Золотые трубы Нафтогазпрома

Золотые трубы Нафтогазпрома

Объединение «Нафтогаза» и «Газпрома». Модернизация украинской трубы станет дороже. В пользу семейного бизнеса «слесарей»

Отсалютовали майские праздники и украинские чиновники начали паковать чемоданы в Москву. Министра топлива Юрия Бойко и главу «Нафтогаза» Евгения Бакулина ждут российские коллеги. Чтобы обсудить вопрос объединения «Нафтогаза» и «Газпрома». Над которым в виде «экспромта» поручил им проработать премьер-министр Владимир Путин. Первым и самым масштабным проектом, похоже, станет ремонт украинской ГТС. Стоимость этих работ будет несоизмеримо высокой по сравнению с полученным результатом.

Сегодня пока существует много факторов, которые заставляют сомневаться в реальности реализации «Экспромта» Путина. Тут и экономические, и юридические, и политические факторы. И вряд ли Киев и Москва этого не понимают. Возможно, это предложение ВВП должно прикрыть собой другие «объединительные процессы». Например, в ядерной энергетики, авиа- и судостроительстве. Которые сегодня уже активно реализовываются. Возможно, будут созданы совместные предприятия и в газовом секторе. И что тут Украина может предложить?

Прежде всего, это внутренний рынок сбыта газа для промышленных потребителей, добычу углеводородов на черноморском шельфе и, собственно, газотранспортную систему. Но на внутреннем рынке с промышленникам и так уже работает «дочка» «Газпрома» - Газпромсбыт Украина», имея квоту в 7,5 млрд кубометров газа ежегодно. И, наверное, никто слишком не будет шуметь, если она эту квоту увеличит.

Россияне говорят, что их интересует участие в добыче углеводородов на территории Украины. Но тот же «Газпром» в последние годы заморозил у себя большинство инвестиционных проектов на новых месторождениях. Даже строя под эти месторождения газопроводы. Конечно, черноморский шельф представляет большой интерес для россиян. Но активно проводить там работы они сегодня вряд ли намерены. Разве что придержать за собой.

Другое дело - ГТС. Можно предположить, что более всего сегодняшнему топ-менеджерам «Газпрома» интересна украинская труба как объект масштабных ремонтных работ.

Со стороны Москвы уже давно звучат самые уничижительные характеристики в адрес украинской газотранспортной системы. И даже тот факт, что еще позапрошлой зимой украинские газовики смогли «развернуть трубу», лишь добавили негатива в комментариях московских чиновников. Которые как-то забыли, как в ту же зиму взрывались их газопроводы, построенные, кстати, в одно время с украинскими. Но находятся в более сложных геодезических условиях - тайга, тундра, болота.

«Сейчас украинские ГТС - это груда металлолома, и для того чтобы привести их в порядок, требуются огромные инвестиции»» - заявил на днях пресс-секретарь российского премьер-министра Дмитрий Песков. Кажется, ничего нового «голос Путина» не сказал. Но комментировал-то он именно «экспромт» своего шефа об объединения НАКа и РАО. И тут же добавил, что «Газпром» не собирается ни при каких условиях отказываться от строительства «Южного потока». А это, напомним, именно тот обходной газопровод, которым пугают Украину. Ведь «Северный поток», строительство которого начали несколько недель назад, оттранспортирует газ на рынок Германии. Таким образом, отобрав, в основном, транзитные возможности у Белоруссии и Польши.

Источник vz.ru

А вот «Южный поток» направлен в Центральную и Южную Европу. Это основные адресаты газа, поступающего по украинским ГТС. И от его строительства никто отказываться не собирается.

«Что этой будет означать для ГТС Украины? Это будет означать серьезные потери в стоимостном выражении. Соответственно, Украина заинтересована в том, чтобы, скажем так, у компании был совладелец в лице российской стороны, в лице «Газпрома», который будет заинтересован в том, чтобы ГТС Украины оставалась операбельной, оставалась в рабочем состоянии, постоянно модернизировалась и была загружена газом» - объяснил журналистам перспективы Украины от строительства «Южного потока» все тот же Дмитрий Песков

А объяснять необходимость существует. Тут и Виктор Янукович прикладывает максимальные познания в газовой сфере. И призывает россиян отказаться от «южного потока». А если у них огромное желание сооружать новые газопроводы, то его можно реализовать в Украине. Отремонтировать существующую трубу и рядом построить новую.

Интересно, но эту идею Янукович высказал до «экспромта» Путина. Может, что-то подозревал (или знал). А потому, на майские праздники еще раз повторил свою мысль. Дабы никто не усомнился в его патриотических настроениях: труба будет в госсобственности, «Южный поток» - зло, а ремонтировать трубу надо. «Если эта идея («Южный поток» – «proUA») – попытка давления на Украину с целью найти с нами общий язык для последующей эксплуатации украинской газотранспортной системы, то это один разговор, и это можно еще как-то понять…Украина имеет возможности значительно увеличить объемы поставок газа в Европу при определенной модернизации газотранспортной системы и частичной ее достройке», – заявил украинский Президент.

То есть, пока совпадение сторон в процессе «объединения» - модернизация украинской трубы. А то и возможная достройка (и не только Богородчаны-Ужгород, как планировалось в 2003 году). Теперь главное определить объем работ и подбить смету. И получить, что ремонт украинской трубы окажется на уровне стоимости строительства нового газопровода. Того же «Южного потока».

Ведь еще год на зад на переговорах с ЕС Украина оценивала модернизацию своей трубы в чуть больше 3 млрд. долларов. Россиянам тогда эти оценки (как и переговоры с ЕС) не понравились в принципе. По их подсчетам, сумма на «надежность» украинской ГТС должна была быть потрачена раз в десять больше. Откуда такие цифры? Да стоит только посмотреть на стоимость строительства газопроводов в самой России.

Например, упомянутый уже «Северный поток», который пойдет через море прямиком в Германию, уже «порадовал» аналитиков своей себестоимостью. Которая, кстати, повышалась уже несколько раз. Не смотря на то, что строительство только началось.

По оценкам East European Gas Analysis, стоимость одного километра сухопутного участка «Северного потока» на российской территории почти в три раза выше, чем на немецкой. При этом немцы строят у себя тот же газопровод с таким же диаметром труб и в похожей местности. Не совпадает только себестоимость. Учитывая сложившуюся динамику, не исключено, что этот разрыв будет еще увеличиваться. Но другой проект «Газпрома» - газопровод «Джубга-Лазаревское-Сочи» обогнал даже затраты «Северного потока». И это показательный момент. Для той же украинской трубы.

Сами российские эксперты уже подсчитали основную «затратную» статью в строительных проектах «Газпрома». Это подрядчики. На плечи которых и «ложатся» основные траты бюджета российской газовой монополии. И многие из них, странным образом, напрямую связаны с российским премьер-министром. Поэтому, в любимчиках РАО компании, которыми заведуют родственники Владимира Путина, его сослуживцы или просто спраринг-парнеры по занятиям дзюдо. И чем больше мега-проектов – тем больше их прибыль. Именно по этой причине, как уже ранее прогнозировал «proUA», Россия не откажется от проекта «Южный поток». Даже в убыток собственному государственному бюджету. Не станет этому препятствие и огромные долги «Газпрома», которые уже насчитывают почти 50 млрд. долларов. Потому что стоимость этого газопровода сегодня оценивается в 25 млрд. долларов. Так сказать, широкий фронт работ.

По этой же причине, масштабный ремонт украинской трубы будет позитивно воспринят сегодня в Москве. Тем более, если часть затрат на него возьмет НАК «Нафтогаз» и украинский бюджет. По этой же причине молчит Европейский Союз, который тратить свои деньги в пустоту эффективности не имеет ни малейшего желания.

Не будут этому проекту противиться и в Украине. Во-первых, в Киеве рассчитывают на участие в модернизации украинских трубников. А особенно производителей трубы диаметром 1420, которые часто используются при строительстве газопроводов. И где тот же Ринат Ахметов имеет хорошие перспективы взять на себя часть работ. Во-вторых, традиционно, часть денег уйдет «в песок», где-то рядом с трубой, ГИС и ГРС. И произойдет на это на украинской территории. Под надзором украинских действующих лиц в «объединенной компании».

Вот только от таких масштабных затратных работ эффективность украинской трубы не вырастет. Ведь дополнительных объемов транзита никто не обещает. В отличии от дополнительных финансовых нагрузок на «Нафтогаз». Но это ли главное в ремонтных работах…

Коментарі — 0

Авторизуйтесь , щоб додавати коментарі
Іде завантаження...
Показати більше коментарів
Дата публікації новини: