Труба зовет

Труба зовет

В парламенте был зарегистрирован законопроект, разрешающий создание трехстороннего консорциума на базе газотранспортной системы Украины

В парламенте был зарегистрирован законопроект, разрешающий создание трехстороннего консорциума на базе газотранспортной системы Украины, в котором наша страна будет иметь 51% акций. Эксперты считают такой вариант наиболее приемлемым.

На фоне потепления украино-российских отношений, стороны активнее поднимают вопрос объединения НАК «Нафтогаз Украины» и ОАО «Газпром». Одно из таких предложений заключается в создании совместного предприятия, которое будет управлять газотранспортной системой Украины. Сейчас эти планы не могут быть реализованы, поскольку закон «О трубопроводном транспорте» запрещает корпоратизацию, передачу в концессию, в аренду, а также любые другие виды отчуждения государственного имущества.

В виду этого депутаты от коалиции решили внести поправки в закон, внеся в него формулировку: разрешается создание предприятий, основанных на смешанной форме собственности, 51% акций которых принадлежит Украине. В пояснительной записке к документу говорится, что на сегодняшний день, газотранспортная система Украины как стратегический и высоколиквидный объект государственной собственности нуждается в большом объеме средств для реконструкции и модернизации. По подсчетам автора законопроекта внефракционного депутата Василия Киселева, на модернизацию украинской ГТС требуется около 7 миллиардов евро, в то время как прибыль от ее использования составляет всего 3,2 миллиарда в год. В то же время министр топлива и энергетики Украины Юрий Бойко считает, что на первых порах хватит и 600 миллионов долларов. А европейцы оценили ремонт украинской трубы в 2,5—3 млрд долларов.

«Эффективное использование ГТС возможно только при увеличении объемов транспортирования газа или в результате создания газотранспортного консорциума при участии собственника ресурса (Российской Федерации), его транспортировщика (Украины) и потребителя (Европы)», — говорит депутат Василий Киселев. По его мнению, увеличение объемов газового транзита ожидать не стоит. «В 2009 году через нашу трубу прокачали 16 миллиардов кубометров газа при проектной мощности порядка 200 миллиардов. В 2010-ом ожидается и того меньше. Объемы прокачки по нашей трубе падают из года в год. Россия строит трубопроводы в обход Украины: и Северный поток, и Набукко. Если подождать еще немного, когда россияне запустят еще и Южный поток, наша ГТС останется невостребованной. Через год-два украинская труба будет никому не нужна», — считает Киселев.

Поэтому, по мнению депутата, нужно идти другим путем: создавать консорциум на основе украинской ГТС. «Нужно создавать совместное предприятие, в котором 51% будет принадлежать Украине, часть России и часть европейским участникам. Мы войдем в это предприятие за счет своих активов: газотранспортной системы и газовых хранилищ, остальные пусть вкладывают финансы», — предлагает Василий Киселев.

Украинские инициативы уже поддержала Москва. Во время официального визита президента России Дмитрия Медведева в Киев, глава «Газпрома» Алексей Миллер заявил, что «Газпром» может взять на себя финансирование модернизации газотранспортной системы Украины. Российская сторона выдвигает условие — соединение активов ОАО «Газпром» и НАК «Нафтогаз Украины». «В случае объединения, опираясь на финансовые возможности «Газпрома», может быть полностью модернизирована газотранспортная система Украины», — заявил Миллер. Тогда, по подсчетам экспертов, в капитале нового предприятия доля украинской компании не превысит 6,5%. Украинские эксперты отмечают, что идея объединения украинских и российских ресурсов выгодна Киеву.

Стоит «разбить «Нафтогаз» на несколько отдельных предприятий, например, на «Укргаз», который бы обеспечивал облгазы, и на компанию, которая занималась бы транзитом газа. На основе такой украинской транзитной компании можно создавать совместное предприятие с «Газпромом»,— считает старший аналитик Международного центра перспективных исследований Ильдар Газизуллин.

По его мнению, газовая сфера Украины настолько запущена и так давно не реформировалась, что без финансовой помощи России просто не обойтись. «Сотрудничество с Россией позволит модернизировать не только ГТС, но и газовые хранилища, которые также серьезно изношены. Кроме того можно будет рассчитывать на строительство на территории Украины дополнительных газовых станций, что на 30% снизит потребление так называемого технического газа (необходимого для прокачки основного объема топлива по ГТС. — Изв.)», — считает эксперт Валентин Землянский.

Коментарі — 0

Авторизуйтесь , щоб додавати коментарі
Іде завантаження...
Показати більше коментарів
Дата публікації новини: