Контрольный в автомобилиста

Контрольный в автомобилиста

Планы правительства ввести дополнительные проверки бензина на границе приведут к перебоям с топливом.

Планы правительства ввести дополнительные проверки бензина на границе приведут к перебоям с топливом.

Правительство продолжает будоражить топливный рынок своими инициативами. В апреле Министерство инфраструктуры предложило в несколько раз повысить акциз на моторное топливо для сбора средств на предстоящий ремонт дорог. Однако в разгар посевной от этой идеи отказались. В Кабинете министров победила позиция, что украинцы не столь много зарабатывают, чтобы платить европейские акцизы.

Но спокойная жизнь украинских автомобилистов продолжалась не долго. Премьер-министр Николай Азаров 4 июня поручил министру доходов и сборов Александру Клименко "обеспечить надлежащий контроль качества импортных нефтепродуктов". Будто именно европейские нефтепроизводителями заполонили Украину разведенным бензином. Уже 5 июня руководитель Миндоходов на брифинге сообщил, что его ведомство справится с задачей.

"Мы способны подойти к этому системно и выполнить поручение правительства. У нас есть 69 статья Таможенного кодекса, обязывающая нас классифицировать товар по техническим характеристикам. У нас есть одна лаборатория, но ее отделения также и в регионах. Это дает нам возможность контроля качества топлива", - сказал министр.

ЕСТЬ ЖЕЛАНИЕ, НО НЕТ ВОЗМОЖНОСТЕЙ

Но оптимизм Клименко разделяют далеко не все: как чиновники, так и эксперты. Прежде всего, возникли сомнения в наличии юридических оснований для проверок нефтепродуктов таможней. Министерство юстиции, например, считает, что единственным госорганом, уполномоченным следить за качеством нефтепродуктов, является Государственная инспекция Украины по вопросам защиты прав потребителей (Госпотребинспекция). По крайней мере, так прописано в законах "О государственном рыночном надзоре и контроле непищевой продукции" и "О подтверждении соответствия".

По заключению юристов, закон должен прямо уполномочить соответствующее ведомство на осуществление государственного надзора или контроля в определенной сфере хозяйственной деятельности. "Министерство доходов и сборов Украины, согласно постановлению Кабинета министров Украины № 573 "Об утверждении перечня органов государственного рыночного надзора и сфер их ответственности" от 1 июня 2011 года, отнесено к органам государственного рыночного надзора", - отмечает Минюст.

Сомнения вызывает и "физическая" возможность таможенников контролировать поставки топлива. В частности, научно-технический центр "Психея" подсчитал, что единственной лаборатории Миндоходов пришлось бы круглосуточно работать 6 лет, чтобы проверить ввезенный в страну бензин и дизель. Кроме того, придется "выбивать" из бюджета дополнительные средства для проведения таких проверок. Но не факт, что деньги найдутся. Ведь именно дефицит бюджетного финансирования не позволяет тому же Госпотребстандарту увеличить количество проверок качества топлива на АЗС.

Также возникает вопрос, а нужны ли дополнительные проверки бензина на таможне? Например, крупные сети АЗС, через которые продается около половины топлива в стране, давно имеют собственные системы контроля качества нефтепродуктов. Для них нет смысла торговать суррогатом - себе дороже.

Например, компания "Параллель", работающая на востоке Украины, еще 10 лет назад создала у себя европейскую систему контроля качества. В сертифицированной по международным стандартам лаборатории нефтепродуктов работает 15 специалистов. А руководитель подразделения имеет научную степень "кандидат технических наук"

Непосредственно на автозаправочных комплексах контроль продукции осуществляют передвижные автолаборатории. Инвестиции компании в развитие контроля качества только в 2012 году достигли 3 млн грн. Это больше, чем выделяют Госпотребинспекции для проведения проверок.

Контроль качества налажен и у других известных нефтетрейдеров.

Так, сеть АЗС WOG имеет сертификаты соответствия системы менеджмента качества требованиям международных стандартов ISO 9001:2008 и ДСТУ ISO 9001:2009. Так чем здесь могут помочь таможенники?

МЕДВЕЖЬЯ УСЛУГА

Бывший уполномоченный Президента Украины по международным вопросам энергетической безопасности Богдан Соколовский считает, что Миндоходов не готово к контролю качества бензина. По его мнению, в целом система госконтроля требует совершенствования.

"Если у нас умудряются проверять качество "Мерседеса", то это ответ на все вопросы", - сказал он. Действительно, есть ли смысл таможенникам проверять продукцию иностранных НПЗ, работающих по европейским стандартам качества?

Соколовский уверен, что идею А.Клименко сложно реализовать.

"Таможня не имеет технических возможностей, это будет очередной коллапс и основа для коррупционных схем", - добавил он. Такой позиции придерживаются и аналитики "Психеи". "Прослеживается стремление переделить топливный рынок, предоставив преференции отдельным его участникам, которые не способны открыто конкурировать с ведущими импортерами", - считают эксперты.

Президент ассоциации "Объединение операторов рынка нефтепродуктов Украины" Леонид Косянчук считает, что инициатива Миндоходов замедлит таможенное оформление топлива и приведет к дестабилизации рынка. Пострадают легальные поставщики и автомобилисты.

Аналитики рекомендуют правительству не создавать дополнительных препятствий для наполнения нефтерынка продукцией. Они убеждены, что акцент надо делать на борьбе с контрабандой и фальсификатом топлива на АЗС, на которые, по экспертным оценкам, пришлось почти 30% реализованного в 2012 году топлива.

"Контроль качества на границе ничего не даст - ни роста сбора акцизов, ни улучшения качества на бензоколонках, ведь "бодягу" делают уже на местах, в том числе и из качественного импортного топлива", - отмечают в Консалтинговой группе А-95.

Коментарі — 0

Авторизуйтесь , щоб додавати коментарі
Іде завантаження...
Показати більше коментарів
Дата публікації новини: