В число «жертв» Литвинова российские следователи пытались записать 39 убитых, в том числе несовершеннолетнюю девочку…
Украинец Сергей Литвинов осужден сегодня на восемь с половиной лет лишения свободы в колонии строгого режима.
Очередное дело против гражданина Украины, которое правозащитники и адвокат Виктор Паршуткин, защищавший Литвинова, называеют политическим, осталось не замеченным. Особенно, если сравнивать с громким процессом над Надеждй Савченко, проходившем всего в 70 км от Тарасовского районного суда, где судили Литвинова.
Литвинова задержали в Тарасовской районной больнице, куда он попал после того, как пересек границу вместе с другими беженцами из Луганской области. Главврач Валентина Глухова заверила, что когда летом 2014 года российские полицейские задерживали Литвинова в стенах больницы, он не оказывал сопротивления и к нему не применяли физическое воздействие. То же самое рассказал руководитель наряда полиции, который осуществлял задержание. «Литвинова задержали по 91 статье УПК («Основания задержания подозреваемого» - ред.), - пояснил полицейский. - Он не выглядел избитым или пострадавшим». Во время допроса в суде Литвинов рассказал историю, что сотрудники ФСБ забирали его из больницы, вывезли на территорию Донецкой области, не подконтрольную Украине, где пытали в лесу. После чего вечером того же дня привезли его обратно в больницу, а уже на следующий день он был арестован.
Судя по всему, эта история вымышленная. Литвинов обучался в спецщколе для детей с отклонениями в развитии и во время судебного процесса часто вел себя неоднозначно. Тем не менее, адвокат, после совещания с консульской службой Украины, подавать ходатайство о проведении экспертизы его умственного состояния не стал. «Литвинов, при всех проблемах с умственным развитием, весьма определенен в отношении к выдвинутыми против него обвинениями: он не признает себя причастным к разбою, он последовательно говорит о том, что никогда в селе Колесниковка не был, и с гражданином, который признан потерпевшим, а я считаю лже-потерпевшим, он встретился только во время очной ставки во время следствия. Поэтому все другие его фантазии, вопросы его, мягко говоря, странного поведения, меня, как адвоката, мало интересуют. Иначе мы можем создать ситуацию, когда к нему применят меры принудительного характера и он будет находиться в российской тюремной психушке. Нам этого не надо», - прокомментировал отказ от проведения экспертизы Паршуткин.
Литвинова судили по части 3 статьи 162 УК РФ («Разбой, совершенный с незаконным проникновением в жилище, помещение либо иное хранилище или в крупном размере», - ред.). По версии следствия, он вместе с двумя неизвестными украинскими военнослужащими приехал в село Колесниковка Луганской области, где, угрожая оружием, проник в дом к гражданину России Александру Лысенко, отнял у него ключи от двух автомобилей и украл их. Украинцу грозило наказание в виде лишения свободы от 7 до 12 лет, прокурор попросил для него 9, судья Светлана Шаповалова назначила на полгода меньше.
Позиция защиты: Литвинов вообще никогда не встречался с потерпевшим до следствия. Лысенко появился в деле украинца через год после его задержания. Только после этого возникло обвинение в разбое. Целый год Литвинов находился в СИЗО по обвинению в незаконных методах ведения войны, то есть массовых расстрелах и изнасилованиях мирных граждан Луганской области.
Как и во всех политических делах украинцев, которые рассматриваются российскими судами, кроме обвиняемых фигурируют представители украинской власти, силовых структур и политического руководства. У Литвинова такими фигурантами, против которых реально было направлено изначально его дело, были министр МВД Арсен Аваков, который якобы отдавал приказ о расстреле мирных жителей в Луганской области, предприниматель Игорь Коломойский, якобы за эти убийства плативший, и командир добробата «Днепр-1» Юрий Береза, бойцы которого эти убийства якобы осуществляли. Среди «жертв» Литвинова «числится» 39 убитых, в том числе несовершеннолетняя девочка, и несколько изнасилованных женщин. «Показания» украинца, составленные следователем СК РФ Подопригором составляют несколько десятков страниц, на которых с маниакальной дотошностью описываются сцены изнасилований и убийств.
Адвокат Виктор Паршуткин и киевская правозащитница Мария Томак попытались проверить информацию следователей и выяснили, что никого из списка «жертв» Литвинова вообще никогда не существовало. Когда информация об этом официально поступила через консульскую службу Украины, Следственный комитет отказался от обвинений. Управление по расследованию преступлений, связанных с применением запрещенных средств и методов ведения войны Следственного комитета, которым заведовал тогда генерал Александр Дрыманов, инициировавший следствие по делу Надежды Савченко, осталось в данном случае без работы. В деле Литвинова есть результаты психолого-психофизиологической экспертизы, согласной которой его подпись под первичными показаниями была поставлена под давлением. «В ходе психофизиологического исследования с использованием полиграфа 73% психофизиологических реакций Литвинова свидетельствуют о том, что он подвергался физическому и медикаментозному воздействию (пыткам) с целью дачи признательных показаний об участии в карательных операциях батальона «Днепр», - признали эксперты. Никакой реакции на факт пыток в отношении Литвинова не было.
«Потерпевший» Александр Лысенко появился через год после задержания Литвинова, когда стало окончательно ясно, что обвинение в массовых убийствах не состоятельно. «В один из дней в июне 2014 года ко мне приехали несколько человек, в том числе и он. Напали на меня, угрожая автоматами. После этого спросили у меня ключи от автомобилей, я сказал, что они на веранде. Они взяли их и забрали два автомобиля. УАЗ был на ходу, а у второго не было аккумулятора, и они его отбуксировали с помощью УАЗ», - рассказал он следователям. В ответ на запрос, пограничная служба Украины предоставила справку, согласно которой Лысенко уехал из страны в феврале 2014 года и больше границу никогда не пересекал. Украинская ГАИ также ответила на запрос об «украденных автомобилях». Согласно данным полицейских, старый Opel принадлежит жителю Молодогвардейска, с регистрации снят еще в 1997 году, а номер, указанный в заявлении Лысенко, относится к другой машине, числящейся в розыске. УАЗ, на котором якобы уехал Литвинов, до сих пор числится за жителем Луганска Александром Лысенко, но гражданином Украины, а не России.
Противоречия в деле Литвинова суд учитывать не стал, согласился с гособвинением и признал украинца виновным. Виктор Паршуткин называет дело придуманным и политическим, несмотря на то, что статья уголовная. «Эти процессы были инициированы тогда, когда шли военные действия, продолжение их сейчас — это большая политическая ошибка. Людей судят за то, что они не совершали. Эти все процессы носят политический характер, направлены были на то, чтобы возбудить ненависть и вражду между двумя нашими народами, между Россией и Украиной», - считает адвокат.
Сторона обвинения обжаловать приговор, по всей видимости, не станет. Апелляционная жалоба от адвоката была направлена по почте в Тарасовский суд уже через час после оглашения приговора. На положительный результат ее рассмотрения Паршуткин не надеется и планирует подать жалобу в Европейский суд по правам человека. Кроме этого он заявил о том, что будет подавать иск о защите чести и достоинства Литвинова против целого ряда российских СМИ, в том числе Первого канала, в эфире которого его подзащитного «ославили, как массового убийцу». Еще один иск будет подан адвокатом по поводу компенсации, которая, по мнению Паршуткина, должна быть выплачена Россией Литвинову за год, проведенный в СИЗО по обвинению, впоследствии снятом Следственным комитетом.
«Заявляем решительный протест решению российского суда по сфабрикованному делу против Сергея Литвинова, - отреагировала спикер Министерства иностранных дел Украины Марианна Бетса. - Назначенный «срок» - очередное подтверждение отсутствия правосудия в России. Продолжаем бороться за каждого нашего политзаключенного».
У дела Литвинова есть неплохие шансы быть рассмотренным ЕСПЧ в ускоренный срок, если учесть доказанный факт пыток. Однако, в отличие от имен Сенцова, Кольченко, Савченко, Афанасьева и других украинцев, Сергея Литвинова в списках на обмен нет.
Коментарі — 0