«С самого утра он находился без еды. Но это правильно – вопрос безопасности: а вдруг кто-то отравить захочет?», - поделился соображениями адвокат
16 февраля Печерский районный суд вынес экс-нардепу-регионалу Александру Ефремову, задержанному по подозрению в злоупотреблении служебным положением и подлоге, меру пресечения. Бывшего соратника Януковича будут содержать под стражей до 14 апреля 2015 года, если за него не уплатят залог в размере 3,6 миллиона гривен.
Генпрокурор Виктор Шокин, назначение которого вызвало широкий резонанс, приступил к работе достаточно показательно. Еще 14 февраля, в день влюбленных, выпавший на субботу, Генпрокуратура совместно с СБУ задержала экс-главу фракции Партии регионов в парламенте прошлого созыва Александра Ефремова. Как сообщил сам Шокин, по подозрению в совершении уголовных преступлений, предусмотренных ч.2 ст.364 и ч.2 ст.366 Уголовного кодекса - «злоупотребление служебным положением при отягчающих обстоятельствах» и «служебный подлог».
Конкретнее - Ефремову вменили подозрение в незаконном содействии принятию «диктаторских законов» 16 января 2014 года. В СБУ также дали понять, что не за горами и обвинение в финансовой поддержке боевиков на Донбассе. Генпрокуратура потребовала в качестве меры пресечения избрать для экс-регионала арест.
Заседание по вопросу избрания меры пресечения в срочном порядке назначили на понедельник, 16 февраля. Самого Александра Ефремова доставили в Печерский районный суд еще около 9 утра. По информации близкого к политику источника, планировалось, что судьбу на ближайшие недели для экс-главы фракции ПР определят уже в обед. Однако к 13:00 стало известно только имя судьи: Олеся Батрин. Время начала заседания по-прежнему оставалось под вопросом. Более того, в канцелярии суда и вовсе допускали, что заседание может перенестись на другой день.
На протяжении нескольких часов в небольшом квадратном дворике Печерского суда в ожидании мерзли журналисты, периодически пытаясь хоть что-то выяснить у пробегающих мимо прокурора и адвоката. Однако те сами были не в курсе.
«Нам пока ничего не говорят, судья занята другими делами. Но надеюсь, что это будет сегодня», - поделился с «Главкомом» адвокат Ефремова Александр Мельников. Он также отметил, что считает выдвинутое обвинение надуманным. И акцентировал, что речь о финансировании сепаратизма не идет. По словам Мельникова, Ефремов с самого утра находился без еды. А воду ему удалось передать лишь после обеда. Однако адвокат добавил, что, в целом, считает эту меру правильной: «Вопрос безопасности. А вдруг кто-то отравить хочет?».
Ближе к пяти вечера в Печерском суде появился экс-губернатор Харьковщины, действующий нардеп от «Оппозиционного блока» Михаил Добкин. Он пришел «поддержать друга». Вопросы касательно возможных обвинений Ефремову он комментировать отказался, отметив лишь: «Не думаю, что он организовывал референдум на Донбассе». Сразу же за Добкиным в здании суда появился еще один бывший регионал и нынешний нардеп Юрий Воропаев. Собственно, он приходил и раньше, в обед, однако, не выяснив точного времени начала заседания, отлучался.
Следом «подтянулись» коллеги: Татьяна Бахтеева и Наталья Королевская.
В целом, друзей, готовых поддержать Ефремова в зале суда набралось, мягко говоря, немного. Но пришедшие утверждали, что если будет нужно, то соберут сюда и сто человек, и полтора миллиона… В последнюю цифру верилось с большим трудом.
В 17:00 прессу пустили в зал заседаний, а следом под конвоем ввели и самого Ефремова.
Он был одет в темно синюю куртку, улыбался, приветственно махал рукой Добкину и другим знакомым. Однако лицо, как обычно, выдавало волнение Александра Сергеевича. Оно было чересчур красным.
- Ему врача нужно, красный такой, - прошептала экс-глава парламентского комитета по вопросам здравоохранения Бахтеева.
Несколькими минутами позже она уже ставила более конкретные диагнозы.
«Я вижу, что у Ефремова яркая гиперемия лица. Это свидетельствует о том, что повышено давление, - начала рассказывать нардеп. - Я спросила, был ли у него врач. Он сказал: нет. Я попросила купить таблетки и привести мне прибор. Хочу получить возможность померить ему давление и, если нужно, передать таблетки». Кроме медицинской стороны дела Бахтеева также не забывала о пиаре. Она пыталась заверить прессу, что Ефремов - «большой политик, любит страну и многое для нее сделал, будучи и губернатором Луганской области и политиком в парламенте».
«Как только мы узнали, что происходит, мы сразу решили присутствовать и обеспечить прозрачность процессу, - так объяснила свое присутствие на суде близкая соратница Ефремова Наталья Королевская. - Недопустимы политические репрессии. Мы видим давление на СМИ, мы видим обыски в офисе нардепа Новинского, арест Ефремова. Я тут была в последний раз еще на процессе Луценко (нардеп от БПП, экс-министр МВД, - «Главком»), в этом самом кабинете. Не хочу, чтобы история повторялась. А то власть меняется, а методы остаются старыми».
Вообще, накануне и во время заседание у тех, кто ранее посещал судебные процессы по делам Тимошенко и Луценко, возникало ощущение дежа вю. Защитники Ефремова в «зрительном зале» использовали риторику и обороты, аналогичные тем, что были у защитников врагов прошлой власти.
Адвокат же в это время не очень успешно пытался «отогнать» прессу от своего подзащитного, пытаясь поговорить с ним самому: «Послушайте, у него сейчас есть другие, более важные вопросы». Однако Ефремов рассказывал историю своего ареста через стекло.
«Ко мне в Киеве в субботу вечером, в 11-м часу, пришли вооруженные люди, не прислав заранее повестку, задержали, повезли в Генпрокуратуру, предъявили обвинения, что я скрываюсь, хотя я нахожусь здесь, у меня киевский адрес не менялся уже 8 лет, у меня даже номер телефона еще ни разу не менялся, предъявили другие абсурдные вещи», - отметил он.
Также он добавил, что бежать не собирался, однако, несмотря на предыдущие допросы, задержание все равно оказалось неожиданным для него.
Заседание началось почти в половине шестого вечера. В зал пришла судья.
Ефремов умудрился сразу же отличиться. Во время так называемой «переклички». В ответ на вопрос судьи: «Вы по национальности украинец?» он ответил, что «сейчас такого понятия не существует».
После сторона обвинения тут же заявила, что Ефремову объявлено подозрение в неустановленном месте нахождения и нанесении ущерба государству, допустила, что он, как бывший глава фракции ПР, в дальнейшем может влиять на свидетелей и препятствовать следствию иными средствами, а также - скрываться от следствия. И попросила суд применить к Ефремову арест и установить залог в размере 2464 зарплатных минимумов (что, по словам прокурора, соответствует материальному состоянию задержанного).
Ефремов возмутился сразу же. Во-первых, тем, что его «ненахождение» по месту жительства было оценено лишь по одному дню - 13 февраля. Во-вторых, что его задержали и дальше намереваются держать под стражей. «Почему мне не позвонили? Почему не пришла повестка? Я последние полгода постоянно проживаю по этому адресу (где произведено задержание, - «Главком»). Я бы пришел и так в суд, тем более, что меня уже допрашивали по этому делу. И бред, что меня нужно задерживать, чтобы я ни на кого не повлиял. С допроса прошло уже полгода. Если бы хотел, я бы повлиял», - не стал отрицать он. В-третьих, задержанный был недоволен самим обвинением. «Я так понимаю, меня обвиняют в том, что 16 января прошлого года, на вопрос председательствующего ВР я ответил, что в зале присутствует 203 народных депутатов от ПР, и это могло повлиять на данные счетной комиссии. Но работа счетной комиссии определяется регламентом», - стал объяснять суть дела Ефремов. Напомним, 16 января депутаты голосовали за «диктаторские законы» руками. И глава счетной комиссии «регионал» Владимир Олийнык спрашивал у глав фракций ПР и КПУ, сколько голосов дали их депутаты.
Также Ефремов выразил удивление размером залога и заявил, что таких денег у него нет.
«Все деньги мы с женой хранили на счету в одном из украинских банков, который работал только в Луганской области, и в настоящее время по известным причинам он не работает. То есть, все мои счета фактически недоступны», - отметил экс-нардеп.
Адвокат Ефремова Мельников также был красноречив. Он «разбивал» обвинение Генпрокуратуры, мотивы задержания своего подзащитного, а также неоднократно призывал судью действовать по принципу законности. Одним из главных его аргументов о невозможности дальнейшего содержания Ефремова под стражей был тот факт, что это возможно лишь согласно показаниям свидетелей в суде - те же были только на бумаге.
Кстати, среди свидетелей, давших показания по «делу Ефремова», был ряд народных депутатов, его коллег по фракции, которые сначала, согласно результатам голосования, дали свои голоса «за» изменения в закон о судебном устройстве и статусе судей, а потом заявили, что отсутствовали в зале заседания или не голосовали (среди них - Таисия Повалий, Елена Нетецкая, Валентин Ландик, Геннадий Васильев, Яков Безбах и другие). Все названные судьей фамилии нардеп Воропаев скрупулезно и усердно записывал себе в блокнот.
В конце своей речи адвокат попросил не применять к его подзащитному никакой меры пресечения, отметив, что тот и так будет соблюдать все процедурные нормы. И внес предложение от депутатов Юрия Воропаева, Татьяны Бахтеевой, Александра Долженкова, Сергея Матвиенкова, Дмитрия Шпенова, Алексея Билого и Юрия Мороко взять Ефремова на поруки.
На фоне хорошо поставленной эмоциональной речи адвоката сторона обвинения смотрелась слабовато. Но, тем не менее, одержала верх.
Судья Олеся Батрин после всех выступлений удалилась в совещательную комнату, а через час после изучения документов вынесла свой вердикт: содержание под стражей до 14 апреля 2015 года. Свободу же Ефремова суд оценил в размере залога в 3,6 миллиона гривен.
Смотрите также: «Ефремов приехал в суд без инвалидной коляски»
Коментарі — 0