По популярности лидер УДАРа догнал президента. Оппозиционеру помогла американская компания и хитрости в подсчетах социологов
Лидер УДАРа Виталий Кличко и президент Виктор Янукович теперь равны. Вернее, согласно данным социологического исследования компании GfK Ukraine, пока сравнялись только их рейтинги. Если бы президентские выборы состоялись в ближайшее воскресенье, каждый из политиков набрал бы по 16%. Для Кличко это рекорд. Еще месяц назад та же GfK давала ударовцу только 10%, остальные соцслужбы – и того меньше.
Forbes решил разобраться, за счет чего молодой политик так прибавил и можно ли верить последним данным социологов? Как оказалось, на новоприбывших сторонников Кличко рассчитывать не стоит. По крайней мере – в ближайшие годы.
-- Как считали
Результаты исследования GfK были обнародованы в подходящий для Кличко момент – через день после масштабного митинга оппозиции «Вставай, Україно!». Напомним, в ходе акции оппозиционеры пообещали: если выборы президента в 2015 году пройдут в один тур, они выставят единого кандидата с самым высоким рейтингом. Если верить GfK, сегодня этот кандидат – Кличко. Его рейтинг в два раза выше, чем у его союзников по оппозиции – главы фракции «Батьківщина» Арсения Яценюка и лидера «Свободы» Олега Тягнибока вместе взятых. Уровень поддержки первого, по версии компании – 3%, второго – 5%.
В опросе приняли участия те, кто не имеет права голоса на выборах – респонденты в возрасте 16-17 лет
Но с этими цифрами можно поспорить. В исследовании GfK принимали участие респонденты в возрасте 16 лет и выше. Иными словами, если бы выборы президента действительно состоялись в будущее воскресенье, часть опрошенных не смогла бы отдать голоса за Кличко. Для этого, согласно закону, гражданам Украины должно исполниться 18 лет. Что на это говорят авторы исследования? ________________________________________
«Без сомнения, наличие этой категории в выборке добавляет голосов Кличко. Люди в возрасте 16-19 лет составляют 4% выборки. Кличко пользуется поддержкой 20% из них, Тягнибока поддерживают 7,3%, Виктора Януковича – 4%, Яценюка – только 2,4%», – перечисляет Глеб Вышлинский, заместитель директора GfK Ukraine. Тем не менее, он уверен, что снижение возрастной планки существенно данные не исказило, дескать, к 2015 году те, кому сейчас 16 лет, уже достигнут совершеннолетия. Хотя гарантий, что к тому времени их политические предпочтения останутся прежними, нет.
Слабая сторона опроса – и скромная выборка – всего 1000 человек. Погрешность исследования – 3,1%. Это высокий показатель. Для сравнения, в аналогичных исследованиях Центра Разумкова погрешность не превышает 2,3% при более 2000 респондентов.
Еще одна любопытная деталь – один из клиентов, купивших у социологов данные исследования – американская компания Primer Research. Что это за компания, и зачем ей такие данные – в GfK не уточняют. Но, по словам источника в компании, Primer Research постоянно пользуется услугами украинских социологов. «Видимо, у них есть клиент, в интересах которого они работают в Украине», – предполагает собеседник.
В УДАРе утверждают: этот клиент – не они. По словам Ростислава Павленко, нардепа и политтехнолога партии Кличко, УДАР не сотрудничает с американцами и GfK.
Это не первый случай, когда американская компания косвенно помогает Кличко. В конце сентября прошлого года, за месяц до парламентских выборов, Киевский международный институт социологии (КМИС) обнародовал результаты исследования, согласно которому рейтинг партии Кличко был на 1% выше, чем у объединенной оппозиции «Батьківщина». Опрос провели по заказу малоизвестной американской компании AlphaVu. Показательный факт – его результаты существенно отличались от данных других соцслужб, что заставило социологов сомневаться в объективности исследования. Неточность опроса доказали результаты выборов – «Батьківщина» набрала 25,5% голосов, УДАР – только 14%.
-- Особый взгляд
Нынешнее исследование GfK социологи тоже критикуют. Алексей Антипович, директор социологического агентства «Рейтинг», уверен, что реальная погрешность этого опроса выше той, что указана. «За счет увеличения группы молодежи возрастает рейтинг Кличко, и одновременно уменьшается – Януковича и Яценюка, которых поддерживают люди постарше. За счет расширения группы молодежи доля такого населения в выборке занижается», – считает социолог.
Что касается данных других опросов, то, по словам Андрея Быченко, директора социологической службы Центра Разумкова, причин для резкого роста популярности Кличко нет. «Точные данные за апрель мы обнародуем через неделю. Но в марте Янукович опережал Кличко почти на 6%, и особых причин для стремительного сокращения этого разрыва нет», – поясняет Быченко. С ним согласен Антипович.
Показательно, что и по данным GfK в марте рейтинг Кличко был существенно ниже – 10%. Резкий рост Вышлинский объясняет тем, что ударовец – умелый политический менеджер, из фракции которого не выходят депутаты. Плюс к этому – Кличко открыто не атакует власть.
-- Война внутри
Единственное, в чем социологи частично согласны с исследованием GfK – рейтинг Кличко сейчас выше, чем у его соратников по оппозиции – Яценюка и Тягнибока. Согласно данным Центра Разумкова, в марте нынешнего года Кличко поддерживали 14,4%, Яценюка – 10,7%, Тягнибока – 6,6%
«Рейтинг Кличко существенно увеличился в период избирательной кампании, но он зависит от его участия в акциях оппозиции. Как только лидер УДАРа проявляет в них активность – его рейтинг растет. Его электорату нужны действия», – анализирует Антипович. Он уверен: если Кличко рассорится с Яценюком и Тягнибоком, его рейтинг стремительно пойдет вниз.
Это, в свою очередь, приведет к росту популярности двух других оппозиционеров – главных конкурентов Кличко. Хотя у Тягнибока, утверждает Антипович, есть свой запас роста. Рейтинг лидера партии будет увеличиваться вместе с ростом недовольства властью.
У Яценюка ситуация похожая. Его успех – это промахи союзников-конкурентов. К примеру, за неделю до финиша парламентской кампании Кличко не дал четкого ответа на вопрос, в оппозиции он к Януковичу или нет. В итоге УДАР не добрал, а Яценюк стал первым в лагере оппозиции.
Зная о таких неожиданных подарках от условных соратников, за два года до президентских выборов политтехнологи крупных оппозиционных партий неожиданные данные соцопросов комментируют неохотно. «Меня рейтинги не интересуют. Подождем 2015 года, там станет понятно», – говорит Александр Абдуллин, нардеп и политтехнолог «Батьківщини». Похоже реагируют и в «Свободе», которой накануне парламентских выборов социологи давали не более 4% голосов, то есть, в 2,5 раза меньше, чем в итоге набрала партия. Впрочем, пренебрегать социологией не стоит. Политтехнологи утверждают: избиратели всегда охотнее поддерживают лидеров, поэтому высокий рейтинг, пусть только на бумаге – залог удачного результата в день голосования.
Коментарі — 0