Альбион в политическом тумане

Альбион в политическом тумане

Парламентские выборы в Британии только усугубили политический кризис. Самые мрачные сценарии прогнозируют перевыборы уже этой осенью, а самой стране предрекают кризис, как в Греции

Парламентские выборы в Британии только усугубили политический кризис. Самые мрачные сценарии прогнозируют перевыборы уже этой осенью, а самой стране предрекают кризис, как в Греции.

Предвыборные скачки закончились ничем: ни внятного результата, ни победителя, ни руководства страна так и не получила. Премьер Гордон Браун изо всех сил цепляется за кресло, народ требует его отставки, чтобы дать дорогу консерваторам, которые завоевали больше всех мест в парламенте, но большинства у них все равно нет. А «золотая акция» – в руках у либеральных демократов, бронзового призера гонки, и имя будущего руководителя страны зависит от них. Но выиграют те, кто окажется в оппозиции, – правительству предстоит принять крайне непопулярные меры, чтобы вытащить страну из кризиса.

Сами британцы окрестили прошедшие выборы бесполезными и пустыми. Их разочарование легко понять. Народ, жаждущий определенности и стабильности, прямо-таки рвался голосовать – явка составила 65%, больше, чем за предыдущие десять лет.

Доходило до того, что вечером в день голосования тех, кто не успевал к закрытию участка, просила разойтись полиция. А поутру люди поняли, что управлять страной по-прежнему некому, да и понятия «победитель» и «проигравший» очень размыты. То есть консерваторы вроде бы победили, но не совсем – 306 мандатов в парламенте не дают им права единолично сформировать правительство и назначить премьера. Лейбористы проиграли (258 мест), но сохранили шансы остаться у власти. А либерал-демократы получили всего-то 57 кресел в палате общин, но зато стали обладателями главного козыря.

В результате – «подвешенный парламент» (ситуация, когда никто не набрал большинства в 326 мандатов). В таких условиях «право первой ночи» на попытку сформировать правительство принадлежит действующему премьеру Гордону Брауну – пока не появится новый кабмин, старый де-юре сохраняет свои полномочия. Если его попытки закончатся неудачей, это право перейдет к лидеру крупнейшей оппозиционной партии, в данном случае, консерваторам.

Торг уже в разгаре. Шансы стать премьером теоретически есть и у Брауна, и у лидера консерваторов Дэвида Кэмерона. И оба уже засыпали главу либеральных демократов Ника Клегга заманчивыми предложениями. Кэмерон в обмен на поддержку «консерваторского» бюджета пообещал либеральным демократам право голосовать за все выгодные для них законопроекты. Браун заманивает тем, о чем раньше и слышать не хотел, – реформой избирательной системы, которую Клегг спит и видит. Правда, союз этот все равно не принесет большинства мест и станет лишь сотрудничеством неудачников. Так что Клегг сделал ход конем и заявил, что переговоры будет вести только с победителями-консерваторами.

Те, со своей стороны, имеют полное право сформировать правительство меньшинства, без посторонней поддержки. Но страна помнит 1974 год, когда эта схема не сработала и меньшинство не продержалось у власти и года – перевыборы назначили через девять месяцев. Вот и сейчас две партии могут попросту блокировать все инициативы тори и загнать страну в тупик. Так что, союз Кэмерон–Клегг сегодня наиболее вероятен.

Определиться с решением партиям предстоит до 18 мая – в этот день должно состояться первое заседание парламента. В самом крайнем случае выбор сделает королева – в исключительных ситуациях она имеет на это право. Но и на этом тягомотина может не закончиться. Королева произнесет традиционную тронную речь, в которой изложит программу нового правительства.

И это для него будет первым тестом – половина депутатов может выразить новому кабмину недоверие, и тогда он автоматически уйдет в отставку. Премьером в таком случае станет лидер крупнейшей оппозиционной партии.

Все упростится, если Гордон Браун признает свое поражение и добровольно пойдет к королеве просить об отставке. Этого требуют и некоторые однопартийцы премьера.

Ведь, по сути, цепляться за этот пост сегодня попросту невыгодно. Экономика страны, шестая по объему в мире, трещит по швам. Тот, кто станет у руля Великобритании, будет вынужден кровь из носу сокращать гигантский бюджетный дефицит страны, который уже зашкалил за 11% (около $236 млрд) и до конца года будет только увеличиваться. Для сравнения, этот показатель у дышащей на ладан Греции составляет 13%, так что британцы от нее недалеко ушли. Внешний долг Великобритании (80% ВВП) – самый большой во всем ЕС. Еще и фунт стерлингов пополз вниз, как только стало ясно, что стабильность откладывается. В общем, затягивать пояса британцам придется вовсю. При таких условиях любое правительство покажется слабым и недееспособным...

Коментарі — 0

Авторизуйтесь , щоб додавати коментарі
Іде завантаження...
Показати більше коментарів
Дата публікації новини: