Арест Макаренко. Как Председатель СБУ выбивает деньги из Украины

Арест Макаренко. Как Председатель СБУ выбивает деньги из Украины

Впервые в украинской политической практике, руководитель арестован за исполнение своих прямых служебных обязанностей!

«Ребята, мы все, на мой взгляд, глубоко ошибаемся. Тезис о том, что бизнес должен быть отделен от политики, - он или идеалистический, или сумасшедший». Эта фраза председателя Службы безопасности Валерия Хорошковского является ключевой для понимания ситуации в связи с арестом экс-главы Государственной таможенной службы Анатолия Макаренко.

Уникальный случай. Впервые в украинской политической практике, руководитель арестован за исполнение своих прямых служебных обязанностей! Макаренко инкриминируется «преступная халатность» за растаможку 11 миллиардов кубов газа, которые, по мнению швейцарской компании «Росукрэнерго», принадлежали ей, и которые на основании договора между правительством Украины и РАО «Газпром», перешли в собственность НАК «Нафтогаз». Формально, нет фактов, которые говорят о долевом партнерстве Фирташа и Хорошковского по поставкам газа. Говорят, что 30% интерес Валерия Ивановича в этих 11 миллиардах кубов есть, но документов, которые бы подтверждали этот тезис пока не опубликовано. Впрочем, о близких связях Хорошковского и Фирташа говорят публичные шаги председателя СБУ.

Именно из-за Фирташа Хорошковский ушел с таможни и смертельно рассорился с Тимошенко. Именно из-за Фирташа, зампред СБУ Хорошковский послал спецподразделение «Альфа» для захвата офиса НАК «Нафтогаз» в марте 2009-го. Более того, Хорошковский из-за газа уже оказывал незаконное воздействие на сотрудников таможни, которые обязаны были провести растаможку. О-бя-за-ны. Потому что таможня не принимает решения о законной принадлежности собственности. Таможня это не суд. И если правительство высылает распоряжение о растаможке газа, таможня обязана его выполнить. Тем не менее, по приказу Хорошковского, в марте 2009-го СБУ арестовало сотрудника Энергетической таможни Тараса Шепитько за растаможку данной партии газа. Дело рассыпалось, разумеется, и Шепитько отпустили. Таким образом Валерий Иванович просто давал сигнал всем чиновникам, что он устроит ради своего газа при подходящих обстоятельствах.

Макаренко и сотрудники таможни просто выполняли свои функции, и об этом говорят как многочисленные документы, так и официальные заявления премьер-министра Тимошенко.

«Таможенник не совершил никаких преступных действий – выступила премьер 4 марта 2009-го по поводу ареста Шепитько - он растаможил природный газ, который Государство Украина в лице НАК Нафтогаз Украина купила у Газпрома - растаможил на НАК Нафтогаз Украины… Он не подчинился преступным приказам растаможить этот газ на коррупционной основе для теневой структуры RosUkrEnergo… 11 млрд.кубометров… Они официально и законно куплены, они полностью растаможены и сегодня являются собственностью НАК \"Нафтогаз Украины».

Да, коммерческий арбитраж в Стокгольме принял решение в пользу «Росукрэнерго». Однако ни Генеральная прокуратура Украины и ни один украинский суд таких решений не принимали. И даже правительство Николая Азарова не торопится признавать этот спорный газ своим долгом. Дело в том, что договор переуступки долга по данному газу был подкреплен официальным договором между НАК «Нафтогаз» и акционером «Росукрэнерго» - «Газпромом», располагающим в «РУЭ» 50% пакетом акций. В то время как истец Дмитрий Фирташ, располагает в «РУЭ» 45 %. Поэтому вопрос правомерности в принципе претензий «Росукрэнерго» - дискуссионный. И несмотря на полную поддержку со стороны Фирташа избирательной кампании Виктора Януковича, новые власти не торопятся решать вопрос с газом. Потому что слабая позиция «РУЭ» в этом вопросе позволяет Азарову во-первых, оттянуть сроки возможных расчетов с Фирташем, а во-вторых, оптимизировать эти выплаты – вернуть долги бартером, и без штрафных санкций, например. И премьер-министр поэтому не торопится признавать долг. А глава администрации Президента Сергей Левочкин прямо заявил, что решение возврат Фирташу газа «Росукрэнерго» - вопрос неурегулированный, несмотря на решения шведского арбитража: «Что касается возврата денег «РУЭ», то никаких денег сейчас и никакого газа Украина возвращать не собирается. Мы ждём сейчас официальных документов из Стокгольмского суда. И после этого правительство Украины будет принимать решение о тактике дальнейших действий. Я подчёркиваю: правительство Украины. Потому что речь идет о больших объёмах природного газа».

Однако Хорошковский решил форсировать события. Но почему-то, в обеспечение решения коммерческого арбитража из Швеции, которое не признано официальными органами Украины, председатель СБУ решил провести действия уголовно-процессуального характера. Хорошковский арестом Макаренко продемонстрировал, что он лично, как высокопоставленное должностное лицо, признает долг Украины перед швейцарской компанией!

То есть забавная ситуация складывается в нашей стране – решение о признании или непризнании долгов принимает не уполномоченная структура – Кабмин, а служба госбезопасности! В инициативном порядке, так сказать. «Жить стало лучше, жить стало веселей» - как метко процитировал Иосифа Виссарионовича Николай Янович.

Очевидно, что арестом Макаренко председатель СБУ хочет повлиять на позицию правительства Украины. Он не хочет связываться с Тимошенко, которая несет ответственность как прямой начальник Макаренко. Логика бизнесмена проста - Хорошковскому надо всего лишь дезавуировать подписи руководства таможни, и таким образом добиться признания незаконности всех подписанных ними документов – в том числе по газу. Арест Тимошенко ничего не даст - потому что «Газпром», собственник «Росукрэнерго», сделку признал и подписал в установленном законом порядке. Но шума из-за лидера оппозиции было бы куда больше, история имела бы колоссальный резонанс, и лоббизм Хорошковского стал бы слишком очевиден не только в Украине, но и за рубежом.

Такое циничное и откровенное использование Службы безопасности для урегулирования коммерческих интересов иностранной компании, к которой Валерий Иванович якобы не имеет никакого отношения, само по себе должно быть предметом расследования со стороны департамента контрразведывательной защиты экономики государства СБУ. Но эту структуру, компетентную в данном вопросе, Хорошковский предусмотрительно приватизировал. Как дальше председатель СБУ будет выбивать деньги из Украины в интересах своих бизнес-партнеров? Пошлет «Альфу» изъять 1,7 миллиарда долларов из хранилищ Нацбанка в обеспечение решения Стокгольмского суда? Арестует за халатность слесарей «Нафтогаза», которые откручивали краник для приема «фирташевского» газа в хранилища? Арестом Макаренко Хорошковский показал, что СБУ для него – это всего лишь «бригада» по выбиванию долгов…

Коментарі — 0

Авторизуйтесь , щоб додавати коментарі
Іде завантаження...
Показати більше коментарів
Дата публікації новини: