Украинцы перестали бояться милиции
Украинцы перестали бояться милиции: волна бунтов дошла до Киева. В минувшую пятницу двести человек штурмовали Святошинский РОВД столицы. Милиция переведена на усиленный режим и готовится стрелять.
Волнения на продуктовом рынке «Шлях» в Святошинском районе спровоцировал рост арендной платы. Рынок работал «в черную» и крышевался районной милицией. Торговцы несколько лет платили по $1000 в месяц, а потом от них потребовали платить по $1500. Те отказались, после чего милиция объявила о закрытии рынка как незаконного. В ответ торговцы обратились за помощью к молодым националистам из КУПР («Коалиция участников помаранчевой революции»).
Сами продавцы весьма далеки от политики, но выбора у них не было: после бунта во Врадиевке оказалось, что националисты – единственная политсила, бросившаяся делать себе пиар на антимилицейских настроениях.
В пятницу, когда милиция приехала выгонять торговцев, на рынок подтянулись люди из КУПРа. С ними, пишет «Коммерсант-Украина», была активистка «Свободы» Ирина Бондарь. Она попросила у работника МВД разрешение на прекращение торговли и потребовала говорить по-украински. В ответ он сильно ударил девушку в грудь. Толпа взорвалась: торговцы и члены КУПР бросились бить «ментов», а те в панике побежали к Святошинскому РОВД. Там вечером и развернулись основные события.
За несколько часов КУПРовцы, свободовцы и фанаты киевского «Динамо» с помощью соцсетей собрали толпу. Когда набралось 50 человек, активисты с криками «Врадиевка!» пошли в атаку, но милиция отогнала их газом. Когда у РОВД собралось уже 200 человек, штурм возобновился. Мстители сломали ограду, забросали здание камнями и избили от 6 до 11 милиционеров.
Прибывший на место шеф киевской милиции Коряк объявил, что глава РОВД Гладик отстранен, а в отношении рядового Ганисика, ударившего националистку, возбуждено дело. Он также заверил, что не будет преследовать участников потасовки. Все это успокоило митингующих, и к часу ночи они разошлись.
Утром выяснилось, что их обманули: милиция объявила, что найдет и покарает зачинщиков штурма. Мало того, ответственность за нападение на сотрудников милиции на Украине собираются ужесточить. Глава МВД Захарченко валит все на политиков и не признает, что обратиться к националистам у тороговцев были экономические и социальные причины.
-- Милиция готовится стрелять
В минувшую субботу по Укрнету гуляла запись с одного из милицейских форумов, где аноним призывал открывать огонь по толпе и пресекать любые бунты, «иначе мы скоро собой украсим фонарные столбы».
Это весьма вероятно, и не только из-за Врадиевки. В 2012 году Виталий Запорожец, житель Броварского района Киевской области, получил 14 лет за убийство сельского участкового. Соседи рассказывают, что тот терроризировал все село. Милицейское начальство на жалобы не реагировало и, скорее всего, заставляло участкового делиться данью. В какой-то момент терпение Виталия лопнуло, и он убил милиционера, как бешеную собаку. Теперь для односельчан он настоящий герой.
Опрошенные «Донецкими вестями» милиционеры признались, что чувства их обуревают тревожные. Источники в МВД говорят, что сейчас милиция переведена на усиленный режим несения службы, а в райотделах достали планы обороны участков на случай попытки захвата.
«РУВД — режимный объект, где хранится оружие, — напоминает следователь из столичной милиции. — Если толпа берет его штурмом, правоохранители, согласно Закону «О милиции», имеют право открыть огонь. Например, применить оружие с резиновыми пулями».
Между тем, в милиции тоже растет социальное напряжение. «По новому УПК милиция лишилась всех полномочий и многих источников «левого» заработка, — цитируют СМИ анонимного офицера ГУМВД в Киеве. — Теперь без прокуратуры и суда мы не можем принять ни одно решение. В результате мы совершенно деморализованы, и общество это чувствует. Раньше нас не уважали, но боялись. А теперь вообще ни во что не ставят».
-- Население готово к революции
Однако все эти жалобы не мешают милиции творить произвол. И он особенно раздражает на фоне жадности украинской верхушки.
В последние два года на украинцев обрушилась лавина новых штрафов, налогов и прочих форм отъема денег. Вот новости по этой теме всего лишь за одну неделю, с 8 по 14 июля 2013 года: Украинцев ждёт новый 7%-ный налог, который будут высчитывать из зарплат. Киевлян хотят обложить прогрессивным налогом на сдачу квартир в аренду. На Украине введут налог на куплю-продажу валюты. Даже беременных женщин – и тех обложат косвенным налогом, считают юристы.
При этом на Украине грядет очередной рост цен, а долги по зарплатам, согласно Госкомстату, на 1 марта 2013 выросли до 1,1 млрд гривен. В госбюджете на 4-й квартал 2013 года вообще отсутствуют средства на зарплаты бюджетникам. А тут еще и города Украины объявляют банкротство один за другим.
Между тем выражать недовольство в рамках закона украинцам становится все труднее. Как и в России, тут вообще завинчивают гайки. Власти незаконно запрещают проведение мероприятий, безосновательно задерживают их организаторов и участников, ограничивают маршруты собраний. Причем запреты распространяются не на одно событие, а на продолжительное время, территорию и неограниченный круг организаторов. Правозащитники пишут, что в 2011 г. таких запретов было 203, а в 2012-м — уже 313.
Неудивительно, что, по данным социологов, киевляне готовы к революции. «Напряжение в обществе настолько выросло, что людей можно легко поднять на любую акцию, — говорит депутат от «Свободы» Андрей Мохник. — Но это не будет поющим Майданом, как в 2004-м, это может перерасти в нечто большее. Где вспыхнет, предугадать сложно».
Политолог Владимир Фесенко отмечает, что после Врадиевки у населения Украины пропадает страх перед милицией. «А тут еще этот инцидент на рынке. Милиция торговцев крышует, берет с них деньги, да притом еще и унижает, кому такое понравится. Инцидент против девушки был запалом, после чего события пошли по сценарию Врадиевки. У людей уже есть сценарий».
Врадиевка была предвестником большого конфликта, считает политолог Юрий Романенко. «Протесты набирают ход, а власть бросила милицию один на один с народом. Это значит, что рано или поздно милиция начнет отстреливаться. Украина близка к первой крови», – говорит он.
Коментарі — 0