«Криворожсталь» могут вернуть прежним собственникам
В Украине снова вспомнили о реприватизации «Криворожстали» (ныне – «АрселорМиттал Кривой Рог»). На днях Хозяйственный суд Киева возобновил производство по поданному в 2005 году иску первого частного собственника – промышленно-финансового консорциума «Инвестиционно-металлургический союз» (ИМС), подконтрольного бизнесменам Ринату Ахметову и Виктору Пинчуку. Если права ИМС будут восстановлены через восемь лет после реприватизации предприятия, то Украина может оказаться в центре крупного международного скандала.
Пинчук и Ахметов купили у государства крупнейший металлургический комбинат «Криворожсталь» за 800 млн. долл. Сделка состоялась за пару месяцев до президентских выборов 2004 года, завершившихся оранжевой революцией. После смены власти встал вопрос о законности продажи комбината. Возглавившая правительство Юлия Тимошенко весной 2005 года добилась возвращения «Криворожстали» в госсобственность, после чего спустя полгода комбинат был повторно продан на открытом аукционе. Прежним собственникам вернули потраченные средства. А поданный консорциумом ИМС иск, имевший целью оспорить решения Фонда госимущества и правительства относительно незаконности первой приватизации, был оставлен без рассмотрения.
Осенью 2005 года новым покупателем «Криворожстали» выступила компания Mittal Steel Germany GMBH, предложившая рекордно высокую для украинского приватизационного процесса сумму почти в 5 млрд. долл. Хотя предполагалось, что российские структуры «Северсталь» и «ЕвразХолдинг», не допущенные к участию в первом приватизационном конкурсе, вступят в борьбу за украинский актив на этапе реприватизации, но они отказались. Эксперты в тот момент объяснили ситуацию и политическими рисками, и тем, что соперничать с Mittal Steel не имело смысла, поскольку компания переплатила за комбинат как за «входной билет на рынок Восточной Европы». Ради этого покупатель взял на себя небывало высокие инвестиционные обязательства, начиная от гарантий инвестирования в развитие производства (в момент продажи износ оборудования составлял 90%) и заканчивая обещанием решить пакет социальных вопросов.
Но спустя пару лет начались проблемы: Фонд госимущества, который в то время возглавляла Валентина Семенюк, обвинил новых собственников в невыполнении инвестиционных обязательств. Она рассказала СМИ, что работникам вовремя не повышалась зарплата, что не проводились плановые работы по модернизации производственных мощностей предприятия. «А в 2008 году премьер Юлия Тимошенко дает мне поручение – пересмотреть условия конкурса в связи с кризисом. Я написала письмо Тимошенко: «А почему только Митталу смягчить условия? А для остальных кризиса нет?» И меня увольняют, потому что я отказалась переписывать условия конкурса».
Экономические показатели работы предприятия за прошлый год были озвучены на недавнем собрании акционеров: убыток составил около 362 млн. долл. Эксперты отмечают, что на внешних рынках, на которые ориентирована продукция, сложилась неблагоприятная ситуация.
Она вынуждает руководство украинского предприятия вводить режим экономии, а это, в свою очередь, приводит к протесту рабочих. Представитель профсоюза, попросивший не называть его имени, рассказал «НГ» о забастовках и акциях протеста: «В 2004 году у нас работали 50 тысяч человек, «Криворожсталь» всегда была градообразующим предприятием для Кривого Рога. Миттал взял обязательство сохранить трудовой коллектив. Но уже сейчас уволены почти 20 тысяч человек и еще планируется в ближайшие пару лет сократить половину».
Ранее органы власти не один раз ставили вопрос о необходимости отобрать комбинат у собственника, который не выполняет весь пакет инвестобязательств. Но ни один подобный процесс ничем не закончился. Виктор Янукович, придя к власти в 2010 году, заверил западных коллег, что не настроен на новый скандал с реприватизацией, а намерен обсудить сложные вопросы с собственниками, чтобы найти компромиссный вариант решения проблем. С тех пор слово «реприватизация» перестали упоминать.
О нем вспомнили, когда стало известно о решении суда рассмотреть старый иск первого собственника комбината. Известный юрист Алексей Резников, который в 2005 году представлял интересы ИМС (ныне – партнер юридической фирмы «Егоров, Пугинский, Афанасьев и Партнеры»), пояснил украинскому изданию Forbes, что позитивное решение суда по данному процессу теоретически может стать основанием для пересмотра прочих решений судов, касающихся первой приватизации комбината.
Экономист Киевского центра политических исследований и конфликтологии Александр Кошик уверен, что угроза судебного процесса – это способ давления власти на собственника одного из крупнейших предприятий с целью заставить его выполнять свои обязательства. «У государственных органов, как выяснилось, нет серьезных рычагов влияния на инвестора. Думаю, пугают. Но ничего за этим не последует», – сказал он.
Это мнение разделяет руководитель экономических программ Центра Разумкова Василий Юрчишин: «Не думаю, что дойдет до реприватизации. Ведь такой скандал настроил бы против Украины иностранных инвесторов».
Член Совета Нацбанка и внештатный советник премьер-министра Украины Василий Горбаль в комментарии «НГ» напомнил, что команда президента Януковича всегда была противником реприватизационных процессов, которые негативно сказываются на инвестиционном климате любой страны. Он считает, что в случае с «АрселорМиттал Кривой Рог» речь идет о требовании к собственнику соблюдать обязательства – как финансовые, так и социальные.
Все украинские эксперты сходятся во мнении, что российские компании, некогда проявлявшие заинтересованность к покупке «Криворожстали», не имеют никакого отношения к нынешней ситуации. В Киеве осторожно высказывается предположение, что удар может быть направлен на Юлию Тимошенко, которая стала инициатором первой реприватизации крупнейшего предприятия. На этой неделе в Киев снова приедет специальная мониторинговая миссия Европарламента. Ее сопредседатель Александр Квасьневский намекнул польским СМИ, что проблема Тимошенко может быть решена в сентябре, но не сказал, каким образом: «Определенные планы есть. Предложения (украинской стороне. – «НГ») были сделаны. Теперь мы ждем отклика». Пока официального ответа на намек Квасьневского нет.
Коментарі — 0