Летом бензин побьет все ценовые рекорды

Летом бензин побьет все ценовые рекорды

Акцизные сборы на высокооктановое топливо выросли на 50%.

Акцизные сборы на высокооктановое топливо выросли на 50%. Не оставили чиновники в стороне и компоненты топлива — на них налог вырастет сразу в восемь раз, до 172 евро за тонну. Это значит, что уже к осени бензин может подорожать до девяти-десяти гривен за литр.

-- Доход доходу рознь

Верховная Рада приняла в первом чтении закон, который предусматривает повышение цены на бензин с высоким октановым содержанием в полтора раза, со 110 до 170 евро за тонну. Повышаться акциз будет постепенно: на 30 евро тонна горючего подорожает до 1 ноября, еще на 30 евро — к концу года. Акциз на дизельное топливо, согласно закону, вырастет вдвое, с 50 до 100 евро за тонну.

Парламентарии надеются, что таким образом удастся немного «приструнить» нефтетрейдеров, завышающих стоимость топлива. «Нефтепереработчики в составе валовых расходов задекларировали 86% затрат на приобретение товаров, работ и услуг. Такой большой процент объясняется применением схем минимизации с использованием ряда посредников для увеличения стоимости сырья в два и больше раз», — говорится в пояснительной записке.

Кроме того, повышение акцизов поможет привлечь в государственный бюджет дополнительно свыше четырех млрд грн. А на розничной стоимости топлива это не отразится, уверяют авторы закона. Правда, эксперты придерживаются прямо противоположного мнения — бензин обязательно подорожает. И будет стремиться максимально приблизиться к девяти гривнам за литр. «По нашим расчетам, подорожание составит около 70 копеек. Но ведь есть еще множество факторов, которые тоже необходимо учитывать — цены на нефть, курс доллара», — сообщил «Известиям в Украине» директор НТЦ «Психея» Сергей Сапегин.

Единственное, что может радовать в этой ситуации — подорожание будет постепенным. Ведь закон пока принят только в первом чтении. Сколько времени понадобится, чтобы принять его в целом и опубликовать в официальных правительственных источниках, неизвестно. Тем более, если первый вице-премьер Андрей Клюев уже заявил, что перед вторым чтением ставки акцизов в законопроекте будут пересмотрены в сторону снижения. «К тому же, у нефтетрейдеров должны закончиться запасы бензина, ввезенного еще по старым акцизам, а у всех запасы разные. Так что бензин будет дорожать постепенно, отражая экономическую ситуацию в стране», — уверен Сергей Сапегин.

По данным Государственного комитета статистики, на 1 мая нынешнего года в стране имелось 340 тысяч тонн бензинов и около 500 тысяч тонн дизельного топлива. С учетом того, что в месяц украинские водители «выкатывают» приблизительно 580 тысяч тонн нефтепродуктов, надолго запасов не хватит. И дорожать бензин начнет уже в начале лета. А к концу года, при условии, что цены на нефть и курс доллара останутся неизменными, его стоимость может достичь исторического максимума — девять грн за литр.

-- Состав повышения

Не обошли авторы закона вниманием и производителей так называемых компонентов бензина. Раньше эти спецматериалы облагались налогом в 20 евро за тонну (против 110 евро для бензинов с высоким октановым числом), и реализовались на заправках. Стоили они дешевле, поскольку облагались меньшими налогами. И составляли конкуренцию бензинам, не позволяя нефтетрейдерам постоянно завышать цены на свою продукцию.

Теперь же последняя возможность сохранить элемент конкуренции на рынке исчезла. Соответственно, исчез и сдерживающий фактор для роста цен. «Безусловно, из-за повышения акциза на компоненты топливо подорожает», — говорит Сергей Сапегин. Хотя, с другой стороны, это поможет навести порядок на рынке. Ведь сейчас незаконное и полулегальное производство бензина и его компонентов достигает почти 30% рынка.

Ранее любое повышение акцизов автоматически увеличивало ценники на украинских АЗС. Так произошло и в прошлом году, когда акцизы на топливо резко выросли. Однако в этом году, по мнению экспертов, возможны варианты — стоимость нефти на мировых рынках сейчас падает. Так, если в апреле нефтяные фьючерсы выросли в цене на 5%, то уже в мае они обвалились на 9%. Резкое удешевление заметили и украинские оптовики — в течение нескольких недель крупные партии бензина обошлись покупателям на 1% дешевле, чем в конце апреля.

К тому же, не допустить резкого повышения стоимости топлива намерены в правительстве, у которого достаточно рычагов для регулирования рыночных цен. Одним из них является экспертно-аналитическая группа (ЭАГ) по вопросам функционирования рынка нефти и нефтепродуктов и развития нефтеперерабатывающей промышленности при Кабинете Министров Украины. Именно она рекомендовала нефтетрейдерам снизить цены на бензин до уровня 8,1 грн/л после того, как стоимость топлива во всех регионах выросла на 3—5%, достигнув 8,3—8,5 грн/л. И, как свидетельствуют ценники на АЗС, участники рынка к предложениям правительства прислушались.

В сложившихся условиях гибридные автомобили, ездящие на сжиженном газе, станут еще более популярными, говорят эксперты. «Уже сейчас экономия при использовании такого топлива заметна. А поскольку цены на бензин будут расти, она станет достаточно существенной», — рассказал «Известиям в Украине» директор консалтинговой группы «А-95» Сергей Куюн. По его словам, сейчас объем потребления сжиженного газа составляет порядка 800—850 тонн в год, что почти в два раза больше, чем «умирающих» видов бензина марок А-80 и А-82. И в будущем потребление пропана, бутана и метана будет только увеличиваться. Но при одном условии, что правительство не заметит растущей популярности этого вида топлива и не обложит его налогом.

Коментарі — 0

Авторизуйтесь , щоб додавати коментарі
Іде завантаження...
Показати більше коментарів
Дата публікації новини: