Анатолий Луценко: …Янукович – это надолго

    С приходом новой власти политическая ситуация в Украине поменялась настолько стремительно
    С приходом новой власти политическая ситуация в Украине поменялась настолько стремительно, что возникает вопрос уже не просто о путях развития страны, а о выживании оппозиции и демократии как таковой. Очевидно, что в нынешних условиях для выравнивания дисбаланса между властью и оппозицией последней нужны новые лица и новые стратегии. Об этом
    • Сергей Гармаш, «ОстроВ»
    • 18 Червня, 2010, 16:10
    • Розсилка

    С приходом новой власти политическая ситуация в Украине поменялась настолько стремительно

    С приходом новой власти политическая ситуация в Украине поменялась настолько стремительно, что возникает вопрос уже не просто о путях развития страны, а о выживании оппозиции и демократии как таковой. Очевидно, что в нынешних условиях для выравнивания дисбаланса между властью и оппозицией последней нужны новые лица и новые стратегии. Об этом «ОстроВ» беседует с политическим экспертом Анатолием Луценко.

    - Анатолий, Янукович так резко замкнул на себе все властные структуры, что возникает вопрос, долго ли такую жесткую вертикаль будет терпеть общество и политикум?

    - Да, Януковичу и его команде очень быстро удалось сформировать моноцентричную властную вертикаль. И даже в условиях нынешней Конституции, которая предусматривает, что Президент не является главой исполнительной власти, по факту он таковым является. Фактически он единый носитель, как властных полномочий, так и ответственности. И пока что говорить о каких-то электоральных разочарованиях в Януковиче и ПР было бы некорректно. Наоборот, у них сохраняется позитивный тренд, и я прогнозирую, что до осени он будет стабилен. Возможно, падение начнется к зиме, возможно на следующую весну, - если не удастся провести комплексные реформы, которые смогут запустить экспортно-образующие отрасли производства. Но на сегодняшний день картина вырисовывается такая, что Янукович – это надолго.

    - Люди не устанут от такой концентрации власти и отсутствия действенной альтернативы ей?

    - В мире есть масса моделей, где власть сконцентрирована в президентских руках. Например, та же Франция. Это президентская республика. И по конституции глава государства является и главой исполнительной власти. Но и во Франции, согласно неписанной традиции, если в результате выборов побеждают силы идеологически несовместимые с президентом – он дает им сформировать коалицию и правительство. И опять же, исходя из политической традиции, президент в этой ситуации концентрируется на вопросах внешней политики, а внутренней занимается правительство. У нас же то, что во Франции является традицией, закреплено конституционно. И если люди устанут от политически однородной власти, они могут проголосовать на парламентских выборах за другие политические силы. Тогда Януковичу, как в свое время Ющенко, придется делиться властью, ведь у премьера сейчас больше полномочий, чем у президента.

    - А Вы считаете, что сейчас, получив почти абсолютную власть, Янукович допустит победу альтернативных политических сил, чтоб этой властью делиться?

    - Конечно, будет тяжело, им (оппозиции – авт.) придется все выстраивать заново. Блоку Юлии Тимошенко в первую очередь. Надо провести чистки, сделать работу над ошибками с глубоким анализом по каждому региону. При том, что лидер должна, - я абсолютно уверен, - принимать непосредственное участие в этом процессе. В том числе, даже на уровне исполнения кадровых решений. Потому что авторитет лидера в таких вопросах всегда является ключевым фактором. Как только лидер уходит от ответственности за непопулярные решения, как, например, Ющенко в Нашей Украине в свое время, начинается «кавардак» и маргинализация структуры. Поэтому Тимошенко нужно выстроить новую команду публичных спикеров. Ей нужно разработать новые стратегии в тех регионах, в которых она проиграла. Причем, теперь ситуация позволяет разрабатывать адресные региональные стратегии. Логика президентской избирательной кампании предусматривает, что вся политическая сила, поддерживающая своего кандидата в Президенты, выходит с едиными месиджами для электората. Это инструмент мобилизации электората и удержания электорального ядра. Но сейчас до парламентских выборов 2012 года есть запас времени, который позволяет разработать и внедрить новые электоральные стратегии в тех регионах, где БЮТ проиграл. Тогда, возможно, политическим проектам Тигипко и Яценюка не удастся отхватить у Юли уж слишком большой кусок электорального пирога. Потому что пока есть угрожающая для БЮТ тенденция выравнивания рейтинга Тигипко и «Сильной Украины» с рейтингом Тимошенко и ее блока. Поэтому БЮТу необходимо полностью пересматривать стратегию и тактику политического поведения. Я считаю, что нужно уходить от конфронтационных сценариев. Потому что отечественный избиратель, особенно избиратель Центральной Украины, радикальных сценариев не признает. Знаете, я в 2004 году руководил в штабе Ющенко оперативным аналитическим отделом и могу сказать, что тогда пиетет Центральной Украины к Ющенко, это, в том числе, была реакция на радикализм власти в отношении этого кандидата. А сейчас наоборот - оппозиция с властью как бы поменялись местами – власть позиционируется как гаситель конфронтационного пламени, а оппозиция его наоборот раздувает. И люди соответственно реагируют. Также, нужно поменять спикеров, лица блока. Потому что в имиджевом плане короля всегда делает свита.

    - Но где их взять? Были бы другие люди, наверное, и результаты выборов были бы другими.

    - У них есть люди, которых просто нужно поднимать. Во-первых, у них есть Томенко как вице-спикер Рады. У него есть функция должности, а это априори дает имиджевый ресурс. Плюс он сам по себе сильный оратор. Он умеет говорить на грани фола и всегда воспринимается журналистами.

    Надо выделить экономический блок. В него нужно вернуть Пынзеныка, Терехина поднять, Королевскую по дерегуляции, технопаркам и экономическим реформам. У нее, кстати, по реформам были разработки совместно с Акимовой, которая сейчас замглавы администрации президента.

    То есть, нужно комплексно предложить некие новые инициативы, которые будут понятны обществу, но их надо разъяснить, разжевать, тогда только будет результат. А сейчас, что мы видим – яйца покидали, шашки позажигали, правительство, так называемое, оппозиционное, не исполняет своих функций. Почему? Потому что в оппозиционном правительстве должны быть представители всего спектра оппозиции. Любой сегмент оппозиционного поля, который не входит в «теневое» правительство, работает в минус. Мешает Регламент? Значит надо изобрести другой организационный формат, который позволит объединить всю оппозицию, и в который войдут и Яценюк, и Гриценко и даже Тягныбоку нужно найти там место.

    - У нас сейчас вся политика персонилизирована - Блок Тимошенко, Партия Януковича…

    - Это беда…

    - …Допустит ли та же Тимошенко сейчас поднятия рядом с ней того же Томенко или, допустим, Королевской?

    - Можно с абсолютной уверенностью прогнозировать, что Юлия Владимировна сможет уйти от маргинализации только в том случае, если она запустит внутренние реформы в БЮТе, в кратчайшие сроки взрастит вокруг себя новый костяк, я бы, возможно, даже сказал так: затемнит некоторые сомнительные фигуры, которые в последнее время возле нее очень много светились. Что не могло не сказаться на её имиджевых характеристиках. Ей нужно показать избирателям, что у нее за спиной единая команда. Что этот человек - профессионал в этой сфере, этот – в той, а вот, например, с Пынзеныком мы когда то поругались, но он все равно профессионал и я его принимаю такого, какой он есть…. А сейчас впечатление одно -- стратегически оппозиция раздроблена, самый большой ее айсберг – БЮТ - внутренне стратифицирован, не монолитен.

    - Трудно поверить в то, что Тимошенко пойдет на такие реформы. Потому что в таком случае она может где-то добавить, но где-то, где ее воспринимают именно такой, какая она сейчас, и потерять. Поэтому давайте попробуем смоделировать выход на политический рынок все-таки новых лиц.

    - Сейчас ситуация такова, что 40% избирателей устали от всех политиков. Но проблема в том, что, насколько я могу судить по социологии, они не сформировали для себя понимания того, кого они хотят видеть. В начале президентской гонки частичным ответом на этот вопрос был Яценюк. Потом, после этой «матрасной» рекламы, симпатии «уставших» избирателей частично перешли к Тигипко. Но сейчас он в правительстве, поэтому на западной и центральной Украине у него поддержка, наверное, немного просядет. Стоит задача: надо дать ответ этим сорока процентам, которые устали от всех. Я считаю, что таким ответом должен быть идеологический проект. То есть, минимально персонифицированный. В каждой группе есть признанные профессионалы, люди, которые прошли высшие уровни госуправления. И есть новые, которые только выдвигаются. И в новом проекте должен присутствовать своеобразный симбиоз соединение опыта, авторитета и новизны, новых ожиданий. Условно говоря, в Нашей Украине, например, есть Юрий Ехануров, Давид Жвания, Ирина Геращенко; в БЮТе - Королевская, которая позиционируется как экономист реформаторского толка и Андрей Шевченко – в качестве защитника свободы слова. Есть еще другие. Если выходить на какой-то идеологический проект, они могут спокойно притягивать электорат. Но что для этого нужно? Чтобы этот проект был действительно идеологическим. Чтоб не появился опять «вождь», под шапкой которого пройдет в местную власть куча непонятных людей, а потом они его просто дискредитируют. Это мы наблюдали и в Нашей Украине, и в БЮТе… Сейчас необходимо переключать дискурс политического поля на идеологические проекты. Хотя бы потому, что идеологические проекты более живучи - там могут меняться люди, но будет оставаться идеология.

    - Какая идеология может лежать сейчас в основе такого проекта?

    - Да, в этом есть определенная проблема. Потому что избиратель не разбирается в идеологиях. Люди реагируют на ценности. Людям нужно говорить: мы за свободу слова, за частную собственность на землю, за либерализацию экономики, - значит мы либералы. Или мы за сохранение традиций и либеральные ценности в развитии экономики, - значит мы консерваторы... Идеологию надо донести через ценности. Другого пути нет.

    - Каждая политическая сила опиралась на своих олигархов. Как получилось, что сейчас практически все олигархи поддерживают Януковича и долго ли будет сохраняться такая ситуация?

    - Не знаю, я уже не совсем в этом уверен, потому что после Лугансктепловоза, мне кажется, начнется определенное брожение. Вообще, такое проходили все президенты, и Ющенко и, теперь, Янукович. Сначала, после победы, все олигархи суперлояльны к власти. Потом, когда начнется конкретная тема бизнес-интересов, они будут потихоньку искать другие ниши. Более того, это миф, что олигархи поддерживают кого-то одного. Всю нашу политическую историю олигархи всегда, даже при Кучме, раскладывали яйца в разные корзины. Только в одну корзину они клали большие яйца, а в другие - поменьше. Сейчас, мне кажется, начнется определенное разочарование украинских олигархов в связи с приватизационными процессами, потому что между ними возникнет внутренняя конкуренция. Им под одним политическим зонтиком станет очень тесно и они начнут искать другие . Это объективный процесс.

    - Мы говорили о новых лицах в оппозиции. А новые лица во власти, в Партии регионов? Там возможен выход на арену новых людей, учитывая, что партия осталась вне приоритетной сферы внимания Януковича и других лидеров ПР, перешедших во властные структуры?

    - Чем сильна команда Януковича – так это тем, что они дают лидеру возможность концентрироваться на тех направлениях, которые ему удобны, подбирая на другие направления верных ему людей. Например, Азаров – премьер-министр. Это удобная кандидатура для Януковича, потому что Азаров никогда ни на что претендовать не будет. Хотя у Азарова по Конституции больше полномочий, чем у Януковича. Это с одной стороны большой плюс. Но с другой стороны это и минус. Потому что ближайшее окружение лидеров имеет свойство качественно изменяться, но в нем сохраняется стандартное количество людей. И мне кажется, что партийный проект (Партия регионов – ред.) от этого может пострадать. Потому что все эти люди – в недавнем прошлом партийные функционеры -- сейчас будут задействованы в администрации, правительстве, в областных администрациях и т.д. Обратите внимание, сегодня Партия регионов как самостоятельный субъект информационного пространства резко отошла даже не на второй, а на третий-четвертый план. В информпространстве сейчас есть Президент, коалиция, правительство. Партия регионов, когда была оппозиционной силой, была главным спикером. А сейчас она опустилась на нижний уровень, даже после фракции ПР. Это не пойдет ей на пользу. Хотя, обычно такого рода партийные проекты имеют запас прочности. В нынешней ситуации, когда власть сконцентрирована и понятно, кто назначает на должности и снимает с них, Партия регионов будет держаться. Несмотря на внутренние противоречия.

    Когда начнутся проблемы? Я думаю, через год, когда определится перспектива парламентских выборов. Тогда обострятся конфликты групп интересов внутри партии. Второе – обострится борьба между политиками за место в списке, третье - общественная усталость от этого, либо уже следующего правительства. Эти тенденции могут работать на разрыв. И я думаю, что, особенно те политики, которые по списочной или должностной темам останутся за бортом, они будут, даже на региональном уровне, формировать что-то, возможно, союзническое, но уже не в этой партийной структуре. Но опять же, эти факторы, с одной стороны, должны совпасть во времени, а с другой – сильное административное управление может их нивелировать. Как в свое время при Кучме.

    - В таком случае, каковы перспективы фракции БЮТ. До какой степени она будет рассыпаться и когда будет пик этого рассыпания?

    - Сейчас рассыпание приостановится. Это объективно. Его приостановят местные выборы. Потому что часть бютовских спонсоров, которые, возможно, в интересах бизнеса могли бы дрейфовать в сторону властной команды, сейчас подождут до начала избирательной кампании. Ведь они на местах в брэнд БЮТа достаточно вложили и, я уверен, подождут до конца местных выборов для политической капитализации своих инвестиций. Потом зима - период праздников. Вот весна будет зоной риска для БЮТ. Если Блоку удастся продемонстрировать хороший результат на местных выборах, то спонсоры партии будут понимать, что лучше еще попридержать коней. А потом уже осень и, практически, начнется парламентская избирательная кампания. Она, возможно, будет стартовать при позитивных для БЮТа рейтинговых показателях. Если же всё будет наоборот - тогда одноименная фракция в парламенте просто рассыплется как карточный домик.

    Коментарі ()
    1000 символів залишилось
    НАЙПОПУЛЯРНІШЕ