Здесь продаются местные выборы

    Новый закон о местных выборах спутал карты не только молодым и амбициозным политическим силам, но и партиям, лидеры которых совсем не имеют амбиций войти во власть. В данном случае речь идет о партиях, которые являются таковыми лишь на бумаге, а фактически – являются своего рода политтехнологическим «Макдональдсом», или универсамом, выставляющим на продажу «полуфабрикаты». Иначе говоря, это бизнес-проекты, основные клиенты которых – это представители местных элит с амбициями, но без поддержки легально существующих ячеек политических партий.
    Новый закон о местных выборах спутал карты не только молодым и амбициозным политическим силам, но и партиям, лидеры которых совсем не имеют амбиций войти во власть. В данном случае речь идет о партиях, которые являются таковыми лишь на бумаге, а фактически – являются своего рода политтехнологическим «Макдональдсом», или универсамом, выставляющим на
    • Алексей Педосенко, «Главком»
    • 20 Серпня, 2010, 13:00
    • Розсилка

    Новый закон о местных выборах спутал карты не только молодым и амбициозным политическим силам, но и партиям, лидеры которых совсем не имеют амбиций войти во власть. В данном случае речь идет о партиях, которые являются таковыми лишь на бумаге, а фактически – являются своего рода политтехнологическим «Макдональдсом», или универсамом, выставляющим на продажу «полуфабрикаты». Иначе говоря, это бизнес-проекты, основные клиенты которых – это представители местных элит с амбициями, но без поддержки легально существующих ячеек политических партий.

    Новый закон о местных выборах спутал карты не только молодым и амбициозным политическим силам, но и партиям, лидеры которых совсем не имеют амбиций войти во власть. В данном случае речь идет о партиях, которые являются таковыми лишь на бумаге, а фактически – являются своего рода политтехнологическим «Макдональдсом», или универсамом, выставляющим на продажу «полуфабрикаты». Иначе говоря, это бизнес-проекты, основные клиенты которых – это представители местных элит с амбициями, но без поддержки легально существующих ячеек политических партий.

    Партийная толкучка

    Действующие сегодня в Украине 182 партии можно условно разделить на четыре категории:

    - Парламентские партии, претендующие на места в местных советах, опираясь на ресурсы собственных, сложившихся партийных организаций;

    - «Околопарламентские», то есть близкие к попаданию в раду, о чем свидетельствует рейтинг этих политических сил или их лидеров;

    - Непарламентские, без особых оснований для попадания в Раду, но с соответствующими амбициями;

    - Непарламентские партии или мелкие парламентские партии, прагматично оказывающие «содействие» кандидатам в местные советы и мэры в выдвижении, проведении кампании, отдающие «во франчайзинг» целые региональные организации, а сегодня сотрудничающие еще и с потенциальными кандидатами в депутаты по мажоритарным округам.

    Именно четвертая категория партий сегодня составляет коммерческий рынок. Этот рынок окреп в середине 2009 года, когда перед Украиной замаячила перспектива местных выборов. Тогда многие политики поспешили прикупить себе партию с регистрацией и начали неспешно регистрировать местные организации. Но весной 2010 года оказалось, что местные организации как раз и надо было регистрировать максимально оперативно, ведь новый закон требует для участия в выборах иметь местную организацию, зарегистрированную не позднее 31 октября.

    Теперь же на рынке технологических партий новое оживление, связанное с новыми обстоятельствами. Участвуют в своеобразных торгах лишь те политические силы, которые давно имеют свои региональные организации – чаще всего тоже существующие на бумаге. Мы попытались прощупать именно этот рынок.

    Порядок за $10 тыс.

    Как оказалось, после некоторого оживления, связанного с принятием закона о местных выборах, на рынке технологических партий царит некоторое затишье – все ждут официального старта кампании. И все же отдельные игроки уже начали настойчиво предлагать свои услуги по выдвижению кандидатов.

    «Выдвижение кандидатом в депутаты — Киев, Севастополь, Крым, все облсоветы — политическая партия «Партия народный порядок» www.pnpua.com тел 066 888 XX XX Проведение избирательных кампаний. Консультации», - такие объявлениями наполнены комментарии под статьями на многих общественно политических Интернет-сми.

    Мы решили дозвониться по номеру, указанному в объявлении. Трубку взял мужчина, у которого «Главком», представившись подчиненным одного из потенциальных кандидатов в депутаты облсовета, поинтересовался, можно ли решить вопрос выдвижения по «мажоритарке». «Если у вас есть ресурс, то есть шанс там пройти… Вы работаете сам от себя на свое политическое продвижение. У нас есть членский взнос, который надо заплатить и, пожалуйста. Это 10 тысяч долларов. Это сейчас, в сентябре будет дороже», - ответил собеседник.

    И здесь есть монополисты

    Некоторые партии сдерживаются от откровенной рекламы в СМИ, ограничиваясь лишь предложениями, которые распространяют через собственные сайты. С такими предложениями, например, выходит к потенциальным кандидатам Либерально-демократическая партия Украины (ЛДПУ).

    «ЛДПУ приглашает представителей местных элит, инициативные группы к сотрудничеству и готова предоставить структуры (свои и партнеров) для создания местных блоков», - говорится на сайте партии. – Юридическая и информационная поддержка, консультации по различным аспектам ведения избирательной кампании и текущей работы советов, предоставление своих разработок, в том числе местных брендов, содействие реализации местных проектов сделает сотрудничество с ЛДПУ незаменимым».

    «Главком» дозвонился до лидера ЛДПУ Игоря Душина. Он не стал скрывать от нас, что занимается содействием кандидатам в мэры и депутаты местных советов. «Есть организации, которые предоставляют услуги людям, проснувшимися в последний момент. Это 24 партии, с которыми у нас есть соглашение. Они участвуют в этом на разных условиях, предоставляя возможность выдвижение кандидатам. Очень разные партии, начиная от националистов – заканчивая коммунистами», - заявил Душин. То есть, фактически его структуры пытаются монополизировать этот рынок.

    Но, по словам лидера ЛДПУ, сегодня на этом поприще – полный штиль, основные ранее беспартийные местные политики стремятся попасть в списки Партии регионов. «Другой политической борьбы я пока не вижу. Все самостоятельные игроки, которые могли бы проявить себя в местных избирательных блоках, начали записываться к регионалам», - говорит Игорь Душин.

    По словам политтехнолога Павла Карайченцева, Игорь Душин сегодня является неформальным координатором внепарламентских партий. «Так как ни одна непарламентская партия не имеет необходимых структур, если вы собираетесь выдвигаться, то вы приходите к Игорю Душину и уже он организует политический процесс. Отдельно с партиями вы не договоритесь, потому что у маленьких партий очень лоскутно представлены структуры», - подтвердил он «Главкому» своеобразную монополию Душина.

    Политолог убеждает, что лидер ЛДПУ предлагает достаточно демократичные условия выдвижения от имени его партии и ее союзников. «Те расходы, которые они просят оплатить, это чаще всего лишь расходы на процедурные вопросы: содержание офиса, юридическое сопровождение и т.п.», - говорил эксперт.

    Но на этом поле есть и самостоятельные игроки. По словам Игоря Душина, таким в части является лидер партии «Третья Сила» Василий Гаврилюк, который сегодня предоставляет возможность местным лидерам входить в руководство партии в регионах, но делает это якобы скорее с прицелом на парламентские выборы. Так или иначе, пока непонятно какие из устных договоренностей партий-маргиналов с местными политиками сыграют – до 7 сентября еще есть масса времени, и многое что может измениться. Но как отмечают эксперты, у партии Гаврилюка сегодня одна из наиболее удобных тактик как для самого лидера «Третьей силы», так и для местных элит.

    Еще несколько малозаметных политических сил предлагают выдвижение от своего имени по результатам определенного конкурса. Так, в частности, действует «Всеукраинская партия народного доверия» (ВПНД). Павел Карайченцев рассказал «Главкому», что многие маргинальные партии, такие как ВПНД, сегодня бесплатно предлагают свои услуги по выдвижение кандидатов в депутаты. Эта категория партий тоже может рассчитывать на определенный успех в поиске новых соратников. Кроме тех кандидатов, кто спешит в ПР или к новым известным политпроектам, в регионах хватает персон, которым необходимо просто решить вопрос выдвижения. Происходит это чаще всего таким образом: местные лидеры, чтобы быть уверенными, что они не станут жертвами политических интриг, хотят приобрести какую-то областную или городскую организацию или взять ее в аренду. «Покупатели» переоформляют ее на своих людей, таким образом, завязывая на себе все юридические процедуры. Это, по словам специалистов, сегодня наиболее распространенная практика

    Еще одна группа партий - это партии, которые обещают выдать протокол о выдвижении. «На сегодня этого рынка не существует. В стране существует большое количество партий, которые обещают сделать это бесплатно. Говорят: «Да, пожалуйста, выдвигайтесь бесплатно, мы вам любую печать поставим». У меня есть подозрения, что как рынок он состоится только в сентябре», - предполагает Павел Карайченцев. Он побаивается, что те партии, которые сегодня обещают бесплатно предоставить протоколы о выдвижении, вряд ли понимают, что есть громадное количество формальных процедур, связанных с получением этого протокола. Это, в свою очередь, требует значительных расходов. Связано это с тем, что у партий, имеющих на бумаге развернутые структуры, часто утеряны свидетельства, утеряна связи с людьми, которые числятся главами местных организаций и может оказаться, что провести конференцию по выдвижению просто физически некому. Потому в цене нынешней осенью будут именно те структуры, которые не имеют вышеописанных проблем.

    Яценюк и Кличко нашли выход?

    В Украине также сформирована категория партий, которым почти удалось заключить выгодные сделки с перспективными украинскими политиками, которых новый закон лишил возможности побороться за места в местных советах. Речь идет, прежде всего, об Арсении Яценюке и Владимире Кличко. Так по информации «Главкома» Яценюк близок к формализации соглашения с партией «Солидарность», которую в начале 2000-х возглавлял Петр Порошенко. Владимир Кличко уже почти ударил по рукам с Партией малого и среднего бизнеса, которую ранее связывали с Александрой Кужель, а сейчас ПМСБ возглавляет Ярослав Мисяць.

    По мнению главы Киевского института проблем управления им. Горшенина Владимира Фесенко, такие лидеры как Яценюк и Кличко могли теоретически могли бы призвать своих избирателей проголосовать за списки другой политической силы, которая выдвинет кандидатов от «Фронта перемен» или партии Кличко «УДАР». «Но стоит ли это делать? Я думаю, что нет. Ребрендинг уместен тогда, когда партия с ним пойдет на местные выборы, чтобы затем пойти на парламентские. Нельзя менять имя ежегодно, избиратель этого не поймет. Это, скорее всего, обернется потерей части сторонников», - убежден Фесенко.

    Гораздо логичнее, по мнению политолога, договориться с малоизвестными партиями о выдвижении представителей партий Яценюка и Кличко в можоритарных округах. «Потом эти люди создают фракцию в местном совете под названием «Фронт перемен» - и все логично», - считает Владимир Фесенко.

    Можно добавить, что в конце августа многих игроков сдерживают надежды, связанные с началом очередной сессии Рады. В июле представители большинства не исключали, что закон о местных выборах претерпит изменения, но лишь косметические. Сегодня же в СМИ снова заговорили о возможной коррекции закона. Напомним, что вносить изменения в правила игры предстоящей предвыборной кампании Рада может до 10 сентября – дня официального старта политических состязаний в регионах.

    Коментарі ()
    1000 символів залишилось
    НАЙПОПУЛЯРНІШЕ