«Ядерный» конфликт

«Ядерный» конфликт

Westinghouse готова включиться в строительство завода по производству ядерного топлива в Украине. Россия боится потерять рынок

Строительство завода по производству ядерного топлива в Украине пока можно считать одним из тех энергетических проектов, где дело дальше «забивания колышков», по сути, не пошло. Сначала – из-за отсутствия средств, в последний год – из-за войны с Россией, которая еще в 2011 году и выиграла тендер на исполнение данной задачи. Однако на днях, 10 марта, американо-японская компания Westinghouse (крупнейший поставщик в мире топлива для АЭС) выразила готовность рассмотреть возможность своего участия в строительстве этого завода – «если Украине это будет необходимо».

Последние газовые споры с Россией и недостаток угля из-за конфликта на Донбассе подтолкнули украинские власти пересмотреть энергетическую политику и задуматься над необходимостью реальных действий для создания независимой ядерной энергетики. В условиях того, что Украина все еще закупает основные объемы ядерного топлива у страны-агрессора, завод – теоретически – мог бы стать первым шагом на этом пути.

Однако, как и везде, в этом проекте есть, не только свои плюсы, но и свои минусы.

-- История строительства

Строительство завода по производству ядерного топлива в Украине тянется уже не первый год. Еще в сентябре 2010-го Кабинет министров утвердил результаты конкурса, по итогам которого российское ОАО «ТВЭЛ» (производитель ядерного топлива, входит в состав Топливного дивизиона госкорпорации «Росатом») было признано победителем тендера по отбору технологий строительства. В 2011-м Украина и Россия заключили соответствующее соглашение. Согласно контракту, «ТВЭЛ» отошел пакет 50% минус одна акция. Акционером с украинской стороны стал госконцерт «Ядерное топливо» - с пакетом 50% плюс одна акция.

Завод решили строить в поселке Смолино Кировоградской области - рядом находится крупнейшее в Европе предприятие по добыче и переработке урановой руды – «Восточный горно-обогатительный комбинат». На сооружение выделили 6,8 га. Предполагалось, что общая стоимость проекта составит более 450 миллионов долларов США.

Несмотря на то, что ныне бежавший и бывший, а тогда действующий премьер-министр Николай Азаров принял участие в церемонии закладки первого камня на стройплощадке еще в 2012 году, строительство стартовало почти через год. Отрапортовав о его начале, тогдашний министр энергетики Эдуард Ставицкий спрогнозировал, что уже к 2015 году завод приступит к производству тепловыделяющих элементов и тепловыделяющей сборки, а в 2020-м – и вовсе будет выведен на полную мощность. По предварительным подсчетам после запуска она должна была составить 400 тонн урана в год, что составляет 800 тепловыделяющих сборок и заметно превышает нужды Украины. А значит – как позиционировалось - могло бы создать предпосылки для выхода страны на внешний рынок.

Однако процесс «тормозился». Сначала из-за своей дороговизны. «В связи с тем, что у Украины нет денег на реализацию этого проекта, все закончилось забиванием колышков», - прокомментировала ситуацию со строительством завода эксперт по вопросам ядерной энергетики Ольга Кошарная. А в прошлом году между Украиной и Россией началась война, что еще больше способствовало остановке проекта. Хотя, как отмечает Кошарная, необходимые экспертизы уже были проведены, и дело оставалось за получением лицензии на строительство.

«С последними событиями украинско-российских отношений этот вопрос отошел на второй план, - отметил в разговоре с «Главкомом» координатор энергетической программы Национального экологического центра Украины Артур Денисенко. – Украина резко начала искать альтернативы, источники диверсификации поставок ядерного топлива. И, соответственно, встал вопрос, может ли строить завод украинская сторона».

Политический и военный конфликт перешел в своеобразный «обмен любезностями» и на энергетическом поле.

Условия контракта оставались конфиденциальными. Но в июле 2014 года тогдашний замглавы Минэнерго Вадим Улида заявил, что Киев не устраивает ряд условий в договоре между концерном «Ядерное топливо» и «ТВЭЛ» о сооружении завода. А также не исключил отказа от строительства предприятия совместно с российской компанией и привлечения в проект других производителей ядерного топлива – таких, как Westinghouse и Areva.

В августе Новосибирский завод химконцентратов (входит в ОАО «ТВЭЛ») приостановил поставку оборудования для строящегося в Украине завода по производству ядерного топлива. Константин Вергазов, который на тот момент возглавлял предприятие, отметил, что оборудование было изготовлено в срок, однако украинская сторона не подтвердила первоначальные намерения о его использовании.

Бывший председатель комитета Верховной Рады по вопросам экологической политики, природопользования и ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы Ирина Сех в разговоре с «Главкомом» отметила, что с учетом нынешней ситуации сотрудничество со страной-агрессором в этом масштабном проекте представлялось невозможным.

«Завод мог бы обезопасить Украину от зависимости по ядерному топливу от России. К этому нужно подходить прагматично. Нельзя допускать зависимость от одного государства, тем более, от государства, которое показало себя совсем не дружелюбным по отношению к народу Украины. Если бы нам удалось решить это вопрос с западными партнерами, это было бы очень хорошо», - поддержал ее экс-начальник Генштаба Анатолий Лопата.

Не так давно президент украинского концерна «Энергоатом» (крупнейшего производителя электроэнергии в Украине, компании - оператора четырех действующих атомных электростанций Украины, на которых эксплуатируется 15 атомных энергоблоков) Юрий Недашковский заявил, что российская сторона не выполнила обязательства по контракту. И добавил, что по условиям тендера, если победитель не выполняет условий, право строить завод переходит к участнику, занявшему второе место – компании Westinghouse.

-- Новый игрок

Компания Westinghouse, в свою очередь, пока ограничилась лишь тем, что выразила готовность рассмотреть возможность своего участия в строительстве завода по производству ядерного топлива в Украине. «Если Украине это будет необходимо, мы рассмотрим такую возможность», - отметил 10 марта президент компании Дэнни Родерик.

Справка

Westinghouse – крупнейший мировой производитель топлива для ядерных реакторов с водой под давлением (PWR), в том числе - разработанных Россией водо-водяных энергетических реакторов (ВВЭР), кипящих ядерных реакторов (BWR) и усовершенствованных газоохлаждаемых ядерных реакторов (AGR).

Сегодня компания поставляет ядерное топливо на 145 атомных станций, 65 из которых расположены в Европе. И обладает 10 объектами по производству ядерного топлива по всему миру, в том числе двумя в Европе: Springfields Fuels Limited в г. Престон (Ланкашир, Великобритания) и Westinghouse Electric Sweden в г. Вестерос (Швеция). Кроме того, она является крупнейшим поставщиком ядерного топлива в Европе, а также единственным альтернативным производителем топлива для реакторов типа ВВЭР.

Сотрудничество ГП НАЭК «Энергоатом» с Westinghouse было начато в рамках межправительственного соглашения между США и Украиной от 2000 года по квалификации ядерного топлива для Украины и продолжено в рамках коммерческого контракта, подписанного в 2008 году.

Никак не смогли прокомментировать планы и действия компании Westinghouse «Главкому» в Американской торговой палате в Украине. «Мы не можем дать ответы на ваши вопросы, поскольку не владеем информацией по поводу деятельности компании Westinghouse на территории Украины», - отметили там.

Глава «Энергоатома» Юрий Недашковский в свою очередь подтвердил намерение Украины углублять сотрудничество с американской компанией. По его словам, Westinghouse принимает участие в открытых тендерах компании «Энергоатом» по предоставлению услуг повышенной водородной безопасности, обеспечения целостности и герметичности оболочек ядерных блоков. «У них есть выигранные тендеры, они продолжают в них участие, и есть очень хорошие шансы, что мы будем наращивать наше взаимодействие», - отметил он.

Кроме того, Westinghouse может обеспечить украинские АЭС топливом в случае, если российские партнеры прекратят поставки. Недашковский рассказал, что подобная форс-мажорная ситуация предусмотрена приложением к контракту между НАЭК «Энергоатом» и Westinghouse, который был подписан 30 декабря 2014 года (речь шла о расширении сотрудничества в области поставок ядерного топлива на атомные станции Украины до 2020 года). По словам премьер-министра Арсения Яценюка, этот шаг диверсифицирует источники поставок на АЭС топлива. «Если раньше у нас была зависимость от «Росатома», то сейчас мы диверсифицируемся», - отметил он.

Сейчас топливо Westinghouse эксплуатируется только на Южно-Украинской АЭС, на одном энергоблоке. Но рассматривается возможность его использования на Запорожской АЭС. Основным же поставщиком ядерного топлива для четырех атомных электростанций в Украине пока являлась российская топливная компания «ТВЭЛ». В 2014 году Украина закупила свежее ядерное топливо (СЯТ) на общую сумму 628,176 миллионов долларов. По данным Госслужбы статистики, на 588 миллионов 830,8 тысяч было закуплено топливо российского производства (по контрактам с «ТВЭЛ»), и на 39 миллионов 345,5 тысяч – шведского (по контрактам с Westinghouse Electric Sweden AB).

-- Вопросы к проекту

Энергетические эксперты уверены, что при наличии средств и желания, Украина вместе с компанией Westinghouse может построить завод по производству ядерного топлива.

В пользу американского контракта в сравнении с технологиями, предлагаемыми россиянами, играет то, что компания декларирует создание не СП, а полностью украинского предприятия: то есть не 50 на 50, а 100% акций должно принадлежать Украины. С этой позиции, данный проект должен быть выгодным украинцам.

Однако есть ряд вопросов – и к реализации самого проекта, и к его целесообразности в нынешних условиях.

Так, чтобы строить завод без российской стороны, нужно разорвать контракт.

Определенные шаги в этом направлении, можно сказать сделаны, - это заявление руководства «Энергоатома» о невыполнении российской стороной своих обязательств.

Однако разрыв отношений и передача права выполнения тендера Westinghouse, по прогнозам экспертов, повлечет за собой судебные разборки, которые могут затянуться на годы и принести их участникам финансовые потери. Разорвать договор с выгодой для себя (и доказать, что именно «ТВЭЛ» не выполнила обязательств) Украине будет не просто. Россия со своей стороны ранее уже обвиняла украинскую сторону в прекращении финансировании проекта и срыве эмиссий акций.

Эксперт Ольга Кошарная также отмечает, что российской технологией, в случае разрыва отношений с «ТВЭЛ», Украина пользоваться не смогла бы. «Энергетической независимости и не было бы. Если Китай покупает технологию, то он становится ее собственником, совершенствует ее, и может ее продавать, как свою. В нашем случае была не покупка технологии, а право ею пользоваться. И в случае форс-мажора, банкротства завода или каких-то других историй, мы не смогли бы производить по этой технологии топливо. Мы не были бы владельцами технологии», - сказала она.

Стоит отметить, что производство ядерного топлива для советских реакторов типа ВВЭР-1000 в мире осуществляют только две компании – российская «ТВЭЛ» и Westinghouse. Однако для принятия решения необходимо получить результаты опытно-промышленной эксплуатации топлива Westinghouse и разрешения на его промышленную эксплуатацию. «Топливо Westinghouse еще проходит опытно-промышленную эксплуатацию. Еще нет промышленного использования. Оно в небольших количествах пока используется. И по результатам окончания этой опытно-промышленной эксплуатации уже можно будет о чем-то говорить», - отметила в разговоре с «Главкомом» Ольга Кошарная.

В РФ уже восприняли последние заявления директора Westinghouse и руководителя «Энергоатома» как начало передела украинского рынка ядерной энергетики. Если контракт будет заключен, то «Росатом» в ближайшие годы потеряет украинский рынок, имеющий 15 ядерных реакторов. Пока Украина платит «ТВЭЛ» около 600 миллионов долларов в год за ядерное топливо и около 200 миллионов за его утилизацию. МИД РФ выразило недовольство еще тем, что Украина подписала соглашение с американской компанией 30 декабря. Тогда Россия обвинила Киев в пренебрежении вопросами безопасности в политических целях.

Споры о безопасности американского топлива на украинских АЭС продолжаются уже несколько лет. С проектом возникали проблемы в июне 2012 года. Тогда во время планово-предупредительного ремонта на Южно-Украинской АЭС было выявлено, что поставленные Westinghouse топливные сборки механически повреждены и непригодны для дальнейшей эксплуатации. Причиной отказа сборок признаны недостатки в их конструкции. Совместный анализ характера этих отклонений специалистами ЮУАЭС и Westinghouse показал, что они были получены в ходе операций по загрузке ТВС-W в ремонтный период 2011 года. В сентябре 2014 года ГИЯРУ предоставило разрешение на загрузку нового модифицированного топлива ТВС-WR в энергоблок №3 Южно-Украинской АЭС.

С 15 февраля по 1 марта на третьем энергоблоке Южно-Украинской атомной станции проходила ежегодная инспекция тепловыделяющих сборок компании Westinghouse. В «Энергоатоме» сообщили, что инспекционная проверка топливных сборок ТВС-W компании Westinghouse, находящихся в опытной эксплуатации на энергоблоке №3 Южно-Украинской АЭС, дала положительные результаты, которые позволят осуществить загрузку активной зоны ядерного реактора исключительно американским топливом.

Некоторые эксперты сегодня также вменяют в вину Westinghouse более высокие стоимости.

Цена на топливо официально не оглашалась. «Сравнивать стоимость достаточно сложно, она идет только расчетным путем... Контракт с Westinghouse у нас построен на другом принципе, который исповедуется во всем мире. Мы поставляем на предприятие Westinghouse обогащенный урановый продукт, а они уже с него производят нам ядерное топливо, поэтому если сравнивать в комплексе, то можно сказать, что ядерное топливо Westinghouse за весь период нашего коммерческого сотрудничества никогда не было дороже российского ядерного топлива, но эти цифры можно получить только расчетным путем», - отметил президент «Энергоатома» Юрий Недашковский. И добавил, что за весь период использования топлива Westinghouse не было ни одного случая его разгерметизации.

Эксперт по энергетическим вопросам Михаил Гончар отметил, что хоть топливо и дороже российского, оно долговечнее, а в меру увеличения объема поставок цена будет падать.

-- Нужен ли сейчас завод Украине?

Бывший нардеп Ирина Сех в разговоре с «Главкомом» отметила существование экологических угроз, связанных со строительством завода – «все-таки речь идет о ядерном топливе». «При строительстве должно быть учтена сейсмичность площадки, на которой будут проводить строительство, геологические показатели и т.д. Должны быть установлены современные автоматизированные системы радиационного контроля и системы учета и контроля ядерных материалов. Только в случае, если будут гарантии относительно безопасности предприятия, можно приступать к реализации проекта», - сказала она.

Энергетические эксперты же заверяют, что реальных экологических угроз завод не несет.

«Это низко обогащенный уран, не представляет ядерной и радиационной опасности, все государственные экспертизы относительно проекта, в том числе по ядерной и радиационной безопасности, были сделаны. Это небезопасное производство с точки зрения химии, но, в принципе, все приемлемо», - оценивает ситуацию Ольга Кошарная. Правда, все «грязные» стадии, как предполагается по действующему контракту, проводятся в России – имеется в виду изотопное обогащение урана и переработка отработавшего ядерного топлива. «У нас таких технологий нет. Ими владеют только страны, которые имеют ядерное оружие», - отмечает Кошарная.

Как будет решаться этот вопрос в случае смены исполнителя тендера – пока неизвестно.

Но в этом ключе определенные надежды со строительством завода и участием в нем американской компании связывают сторонники возвращения Украине статуса ядерной державы. «К сожалению, у нас нет полного цикла – от производства до утилизации ядерного оружия. Мы отказались от него – это не правильно. Нужно было оставлять хотя бы тактическое ядерное оружие. Если мы начнем строительство этого завода по производству ядерного топлива, может, мы потом вернемся и к вопросу ядерного оружия. Но над этим надо работать постоянно», - отметил в комментарии «Главкому» экс-заместитель начальника Генштаба Игорь Романенко.

В теории завод по производству ядерного топлива выгоден Украине, в первую очередь, экономически.

«Это шаг к созданию в Украине замкнутого ядерного цикла», - считает Ирина Сех. «Для государства, в котором около половины электроэнергии вырабатывается на АЭС, и которое отказывать от атомных электростанций пока не планирует, это очень серьезный и стратегически важный проект. Сейчас Украина закупает ядерное топлива в основном из России, то есть она зависит от этой страны. Важно ли сломать эту тенденцию? Однозначно. Но помешать реализации проекта может война и отсутствие средств», - признает она.

На строительство завода у Украины сегодня действительно – соглашаются эксперты - нет средств. «Энергоатому» нужно внести аванс в размере 11,7 миллионов долларов для начала строительства хранилища отработанного ядерного топлива. А два таких крупных проекта – как хранилище и завод – государство Украина вряд ли потянет.

В Национальном экологическом центре и вовсе считают это строительство бесперспективным, как с экономической, так и со стратегической точки зрения.

«Необходимости строительства завода по фабрикации ядерного топлива никакой компанией сейчас нет, - отмечает в комментарии «Главкому» Артур Денисенко. – Когда только встал вопрос о строительстве этого завода, прогнозировали, что Украина будет значительно наращивать атомную генерацию, строить новые блоки. И этот завод будет производить ядерное топливо под наши блоки – существующие и новые, которые мы должны строить». Согласно старой энергетической стратегии до 2030 года, напоминает эксперт, Украина должна была построить 22 новых ядерных реактора – это большой ядерный парк, и действительно надо было думать, как обеспечивать его топливом. «Однако сейчас у Украины нет такой амбициозной программы по наращиванию и строительству новых блоков. Соответственно, этот завод не будет экономически целесообразным», - говорит эксперт.

Также маловероятен и факт, что данный завод сможет поставлять топливо в другие страны – например, Центрально-Восточной Европы. «Там давно существуют другие поставщики топлива, такие, как «ТВЭЛ» и Westinghouse. Потеснить эти компании на этом рынке нам, мягко говоря, будет очень сложно», - считает Денисенко. «По проекту завода планировался объем годового производства, превышающий потребности наших АЭС на 30%. То есть, если бы завод работал только на внутренний рынок, он был бы не рентабельным», - отмечает в комментарии «Главкому» Ольга Кошарная.

Координатор энергетической программы НЭЦУ Артур Денисенко также просит обратить внимание на события на востоке Украины. «Практика в энергетическом секторе показала, что энергетическая система, которая базируется на больших источниках генерации (большие и мощные атомные, тепловые электростанции) себя исчерпала, - говорит он. – Как только у нас прекращается на такие большие генерирующие мощности поставка угля или ядерного топлива, сразу возникает проблема во всей стране. Мы начинаем импортировать даже электроэнергию, чего никто себе не мог представить еще год назад». Украина, как считает эксперт, наоборот, должна отходить от строительства единичных больших электростанций в сторону так называемой распределенной генерации – когда энергия потребляется там, где вырабатывается. «Такой тренд сегодня уже есть во всех развитых странах. Это и позволяет повысить энергетическую безопасность страны», - отметил он.

В целом, по его мнению, реальное начало строительство – любой компанией - завода по производству ядерного топлива в Украине маловероятно. «У нас есть и планы строительства и введения в эксплуатацию 3 и 4 энергоблоков Хмельницкой атомной электростанции – еще с 2005 года. Но за 10 лет ничего в этом направлении не изменилось, - отметил эксперт в разговоре с «Главкомом». - Мало чего из того, что планируется в атомной энергетической сфере, вообще, реализуется, и это касается не только Украины, а и всего мира».

Коментарі — 0

Авторизуйтесь , щоб додавати коментарі
Іде завантаження...
Показати більше коментарів
Дата публікації новини: