Неудачи Киева во внешней политике создают ощущение углубляющейся изоляции государства
Непрофессионализм внешнеполитического ведомства усугубляет и без того непростое положение страны на международной арене.
Запланированное на эту неделю турне по государствам Закавказья главы МИДа Украины и действующего председателя ОБСЕ Леонида Кожары было отменено буквально за пару дней до начала. Еще на брифинге 12 июня представители министерства подробно рассказывали о планах Кожары относительно визитов в Баку, Тбилиси и Ереван, а в субботу выяснилось, что маршрут «закавказского турне» ограничится лишь одним, третьим пунктом. Почти одновременно с этим за день до начала был отменен официальный визит премьер-министра Литвы Альгирдаса Буткявичюса в Киев. В дипломатической практике такие нештатные ситуации считаются не просто неудачами, а провалами. Но самое главное, что среди причин срывов обоих мероприятий нет ничего связанного с делом Юлии Тимошенко. Не стоит за этим и общее недовольство зарубежных партнеров теми или иными внутриполитическими шагами Виктора Януковича. Вопиющий непрофессионализм президентской команды, а не большая политика усиливает ощущение полной международной изоляции лидера Украины.
-- Председатель попутал
В истории с литовским премьером все просто. В графике Виктора Януковича не нашлось времени для встречи с Буткявичюсом. Возможно, кто-то в президентском аппарате решил, что глава государства за день до этого увидится с президентом Литвы Далей Грибаускайте в рамках саммита Вышеградской группы, поэтому тратить время на встречу с премьером Президенту нецелесообразно. Однако следовало бы подумать о том, что с 1 июля Литовская Республика будет председательствовать в Совете ЕС, а также вспомнить, что именно на саммите Восточного партнерства в Вильнюсе Украина рассчитывает подписать Соглашение об ассоциации с Европейским союзом. Так что даже просто уважить литовцев явно стоило. В итоге рассерженная Грибаускайте порекомендовала формально не зависящему от нее премьеру воздержаться от посещения Киева. Загадкой остается лишь то, знал ли глава государства обо всех перипетиях со своим графиком и пытался ли Леонид Кожара убедить Президента уделить внимание руководителю правительства, столь много делающего для европейской интеграции Украины.
Впрочем, глава МИДа демонстрирует такое умение создавать стране проблемы, что лезть к главе государства с советами любой бы на его месте поостерегся. Так, во время январского визита в зону приднестровского конфликта Кожара обострил отношения с основными участниками процесса. Между тем именно на прорыве в урегулировании этого конфликта Украина планировала строить все свое председательство в ОБСЕ. На итоговой пресс-конференции в Кишиневе Кожара заявил, что Тирасполь согласился возобновить обсуждение будущего статуса Приднестровья в составе единой Молдовы. Буквально через час приднестровский лидер Евгений Шевчук это утверждение опроверг. Как оказалось, советник Кожары передал ему перед пресс-конференцией вариант заявления, подготовленный на случай оптимистического завершения переговоров, вместо более сдержанного варианта. В итоге нынешний глава ОБСЕ лишился возможности в дальнейшем проводить консультации с молдавскими и приднестровскими политиками.
Кавказская ситуация несколько сложнее. Изначально визит действующего председателя ОБСЕ в регион готовился на середину февраля. Получив бразды правления столь сложной организацией, логично посетить все конфликтные точки в самом начале председательства. Однако, по информации «k:», после приднестровского конфуза Кожара счел, что ему необходимо основательнее подготовиться к поездке, и перенес визит на июнь. То есть на время, когда половина срока председательства уже истечет. Но главной проблемой оказалось решение МИДа Украины отказаться от жесткого продвижения через мандат в ОБСЕ своих интересов и игра в «самую нейтральную страну в мире». В итоге азербайджанцам жестко отказали в просьбе сделать заявление, что украинское председательство выступает за скорейшее разблокирование переговорного процесса по Нагорному Карабаху. Дело в том, что сейчас и правовые аргументы, и сила на стороне Баку. Армянам и стоящей за ними России остается максимально затягивать само урегулирование. В таких условиях даже ни к чему не обязывающая, но ясная позиция Киева вызвала бы огромную симпатию в Азербайджане. Однако в МИДе предпочли рискнуть миллиардными контрактами, которые украинские компании получили от Ильхама Алиева, но ни в коем случае не огорчить кого-нибудь в Москве или в секретариате ОБСЕ в Вене.
Далее Киев никак не поддержал намерение Азербайджана добиваться преобразования бюро ОБСЕ в Баку, подозреваемого Алиевым в поддержке оппозиции, в офис координатора проектов ОБСЕ. Опять же, конфликт с венской бюрократией испугал украинскую дипломатию больше, чем гнев азербайджанского лидера. И это притом, что шанс снова возглавить эту организацию Украине выпадет через полвека. Так что мнение чиновников в Вене не должно особо волновать представителей власти, которая не боится критики Европы по делу Тимошенко.
В результате, как сообщали СМИ, Ильхам Алиев отказался от встречи с Кожарой. В свою очередь, армянский лидер Серж Саргсян, помня о том, как Киев свернул поставки вооружений Еревану после возмущения азербайджанцев, тоже решил не встречаться с главой украинского МИДа.
-- Тимошенко не поможет
Год назад, когда вспыхнул скандал, связанный с появлением синяков на теле осужденной Юлии Тимошенко, западные страны сознательно пытались изолировать украинское руководство. Срыв саммита Центральной Европы, призыв бойкотировать Евро-2012, переносы и отмены визитов украинских правительственных чиновников в ЕС, отказы организовывать для них встречи на должном уровне — все это делалось для того, чтобы заставить Януковича изменить позицию в отношении Тимошенко.
Сейчас все иначе. Леонида Кожару, Николая Азарова, других членов Кабмина в первой половине года принимали в западных странах и России, вели с ними переговоры. Но очень скоро выяснилось, что ни глава МИДа, ни многие его коллеги по правительству элементарно не выполняют взятых на себя во время встреч обязательств.
Более того, доведя многовекторность до абсурда, действуя по принципу «угодить всем сразу», украинское внешнеполитическое ведомство перестало вызывать симпатию у кого бы то ни было. По информации «k:», даже в России недовольны МИДом Украины из-за торможения решения актуальных для россиян вопросов, в частности, связанных с базированием ЧФ в Крыму. Особенно Москву раздражает то, что нынешнее руководство МИДа никак не сподобится открыто заявить, по каким пунктам уступок в принципе ждать не стоит.
За предыдущие два года, несмотря на разногласия с Западом (из-за Юлии Тимошенко) и с Россией (из-за газа), Украине удалось добиться отмены виз для граждан Украины Израилем, Турцией, Бразилией и Аргентиной, сближения с Китаем и Индией, углубления партнерства с НАТО, начала демаркации границы с Россией и многих других не исторических, но значимых для страны результатов. Сейчас нет и этого.
Будет подписано соглашение об ассоциации с ЕС или нет, очень мало зависит от МИДа. По сути, все уперлось в судьбу Тимошенко. При этом неудачи и даже просто абсолютное отсутствие инициативы Киева на других направлениях внешней политики создают ощущение углубляющейся изоляции государства. Но во многом она является результатом непрофессионализма власти, и исправить положение невозможно только изменением места нахождения бывшего премьер-министра.
Коментарі — 0