь взять в толк. Почему один и тот же товар в двух соседних, ничем не отличающихся по внешнему виду магазинов, стоит по-разному. 0,5 пива в одном месте стоит 8 грн, в другом — 10, причем, второй магазин «элитным» назвать никак не получается. Или вот ситуация с кафе. В центре Киева полным-полно отличных бюджетных заведений с живой музыкой, а рядом — заведения ничем не лучше, но цены здесь на два порядка выше, а людей полно и там и там. Официанты в неофициальных беседах признаются: «Новые заведения всегда устанавливают высокие цены. Человек зайдет, выйти после получения меню ему обычно неудобно. Поэтому остается. Второй раз не зайдет — ну и ладно. Людей вокруг все равно полно, новые клиенты будут».
Такая вот украинская логика.
Коментарі — 0